Из цикла «Еврейские притчи», темы: Еврейская семья, Любовь, Психология, Муж и Жена, Мир Торы, Эстер Оффенгенден
Любовь спрятана в уголках души.
Нет человека, у которого не было бы часа любви.
Раби Аарон из Карлин
Итак, поговорим о любви. Мы уже обсуждали вопросы общения и приятия, домашнего хозяйства и шкалы предпочтений. Настало время поговорить о самом главном, о том, ради чего всё это — о любви!
Может быть, ее и нет вовсе? Например, психология о достижении любви в семье практически не говорит. Какое там… Научить бы людей уживаться вместе! Тора, напротив, считает, что любовь — одна из важнейших сторон брака.
Любовь — очень интересная тема. Вроде, о ней итак всё давно известно! Только вот вопрос: где же она прячется?
Когда мы думаем о недостатке любви в нашей жизни, страдаем оттого, что юношеские мечты не сбылись, очень интересно понять, о чем действительно нам мечталось. Все мы, выросшие на стереотипах европейской культуры, в грезах представляли себе примерно следующую картинку:
— … Двое… Лучше, на закате… Желательно, по морскому берегу… Очень медленно бегут навстречу друг другу.
А что делать, если в жизни не всегда закат, не везде морской берег, и не очень медленно мы друг на друга реагируем? Еще большая проблема, что скорость реакции у всех разная. И когда, например, жена стремительно бежит навстречу мужу, он в это время, отвернувшись в другую сторону, думает о работе.
— А есть ли вообще любовь, и что же это всё-таки?
Но не станем отчаиваться, обратимся к специалистам.
«Я Вас люблю, — пишет Пушкин Анне Керн и тут же объясняет, что он имеет в виду. — Страдаю, не сплю ночами… Но если вы веселы без меня, если вы живы — я презираю вас, слышите, презираю!!!»
Значит, по Пушкину, любовь — это страдание, равнодушие — веселье. Равнодушие — жизнь, любовь — соответственно, смерть…
А, по мнению А. Лоуэна[1], любовь — интенсификация хорошего самочувствия организма, которое находит свое проявление в радости и удовольствии. Он считает, что любовь — радость, для здоровья полезно…
Эрик Бёрн[2] говорит:
— Любовь — перестать применять банальный здравый смысл… Это напоминает сияние, видное с помощью ЛСД. … но люди лучше наркотиков — это реальность, приключение без яда.
О! Берн полагает, что любовь — не жизнь и не смерть, а что-то вроде наркотика. Побаловаться можно, главное, не привыкать.
Существует множество цитат, посвященных любви. Среди собранных мной афоризмов на эту тему, есть «победитель» — фраза, которую большинство моих слушателей выбирали в качестве определения настоящей любви. Вот она:
— Ты должен дать надёжность, внимание, тепло, уверенность, что вы вместе навсегда. За это ты получишь бесконечную привязанность, восхищение, верность — любовь.
Как вы думаете, откуда эта цитата? Она из руководства по дрессировке собак.
Значит, любить — это превратиться в животное?! Потерять себя?!
Когда произносится слово «любовь», что возникает у нас в душе? Какие ассоциации появляются в голове? Какие кадры мелькают перед глазами?
Если можно было бы проследить ассоциативные цепочки, сколько опасений, даже страха нашлось бы … В каком-то смысле страх перед любовью стоит у истоков эллино-римской цивилизации. Например, древние греки считали любовь болезнью, среди возможных последствий которой числились безумие и… смерть.
Кстати, назовите самую романтичную историю любви. Большинство говорят о Ромео и Джульетте. Как известно, оба умерли быстро и почти без страданий. С этой точки зрения решиться любить может только самоубийца.
Ещё большую путаницу во внутреннее разрешение себе любить внесло христианство. Высокая любовь — прекрасно, физическая — грех, но грех, разрешенный обычным людям ради продолжения рода. Но как же разделить любовь духовную и физическую, желание быть хорошим человеком и стремление любить?
