Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как укрепиться в уповании

Суть двенадцати из тринадцати основ — в ожидании Машиаха. «Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя он задерживается, буду ждать каждый день, когда он придет». Мало веры! Надо еще ждать! Рамбам (Гилхот млахим) постановил: «Всякий, кто не верит в него или не ждет его прихода, не только изменяет всем пророкам, но и самой Торе Моше-рабейну». — Кто не верит в приход Машиаха, изменяет основе и выпадает из определения «еврей»!

В этом, по сути, содержание известной Гемары (Шабат, 31:1), которая говорит, что один из первых вопросов, которые зададут человеку после его смерти — «ты ждал спасения»? Ждать спасения — особое дело!

Вот о чем я подумал, когда меня беспокоил этот вопрос. Евреи прошли в течение истории много тяжелых периодов (для всего народа это были, например, войны, и у отдельных людей бывают времена, когда все кажется черным, и не видно выхода). Тогда за неимением лучшего человек начинает надеяться, что придет Машиах и решит все его проблемы.

Обратите внимание: это не ожидание прихода Машиаха! В такое время он для человека — лишь одно из решений его проблем. Ципия амитит, настоящее ожидание Машиаха возможно только, когда у человека есть иные выходы, но он ими не пользуется, предпочитая надеяться на Б-га и ждать настоящего освобождения, геулы. Рассказывают, что хасид спросил своего адмора (ребе своего направления), почему Машиах до сих пор не пришел? — Я его так жду… Рав ответил: Машиах, которого ты ждешь, не придет никогда! А Машиаха, который действительно придет, ты еще никогда не ждал.

Народ Израиля сейчас в большой беде, и обычным способом из нее нет никакого выхода. И не только Народ Израиля (и жители страны Израиля). Вся западная цивилизация сейчас перед страшной угрозой! После падения башен-близнецов американское правительство объявило: «Америка уже никогда не будет такой как прежде». Сегодня все признают, что из галута Ишмаэля[1], в котором мы находимся, нет выхода.

В таком ужасном положении, кто не ждет спасения? Человек, который слег, помилуй Б-г, и у него уже больше нет надежды, думает: «Только Машиах может меня спасти»!

Я сам спасся от Катастрофы только благодаря Машиаху. Не мог выдержать ужасных обстоятельств — голода, жажды и так далее — но отец мой, благословенной памяти, все время поддерживал меня, говоря «Машиах уже по дороге, он уже пришел!». Ожидая его, я спасся.

Но… это не настоящее ожидание геулы.

Да, мы стараемся укрепиться: принимаем гостей, говорим Теилим, больше учим Тору, работаем над характером, следим за языком. Это замечательно, так и надо. И все же иногда по отношению к себе в сердце зияет пустота: разве прежде в тяжкие времена Катастрофы или погромов Хмельницкого великие в Израиле не призывали людей укрепиться во всех отношениях? Наш великий учитель Хафец Хаим сам ездил по разным местам, чтобы речами пробудить сердца, и магиды (проповедники) посещали города и деревни. И все же Машиах не пришел. Так неужели ко мне, недостойному, придет? За какие заслуги?

Не пришел я, не дай Б-г, критиковать Народ Израиля. Эти слова просто из разряда нахпеса даркейну венахкора венашува эль Ашем — «будем искать наши дороги и исследуем, и вернемся к Творцу» (Эйха, 3:40). В течение всей истории, по-моему, не было еще периода такого ужасного хилуль Ашем (осквернения имени Творца недостойными делами, нарушением Его заповедей) перед народами, как в нашу эпоху, в пятьдесят последних лет. Народ Израиля проживает на святой земле, в своей независимой стране, и, несмотря на это, духовное состояние опускается на самое дно. С одной стороны, мы утверждаем перед лицом народов, что владеть Иерусалимом должны мы, и в то же время, сжалься над нами, Владыка мира, плюем Ему в лицо! Нет нужды разбирать нынешнее положение в Иерусалиме и на всей Святой Земле.

Все это усугубляет проблему, поскольку вера должна опираться на какую-то основу. Бизнесмен не начнет дело, не вложит средств на основе веры, в надежде, что будут прибыли. Он обязан найти какое-то подтверждение, что это произойдет. Так с чего же в наше время упадка придет Машиах? На что мы можем полагаться в наших ожиданиях?

Он не пришел даже пятьсот лет назад в святой город Цфат, когда там жили такие гиганты и праведники, как Ари акадош и автор Шулхан аруха, Альших и рав Шломо Алькабец. Они не просто занимались каждый своим выдающимся делом, но вместе молились и взывали о приходе геулы. Вставали каждую ночь, в полночь читали тикун ахацот[2] и душераздирающе плакали, прося о раскрытии Его Присутствия. Потом окунались в миквэ и всю ночь учили кабалу. А с утра и весь день учили Тору и открытое учение. И все же Машиах не пришел в их поколении[3]. Так разве в наше падшее поколение он может придти за наши заслуги?


[1] Во сне Якова о лестнице с восходящими ангелами и видении Даниэля об идоле есть намек на четыре изгнания, последнее из которых Эдом (римский галут). Но железо в стопах идола смешано с землей, как учит Зоар — это указание, что в конце будет смешанный галут. Эдом не сумел уничтожить всех евреев в Катастрофе, как собирался, и передал окончательное решение в руки Ишмаэля — Г.С.

[2] Сборник молитв для рассеяния духовной тьмы, который читают в полночь.

[3] См. о попытке восстановления Сангедрина в это время в Цфате в книге «Ам Исраэль хай. История евреев 1650-1990» — Г.С.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего