Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Мир в доме, Меир Левин, Любовь, Авраам, Сара, Взаимопонимание, Рассказы
Начну, как всегда, с анекдота. Нет, вы не поняли, и не надо кричать! Я сам чувствую, что вам уже надоели грузинские анекдоты. Еврейские тоже не буду рассказывать. Не дождётесь!
А расскажу вам анекдот про русского, не просто про русского,а про нового русского, без капли примеси еврейской крови. Скажете, такого не бывает? — Ещё как бывает! В анекдоте хотя бы точно бывает!
Так вот, новый русский поехал с другом в Париж, забыв о том, что они «нужны в Париже, как в бане пассатижи». Оторвались они в Париже по полной программе: с Эйфелевой башни 10 минут плевали, в ресторане «Максим» 20 раз заставили петь «Комбат, батяня», икру ведрами кушали, коллекционное «Клико» за 10 тыс. долларов бутылка пили. В общем, возвращаются они домой. Приходит новый русский к жене и начинает рассказывать: «Слышь, стою на Монмартре, направо посмотришь, ну — вообще! Налево посмотришь, ну — вообще! Назад посмотришь, ну — вообще! Чего ты, дура, плачешь?» — «Ой, Вань, красота-то какая!».
Почему я вспомнил этот анекдот? Позавидовал я олигарху. Не его деньгам, они меня не волнуют, и не Парижу, где я нужен, как в бане лыжи. И не даже не тому, что он плевал на всех с Эйфелевой башни — я высоты боюсь и у меня воображение богатое. Я могу со второго этажа плюнуть и представить, что плюю с Эвереста. Чему же я завидую? Жена у него хорошая, с полуслова понимает.
Это, видать, потому что он олигарх, а я кто? Да нет, просто любит она его! А это главное. Вот у меня был одноклассник-олигарх, в 1998 году обеднел, всё продал, пришел домой и говорит: «Потерял я всё, кроме твоей любви». А она в ответ: «Я тебя всегда любила и всегда буду вспоминать». Теперь делу время, а потехи час уже кончился.
Роль женщины у религиозных евреев представляют порой весьма превратно. «Сострадательные» критики именуют её «машиной для рождения», «кухаркой» и т.д.; утверждают, что с её мнением никто не считается. Так ли это?
Однажды в субботу мы с супругой были у Бено Джинджихашвили. Мы давно дружим, если можно назвать дружбой отношения, которые нас связывают. Я вдвое старше его. Однако, встав на путь возвращения к Всевышнему, я как бы начал жизнь сначала. Поэтому возраст не так существенен. Ведь: «Старое вино в новом сосуде лучше, чем новое вино в старом». В своё время Бено был влюблен в светскую девушку. Я старался их разлучить. Моя супруга упрекала меня: «Возможно, это была любовь… Кто ты такой, что осмеливаешься решать человеческие судьбы?»
Я стал задумываться: не ошибался ли я? Но 7 детей Бено и его супруги являются убедительным аргументом в пользу того, что мои сомнения напрасны.
Бено начал: И сказал (один из ангелов) Аврааму:
— Я вернусь к тебе точно через год точно в это время и у Сары, твоей жены — сын.
А Сара слушала у входа в шатер, который позади него … И рассмеялась Сара про себя, и сказала:
— Что, теперь, когда я уже состарилась, исполнится желание моего сердца? Да и муж мой стар.
И сказал Г-сподь Аврааму:
— Почему смеялась Сара и говорила: разве может быть у меня ребенок, когда я так стара?
И отрицала Сара, говоря, «Я не смеялась», так как испугалась, но Б-г сказал: «Нет, ты смеялась».
Ради сохранения мира в семье Всевышний не передает Аврааму слова Сары о том, что муж стар.
Факт, что Всевышний изменил слова жены, приводят как пример обязанности спасать мир в семье любой ценой. Однако у меня возникает вопрос. Сара сказала правду: её господин стар. Но Аврааму-то какое дело? Его сам Всевышний хвалит! Да и он не знает свой возраст? А с другой стороны, разве Всевышний не боится конфликта в семье Авраама, указывая ему, что его супруга — притворщица и не обладает достаточной верой во Всевышнего?
Я испугался своей мысли: выходит, пророк Авраам такой же человек, как все мы и для него нет ничего важнее того, что думает о нём жена?
Учитель подтвердил, что я не ошибаюсь.
К счастью, Сара не читала модных книжек о том, что муж всегда виноват. И на упрек просто мудро промолчала.
Приведем пример, подтверждающий сказанное. О Якове написано, что он ненавидел свою супругу Лею; правда, дай Б-г, чтобы мы так любили, как он ненавидел! Возникает вопрос — за что? Обманула? Нет, он понял, что её намерения были чисты. За то, что была недостаточно хорошей женой? Он моментально увидел, что она праведница. Так за что же? — За слова. Какие? На вопрос: «почему ты меня обманула?» Лея ответила: «Я у тебя научилась. Ты обманул своего отца и получил по заслугам». За эту правду он ненавидел Лею, потому что правда, которая разрушает понимание между супругами, на самом деле является кривдой.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.