В еврейском мировоззрении отношение к любви очень оптимистично. Она необходима. Она есть у каждого, и на ее основе строятся отношения с людьми и Б-гом.
Где же прячется любовь? И как её найти?
Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, как определяется любовь в еврейском мировосприятии.
Во-первых. Важно отметить различие между любовью и уважением. Говоря коротко, для уважения самое главное — знать того, кого уважаешь. Его сильные стороны, способности, достижения. Невозможно уважать абстрактно, в общем. Например, кто-то хочет проявить к вам уважение, сказать приятное, и произносит:
— Какая вы умная!
Или:
— Как вы всегда стремитесь помочь!
Многие люди после такой фразы почувствуют неудобство, некоторые даже стыд, возможна реакция в стиле:
— Издеваешься?!
Одна женщина страшно возмущалась несовершенством этого мира, где никому нельзя верить:
— Отхожу я в полной тоске и печали от зеркала, а навстречу сотрудница: «Ах, как вы хорошо выглядите!»
Для любви, на самом деле, вообще не столь важен объект. Любовь — это я. Мой талант любить, моя способность любить, мой навык любить и, в первую очередь, моё решение любить. Мы выбираем — прожить полную любви, радости, близости жизнь или быть одинокими.
Есть знаменитое высказывание рава Диаманта, гласящее, что если правильно относиться и верно — с точки зрения Торы — действовать, то можно построить прекрасную семью на основе настоящей любви, даже если выбирать невесту следующим способом — пролетая на самолёте над территорией, переполненной разрешенными для брака девушками, бросить вниз кольцо со словами:
— Ты посвящена мне…
И жениться на той, в которую это кольцо попадёт.
А как же выбор?! Как же долгие проверки??? Как же убедиться, что это тот человек, который будет меня вечно любить?
Именно в том, чтобы не ждать любви к себе, а стараться любить самому, дарить тепло и заключается правильное отношение к любви. Чаще всего я слышу в своем кабинете:
— Вот когда он будет меня любить, тогда и я, конечно, тоже. Когда она будет относиться ко мне правильно, то и я буду очень хорошим…
Люди думают, что партнер должен начать, а потом нужно только подхватить инициативу. На самом деле необходимо быть живым, а не только отражать другого.
К сожалению, невозможно утверждать, что женатый человек — не одинок. Семья даёт нам огромные возможности, но только решение любить приводит к их реализации.
Я слышала, что каждый раз, ставя хупу, рав Деслер вставал между женихом и невестой и говорил им:
— Пока вы будете уступать друг другу, стараться любить — вы будете счастливы. Как только начнёте считаться и требовать — счастье сбежит от вас.
Кстати, вот интересный вопрос. А вы что выбрали бы: любить самому или быть любимым? Прежде чем ответить, вспомните вереницы прекрасных и знаменитых людей, в которых были влюблены толпы, а они чувствовали себя абсолютно одинокими и мечтали о крупице человеческого тепла.
Конечно, этот вопрос не корректен. На самом деле, любящие люди создают вокруг себя некое пространство любви. И чем больше любви отдают, тем больше её в их мире. Соответственно, тем больше любви они получают.
— Неужели автор хочет нам сказать, что в жизни всё так же просто как в песне: «Кто любит, тот любим…»? — удивитесь вы. — Мы-то видим, как всё не однозначно!!! Сколько боли приносит именно готовность любить!
Дорогой читатель! Конечно, в жизни все не так однозначно. Именно потому, что любовь столь необходима и повсеместна, так велик риск, и готовность любить может принести много боли. Как говорил Гурский ребе, любовь разлита повсюду и спрятана везде, поэтому в ней всегда есть примесь лжи.….
Я вовсе не хотела упрощать. Я же честно написала, что стараться любить самому — это во-первых…!
[1] Александр Лоуэн — один из основателей теории биоэнергетического анализа, продолжатель учения о телесной психотерапии, начало которому положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который отошёл от психоанализа и основное внимание уделил воздействиям на тело.
[2] Э́рик Берн — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансактного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction — сделка, соглашение). Здесь имеются в виду три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок. Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»