Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Тшува, Изучение Торы, Эзриэль Таубер
«Чем воздам я Творцу за все благодеяния мне?»[1] — дал мне, по великой милости, увидеть книгу, вышедшей в свет?
Она состоит из нескольких очерков о еврейских месяцах элул и тишрей и их праздниках. В основу ее легли беседы, с которыми я удостоился обращаться к святому народу Израиля в разных точках мира.
Поверьте, я не считаю себя достойным издать эти очерки в печатном виде. Тем более мне не кажется уместным рядиться в тогу не по размеру, а форма их записи в книге намного превосходит мои реальные способности.
С другой стороны, разве я вынашивал эти идеи, тщательно взвешивая и обдумывая, что сказать и в какой форме выразить? Скорее, происходило так: «Что Всевышний вложит в мои уста, то и скажу»[2]. Каждый раз, когда меня приглашали выступить, я спешил рассказать то, что сам приобрел из книг. Ведь я знал: это — не лично мое, поэтому чувствовал обязанность поделиться с другими. К тому же многие идеи возникли у меня по ходу лекций. И вы согласитесь, что эта работа не достояние рук моих, а всего общества. И разве я имею право лишать его возможности видеть ее и в печатном виде? Поэтому я согласился на просьбу редакции опубликовать это.
Вы встретите в тексте повторы, но мы знаем из Дома Учения, что всегда и во всем, даже очень знакомом, есть нечто новое: иной угол зрения или аспект старой темы — новое по количеству или качеству.
Мы живем в поколении сирот, в эпоху, которую наши учителя называли «пятами Машиаха», когда земля еще погружена во мрак, но мы уже начинаем ощущать сияние его Света. Новые идеи и понимание вечных вопросов веры и мировоззрения, которые вдруг прояснились в последние поколения, как нельзя лучше отражают «дух Машиаха, витающего над водами[3], над пучиной бесконечного четвертого изгнания»[4].
Как сказал последний пророк Малахи (3:23): «Вот Я посылаю вам пророка Элиягу перед приходом великого и ужасного дня Творца. Он возвратит сердца отцов сыновьям, а сердца сыновей — их отцам». Раши комментирует[5]: «Он скажет сыновьям: ступайте путем любви и благоволения и говорите с отцами, чтобы придерживались путей Творца». Магараль[6] поясняет, что приход Элиягу, да будет помянут к добру, не обязательно значит, что пророк лично откроется каждому еврею. Скорее, Всевышний ниспошлет на нас дух чистоты и святости и вселит в наши сердца новые идеи и новое понимание — как раскаяться[7] и вернуться к Нему. Ведь «только путем раскаяния Народ Израиля приходит к избавлению».
Получается, каждый раз, когда евреи собираются вместе, думая, как укрепиться в служении Творцу, и к ним приходят новые идеи и понимание — происходит открытие пророка Элиягу поколению! Поэтому, как я сказал, идеи этой книги принадлежат всему еврейскому народу, и, как бы неловко мне ни было, я не имею права мешать их распространению.
В нашем поколении мы удостоились увидеть, как вышеупомянутое пророчество претворяется в жизнь, и люди, такие далекие от проблесков чего-либо еврейского, возвращаются к своему Небесному Отцу, ведя за собой отцов и всю семью.
Тут я должен признаться: только благодаря моим ученикам, драгоценным, возвышенным еврейским душам, вернувшимся к Творцу, которым я удостоился преподавать в рамках разных программ, я достиг своего уровня Торы.
Для себя я объясняю это так. Как тело ежедневно нуждается в пище, так и душа. В какой пище? Магараль говорит, что каждое утро, возвращаясь в этот мир после ночного сна, душа приносит новую часть Торы, которую ей предстоит открыть и обновить в этот день. Эта часть — ежедневная порция еды. Вот почему, объясняет он, в утренней брахе мы произносим в настоящем времени: «Благословен Ты, Всевышний, дающий нам Тору»[8]. Каждый день Он дает каждому еврею его часть в Торе. Это — пища для его души.
Наши мудрецы предостерегали: «Будьте предупредительны к сыновьям невежд, от которых исходит Тора» (Сангедрин 96а). Раши поясняет: «К сыновьям невежд, которые стали мудрецами Торы, надо проявлять уважение, почитать их, ибо они приносят Тору евреям, ведь Шмайя и Авталион[9] были потомками Санхерива[10]».
