Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Избранность, Месяц Элуль, Связь с Творцом, Эзриэль Таубер, Единство еврейского народа
У каждого еврея особое «я» * Служение каждого — в подготовке * Доди ли (возлюбленный мой мне) — в нисане, веани ледоди (и я возлюбленному моему) — в тишрее * Авраам авину — первый верующий? * «Один был Авраам» — раскрытие ани * Служение месяца элул — раскрытие ани ледоди * Люби ближнего как себя * Твой ближний — Творец * Мир создан для меня * Обязанность верить даже в наше величие * Секрет успеха — в принятии ответственности за народ
У каждого еврея особое «я»
Сейчас я скажу о подходе, который, если вы его глубоко поймете, может изменить все ваши отношения с Творцом. Это основа подготовки, котрорая требуется перед месяцем элул.
Как известно, название месяца -אלולэлул толкуют как аббревиатуру из начальных букв фразы אני לדודי ודודי לי, Ани ледоди ведоди ли — я возлюбленному моему и возлюбленный мой мне (Шир аширим — Песнь песней, гл. 6). Но во второй главе (стих 17) эти слова стоят в обратном порядке — доди ли веани ледоди (мой друг мне и я другу моему).
Эти две фразы выражают наши отношения с Творцом. Он называется доди (Возлюбленный, Друг) (как в зе доди везе рэи бнот йерушалаим, там, 5:16), а Народ Израиля — ани (я).
Тора подчеркивает — ани (я) — единственный, потому что Адам-человек был один и называется единственным. «Каждый человек (коль эхад веэхад) обязан говорить — мир создан для меня» (Сангедрин 45)[1]. Все человечество произошло от одного человека, как все евреи от праотца Авраама, чтобы научить нас понятию «я». «Один был Авраам» (Йехезкель, 32:24).
Гиллель Старший, при всей его скромности, учит: «им эйн ани ли ми ли — если не я для себя, кто для меня» (Авот, 1:14). Я (ани) — это моё, как сказано «душа, которую ты дал мне» — моя душа особенная, такого как я больше нет. Моего места в мире никто не может занять[2]. Даже пророк Моше не может заменить меня. У каждого особое «я»[3].
Мишна в Сангедрине продолжает: «Всякий, кто уничтожает одну душу в Израиле, будто уничтожает целый мир, а всякий, кто спасает одну душу в Израиле, будто восстанавливает целый мир».
Какую душу?
Свою! Сколько бы я сам ни считал себя или меня не называли ничтожеством — я рожден Евреем — во мне нешама теора — «чистая душа»! Чтобы спасти меня, нужно даже нарушить шабат — знак и благодарность Создателю мира, нашему Царю и Спасителю. Каждый должен знать, кто он, сознавать, как он важен для Творца мира. Об этом говорит Гиллель: «Если не я для себя, кто для меня»?
А что значит «целый мир»?
Если сказать проще, это значит, что при воскрешении мертвых восстанут все — от Авраама до самой последней души, каждый еврей оживет! Это один из тринадцати принципов веры, сформулированных Рамбамом: «Я полностью верю, что наступит воскрешение мертвых, когда пожелает Творец».
«Целый мир» — это мир, в котором не отсутствует ни одна душа! Каждый еврей должен верить полной верой, что любой еврей, включая его, абсолютно необходим. Без него не будет совершенного воскрешения, ибо он незаменим. Если он не сознает этого, ему не хватает веры в воскрешение мертвых[4].
Но пока не наступил «этот день» — воскрешение для всех — мы должны познавать свое «я». Когда еврей восстанавливает себя, осознавая свою ценность[5], он восполняет одно из качеств, которыми обретают Тору, а их 48.
В Зоаре написано, что имя Исраэль — аббревиатура йеш шишим рибуа отиот летора — в Торе шестьсот тысяч букв[6].
О Торе, самой святой вещи, говорит Галаха, что если не хватает в ней хоть одной буквы из шестисот тысяч, вся Тора псула (не годится для чтения) (Рамбам), и нельзя над ней произносить благословение. Неважно, какая буква отсутствует, айн в имени Амалека, злейшего врага Израиля, или мем в Моше[7]. А написать одну букву — восполнить святость Торы.
Сказано о еврейском народе: «И будете Мне царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6) и «Я взял вас Себе в народ» (Шмот, 6:7). Святость Израиля зависит от каждого. Он как буква из свитка Торы — часть святости Израиля. Он «ани»[8], способный исправить, усовершенствовать весь мир и привести его к цели, или, не дай Б-г, разрушить.
[1] Смотри о смысле этой фразы в одноименной замечательной статье и книге рава Арье Каплана (изд. Шамир) — Г.С.
[2] В противоположность сталинскому учению, стремившемуся разрушить душу, утверждая: «незаменимых нет». Мир пытается нас уничтожить, но еврейская традиция помогает выжить и вырасти — Г.С.
[3] Есть известная история о реб Зуше из Аниполи. Он сказал: Когда я приду в тот мир, мою душу не спросят, почему ты не был Моше, ее спросят, почему ты не был реб Зуше? — Г.С.
[4] Можно добавить — «злодей как мертвый»: пока не раскается и не «выберет жизнь» — путь к Творцу по Его Воле, Торе. Это возможно и необходимо, это первый шаг к воскрешению — Г.С.
[5] Как написано, «узнает место свое» (Авот, 6:5) и «Нет человека, у которого бы не было своего часа, и вещи, у которой нет места» (там же, 4:3).
[6] «Число букв в Торе» здесь не надо понимать буквально. «600.000 мужчин принимали Тору у Синая» — речь о полноте народа — Г.С.
[7] Аналогично в Йом Кипур — не принимается молитва общины, если туда не пришел молиться и грешник. Тшува (возвращение еврея на путь к Б-гу и Его Торе) необходимо не только для индивидуальной души, жизни еврея, но и для всего Израиля. Та же идея в Суккот, без веточек ивы (символ грешника или пустого человека), невозможно исполнить мицву с лулавом. Человек, который поступал неправильно, не должен отделяться от общины, ему надо вернуться. Его ждет Отец Небесный, его братья и все творение, целый мир — Г.С.
[8] Ани (я) — те же буквы, что айн (не), как в Эйн Соф (Бесконечном — одном из имен Творца). Человек должен осознать, что как «я» он бесконечно мал по сравнению с Творцом и даже Его творением, поэтому ему нечего гордиться собой. Но с другой стороны, его ани, «я» — частица духа Творца, который Он вдохнул в первого человека, создав его по своему «Образу и Подобию». С этой точки зрения, он понимает всю возвышенность и силу своего истинного я, своей души, ее обязанность и способность вернуть творение Творцу — Г.С.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.