Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Иштадлут, Меир Левин, Египет, Авраам, Упование, Связь с Творцом, Рассказы
Аврам приходит в место, в которое его послал Всевышний. Там начинается голод. В чем дело? Всевышний при помощи испытаний формирует новый тип праведника. Какая разница между Аврамом и Ноахом?
Если ввести образное сравнение, то Ноах уподоблен электрическому прибору, питающемуся от сети. Аврам некоторое время в состоянии питаться «от батарейки». Эта сила, переданная его потомкам-евреям, позволяла им сохранять веру в Б-га даже в страшные времена преследований.
Что же должен был сделать праведный Аврам в голод? Сидеть и ждать «манны небесной», как рекомендует Рамбан? Рамбан считал, что Аврам ошибся, спустившись в Египет в поисках хлеба, и потому потребовалось вмешательство Всевышнего для спасения чести его супруги. Еврейский народ, повторяя его путь, также ищет в Египте хлеб и попадает в рабство. В итоге Всевышнему приходится чудесами спасать честь всех еврейских женщин от похотливых египтян.
Возможно, прав Раши, который считает действия Аврама абсолютно оправданными. Человек должен надеяться на Б-га, но и сам искать выход. Обычно в этом месте меня спрашивают: а что я сам думаю, кто прав — Раши или Рамбан? Отвечаю: «кто я такой, чтобы быть арбитром в их споре?». Настаивают.
— А все-таки?
— У нас евреев бывает, что спорят двое и оба правы.
— Так не может быть.
— Через всю Тору проходит спор 2 школ еврейских мудрецов: Гилеля и Шамая. Спор бескомпромиссный и принципиальный.
В периоды мира в нашем народе женщины из дома Гилеля выходили замуж за мужчин из дома Шамая и наоборот. Выходили и счастливо жили, несмотря на различие в воспитании. Потому что знали, что должны слушать мужа. Не как некоторые сегодняшние невесты, которым главное, чтоб жених ходил в шляпе Барсолино. А кто кого будет слушаться — это мы ещё поговорим…
Но все-таки, как насчет правоты?
Жил-был один человек. У него была мечта: спросить Всевышнего, кто всё же прав — Гилель или Шамай? И вот прошло 120 лет. Он очутился перед лицом Создателя и задал заветный вопрос. «Говорит мой сын Гилель так… Говорит мой сын Шамай так… А Я слушаю» — ответил ему Всевышний.
Я, изучая Тору, всегда пытаюсь найти такое объяснение, при котором спора на самом деле нет. Поэтому и хочу вспомнить слова песни «Старик», которую я написал на слова Арье Юдасина.
Почему-то мне кажется, что песня эта про Аврама, хотя автор утверждает, что сюжет выдуманный.
О чем говорится в песне? Жил старик, который каждое утро за все благословлял Б-га. И вот однажды пьяный солдат выстрелил в старика. И тот благословил стрелу, летящую в его окно. И в тот же день Всевышний изменил приказ, и прекратились все несчастья.
Супруга спросила, как можно искренне благословлять летящую в твое окно стрелу? Я не нашёлся, что ответить. Учитель сказал: «можно, если ты уверен, что всё от Всевышнего к добру».
Я не знаю кто прав, Раши или Рамбан? Надо ли было идти или оставаться? Но я уверен в одном, что в любом случае Аврам благословлял Всевышнего за всё.
И нынче в час, когда термометры на земном шаре помешались от жары и народ на народ идёт войной, «настало время вспомнить старика, благословляя всё, что дал Создатель».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.