Из цикла «Словами скрытые миры», темы: Пиркей Авот, Свобода выбора, Моше Айзенман, Ответственность
Перейдем к следующей мишне и выявим часть задач, которые предстоит решить, чтобы создать полноценную жизнь в этом сложном мире, где поселил нас Всевышний.
Нам разрешено действовать любым устраивающим нас образом, но все наши поступки предвидены Б-жественным провидением. |
הכל צפוי והרשות נתונה |
А также, при том что Б-г, судя мир, склоняет чашу весов в пользу добра, окончательным арбитром нашей судьбы всегда будет весомость наших поступков. |
ובטוב העולם נדון והכל לפי רוב המעשה |
Эти афоризмы достаточно трудны для понимания на иврите, поэтому здесь дан их вольный перевод.
Буква ו, с которой начинается второй афоризм, указывает на связь, на первый взгляд не совсем очевидную. Однако нельзя отвергать или игнорировать силу даже такой части речи, как союз. Что общего может быть между двумя столь несоизмеримыми замечаниями? Нам предстоит неблизкий путь, если мы хотим это понять.
Начнем с первого афоризма. Согласно объяснению Рамбама, наша мишна занимается старой как мир проблемой противоречия между Б-жественным провидением и принципом свободы выбора. Как кто-либо может отвечать за свои действия, если Б-гу известно заранее, как поступит человек? Не будем искать ответа. Сам Рамбам (Тшува 5:4) утверждает, что это загадка, которую невозможно разгадать.
ואין דעתו של אדם יכולה להשיג דבר זה על בוריו וכשם שאין כח באדם להשיג ולמצוא אמתת הבורא שנאמר כי לא יראני האדם וחי אין כח באדם להשיג ולמצוא דעתו של בורא.
«Это понятие [Б-жественное знание] недоступно человеческому пониманию. Точно так же, как нам не доступно истинное познание Б-га, так мы не можем по-настоящему понять и охватить природу Его знания».
Мне кажется, что именно это было важно для раби Акивы. Он хочет убедить нас, что не только возможно, но и необходимо уметь жить, сталкиваясь с мнимыми противоречиями. Это умение потребуется нам, если мы собираемся справиться со вторым афоризмом, который также утверждает «невозможное».
Именно этот второй афоризм приведет нас к заключительной мишне, кульминации размышлений раби Акивы о мудрости. Но и он таит в себе противоречия. Как можно говорить, что Б-г судит мир по милости, тогда как, в конечном счете, он судит взвешивает поступки и судит по их соотношению?
Того самого раби Акиву, который в предыдущей мишне смог разглядеть пламенную любовь Всевышнего в том, что на первый взгляд кажется тягостным бременем, который считает естественным сочетание уверенности в Б-жественном всезнании с принципом свободы выбора, не смущают взаимоисключающие концепции, которые тревожат нас. С его точки зрения — той самой, которая подведет нас к кульминации в следующей мишне, — точно так же, как необъятная любовь способна возлагать обязанности, она вполне способна существовать бок о бок с суровым правосудием.
В свете вышесказанного наша мишна служит подходящим переходом от предыдущего высказывания к последующему. Следующая мишна показывает, что цена, которую мы должны заплатить за жизнь, прожитую с осознанием чувства долга, эта невыносимая напряженность, вызванная уверенностью в том, что неминуемо наступит день расплаты, есть не что иное, как дорога, ведущая нас к храму любви. Наша мишна берет нас за руку и ослабляет напряжение от попытки уравновесить диаметральные противоположности, которые кажутся нам взаимоисключающими. Если ты как еврей уже научился жить в постоянном присутствии Всевышнего, значит, ты автоматически научился и жить с противоречиями. Нам надо бояться не незнания, а только неосмотрительности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.