Из цикла «Еврейские притчи», темы: Мирьям Каминская, Цдака, Мир Торы, Исправление качеств, Рассказы, Ешива Воложин
Рав Хаим Соловейчик, благословенна память праведника, отправился как-то в Минск для спасения ешивы «Воложин», оказавшейся в больших долгах. Он знал, что в этом городе живут два собирателя пожертвований, отличающиеся глубокими познаниями в Торе, большой богобоязненностью и необыкновенной щедростью.
По прибытии в Минск рав Хаим обратился к одному из них и рассказал о цели своего визита. Несмотря на то, что требующаяся сумма была очень велика, тот обещал заняться этим вопросом и предложил раву Хаиму жить у него до благополучного завершения дела. Рав Соловейчик согласился остаться в Минске и ждать. Все время он проводил за изучением Торы. Прошло две недели. Рав Хаим поинтересовался, как обстоят дела со сбором денег для ешивы «Воложин». Хозяин дома ответил, что половина суммы у него уже есть. Рав Соловейчик поблагодарил его и вернулся к изучению Торы. Когда минул месяц, он вновь осведомился о ходе дела и получил ответ, что теперь собрали всю требующуюся сумму. Обрадовавшись, он отправился в Воложин для погашения долгов ешивы.
Очень скоро оба собирателя пожертвований из Минска предстали перед главой раввинского суда города Воложин. Ответчиком был представивший всю сумму денег, необходимую для выплаты долгов ешивы. Его коллега выдвигал тяжелое обвинение: почему он выплатил все деньги из собственного кармана. Ведь издавна было заведено, что оба являлись верными компаньонами во всем, что касалось исполнения заповедей. И сейчас истец требовал дать ему возможность выплатить половину требующейся ешиве суммы из собственного кармана, чтобы и у него была доля в выполнении важной заповеди.
Когда раву Хаиму Соловейчику рассказали всю эту историю, он спросил щедрого еврея:
— Если у тебя была вся необходимая сумма, то для чего нужно было задерживать меня на целый месяц в твоем доме? Почему не отдать все деньги сразу?
— Разве легко расстаться сразу с такой большой суммой? Мне пришлось много работать над собой, чтобы подавить жадность и жажду наживы, которая живет в сердце каждого человека, для того чтобы дать половину. После этого я продолжил внутреннюю борьбу, пока не убедил себя дать и оставшуюся часть суммы, — ответил он.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»