Души невежд каждый день возвращались в этот мир, но не раскрывали, не реализовывали свой потенциал, ту часть Торы, которую им было предназначено явить этому миру. Исходя из принципа «сын очищает отца», их дети удостаиваются реализовать возложенную на них миссию открытия.
Кто же получает озарения в Торе, которые ждут уже многие поколения, дожидаясь душ, что их откроют? Тот, кто служит проводником Торы для драгоценных душ, за которыми стоит уже не одно поколение «невежд». Я ощущал это на себе, обучая евреев, чьи родители — «невежды», далекие от Торы, и не исключено, что такими «невеждами» были и отцы их отцов.
Это один из аспектов сказанного в трактате Таанит (7а): «Много мудрости я почерпнул у своих наставников, у друзей больше, чем у наставников, а больше всего у учеников». Ученики делают учителя мудрее, хотя, а, может даже, в силу того, что они невежды, потому что через них Творец передает им части Торы, которых они были лишены. Так разве моя работа не является плодом многих и многих душ?
Не раз мне задавали вопрос: «В том, что Вы говорили, нет прямых противоречий с традицией, полученной из поколения в поколение, все это очень помогает и укрепляет в вере многих евреев, но почему мы до сих пор мы ничего подобного не слышали»? На деле, тут нет ничего нового. Все основы можно найти в святых книгах гигантов духа, труды которых мне посчастливилось изучать и преподавать. Это книги Магараля и Рамхаля[11], толкования р. Яакова из Лиса[12] к Шир аширим (Песня Песней) и Коэлет (Экклезиаст)[13], БаальаТанья[14] и Нефеш ахаим[15], Арвей нахаль[16] и Маор эйнаим[17], Сфат Эмет[18], книги рава Цадока, Шем миШмуэля[19], Избица и выдающихся раввинов последнего поколения, авторов Михтав миЭлиягу[20] и Пахад Ицхак[21]. Пусть их общие заслуги защитят нас.
Я хочу извиниться за то, что не всегда давал ссылки на мои источники. Дело в том, что мои беседы — сплав идей из многих книг, и трудно указать, откуда берется каждая деталь.
Возможно, новая здесь лишь форма подачи материала, но это не моя заслуга, а помощь свыше в заслугу общества.
Конечно, при этом я никак не претендую на то, что мое понимание и мировоззрение единственно правильно. У Торы семьдесят лиц[22], и, согласно Аризалю[23], 600 тысяч толкований. У каждой души особая часть в Торе, уникальный дар Творца. Так что единственная цель этого — пробудить человека и предоставить ему необходимый арсенал для развития индивидуального мышления. Но тем, кто признает в этих словах истину, не стоит ее игнорировать. Этому учили наши мудрецы: «Прими правду, кто бы ее ни сказал».
Я не привел аскамот[24] к этой книге, потому что большая часть этих идей была неоднократно сказана в Домах Учения и перед серьезными Мудрецами Торы, которые их одобрили. Их замечания я всегда старался учесть и внести поправки. И опять — это не моя заслуга, а инструменты, которыми Всевышний безвозмездно одарил меня, чтобы с их помощью я смог исправить то, что, наверное, испортил в прошлой жизни.
Рассказывают, что Хазон иш[25] вставал перед умственно отсталыми детьми. Он объяснял, что такая душа ничего не может сделать в этом мире — мире действия, значит, она почти полностью исправлена и послана сюда только, чтобы чуть подправить то, что исказила в прошлом. Поэтому он и встает, оказывая честь святой душе, томящейся в их многострадальном теле. Из этого мы можем учить, что тому, у кого есть возможность исправить больше других, нечем гордиться, а вместо этого стоит предположить, что, скорее всего, он просто больше разрушил в прошлом, и Святой, благословен Он, по великой милости, снабдил его всеми средствами, чтобы он исправил то, что в свое время испортил.
В свете этого, ясно, что имели в виду наши мудрецы, говоря: «Если ты выучил много Торы, не считай, что особо хорош. Ради этого ты был сотворен». Послан в этот мир, чтобы многое исправить в своем прошлом. Это то, что я чувствую по отношению к чести, которой удостоил меня Всевышний: обучать людей Торе и распространять ее публично.
Я благодарю братьев Позен, р. Йонатана и р. Яакова Исраэля, да продлит Всевышний годы их жизни. Это они взяли инициативу по изданию книги в свои руки. И надо признаться, работа была выполнена на совесть. Да поможет им Творец получать удовольствие от их работы, семьи и всех потомков.
Ввиду того, что, как было сказано, эти очерки — не мои, а принадлежат всему обществу, и доходы, которые принесут эти книги, с Б-жьей помощью, будут посвящены обществу в лице организации Вешинантем, которая взяла на себя миссию распространять идею повторения изучаемого материала. И юные ученики, и холостые и женатые, в рамках этой организации с предельным прилежанием занимаются и сдают экзамены на знание сотен и тысяч листов Талмуда. Так заслуги общества справедливо возвращаются обществу.
Мы преисполнены мольбы к Творцу, чтобы это дело стало полезным для многих, и эти слова проникли в сердца читателей. За эту заслугу да удостоимся мы в скором времени исполнения наших желаний, которые высказываем в Дни Трепета: «Воцарись над всем миром в Своей славе, вознесись над всей землей Своим почетом и явись пред всеми жителями мира Твоего во всем великолепии Своего величия. И будет знать каждое творение, что существует благодаря Тебе, и поймет каждое создание, что Ты его создал, и скажет каждый обладатель души: Всевышний, Б-г Израиля — Царь, Его царство простирает свою власть на все». Да будет на это Его воля!
Эта книга посвящена памяти моего отца и наставника, рава Аарона, сына рава Йехиеля Алеви, да будет память праведника благословенна, который прилагал все усилия, чтобы вырастить и воспитать нас в духе Торы и чистой веры. С его слов и из его поведения мы выучили, что каждый еврей должен брать на себя ответственность за весь еврейский народ и использовать все данные ему способности и средства на то, чтобы приближать Народ Израиля к своему небесному Отцу, и преумножать честь небес. Он покинул этот мир в почтенном возрасте 27-го сивана 5759 года.
Азриэль Таубер
[1] Теилим 116:12
[2] Бемидбар 23:12
[3] На основе комментария ко второму стиху Торы «… смятение и пустынность (смятение от пустоты). תהו означает изумление и ошеломление, ибо человек изумляется и приходит в смятение от такой пустоты. На французском языке estordison. בהוозначает пустоту и пустынность. (Раши)и тьма над безднойнад пучиною. Над водами, которые на земле. (Раши), и дух Б-га витает и дуновение Б-жье витает (парит). Престол славы стоит в пространстве и парит над водами, (держась) дуновением Святого, благословен Он, и Его речением, подобно тому, как голубь парит над гнездом. На французском языке acoveter. (Раши)над водами» — это дух Машиаха.
[4] Имеется в виду последнее, «римское» изгнание, Эдом. (Три первых, по традиции — это вавилонское, персидское и греческое). Речь не только о физическом аспекте изгнания с родины, но и духовном влиянии, «пленившем» еврейские души.
[5] Раби Шломо Ицхаки.
[6] Раби Йеуда-Лива, величайший кабалист из Праги, по преданию — создатель Голема. Написал, в частности, пространный комментарий Гур Арье к толкованию Раши к Торе. Очень популярен сегодня.
[7] О процессе раскаянья читайте дальше.
[8] Вместо того чтобы сказать «который дал нам Тору».
[9] Величайшие мудрецы Израиля, учителя Гиллеля.
[10] Ассирийского царя, разрушившего северное Израильское царство.
[11] Раби Моше-Хаим Луццато.
[12] Раби Яаков Любербойм (1760-1832).
[13] Обе книги написаны царем Шломо (Соломоном), первая — в расцвете сил, вторая — на закате жизни.
[14] Рав Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе, основоположник ХаБаДа.
[15] Дословно «Душа жизни», книга раби Хаима из Воложина, ашкеназская альтернатива хабадской книги Танья.
[16] Дословно «Речные ивы», автор — раби Давид-Шломо Эйбишиц.
[17] Дословно «Светоч глаз», автор ребе Менахем-Нахум Тверский из Чернобыля.
[18] Раа Иегуда-Арье-Лейб Альтер, третий ребе из Гур.
[19] Автор — Шмуэль бен Авраам Шайндлингер.
[20] Рав Элиягу-Элиэзер Десслер.
[21] Рав Ицхак Гутнер.
[22] Все-таки ни семьдесят, ни даже 600 тысяч — не синонимы бесконечности, это важно помнить, не пытаясь втиснуть бесконечную Тору в удобные нам рамки.
[23] Раби Ицхак Лурия, величайший кабалист 16-го века.
[24] Рекомендательные письма авторитетных раввинов.
[25] Авраам-Йешаягу Карелиц.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...