Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Страдания, Машиах, 13 основ веры, Геула, Рав Эзриэль Таубер
Суть двенадцати из тринадцати основ — в ожидании Машиаха. «Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя он задерживается, буду ждать каждый день, когда он придет». Мало веры! Надо еще ждать! Рамбам (Гилхот млахим) постановил: «Всякий, кто не верит в него или не ждет его прихода, не только изменяет всем пророкам, но и самой Торе Моше-рабейну». — Кто не верит в приход Машиаха, изменяет основе и выпадает из определения «еврей»!
В этом, по сути, содержание известной Гемары (Шабат, 31:1), которая говорит, что один из первых вопросов, которые зададут человеку после его смерти — «ты ждал спасения»? Ждать спасения — особое дело!
Вот о чем я подумал, когда меня беспокоил этот вопрос. Евреи прошли в течение истории много тяжелых периодов (для всего народа это были, например, войны, и у отдельных людей бывают времена, когда все кажется черным, и не видно выхода). Тогда за неимением лучшего человек начинает надеяться, что придет Машиах и решит все его проблемы.
Обратите внимание: это не ожидание прихода Машиаха! В такое время он для человека — лишь одно из решений его проблем. Ципия амитит, настоящее ожидание Машиаха возможно только, когда у человека есть иные выходы, но он ими не пользуется, предпочитая надеяться на Б-га и ждать настоящего освобождения, геулы. Рассказывают, что хасид спросил своего адмора (ребе своего направления), почему Машиах до сих пор не пришел? — Я его так жду… Рав ответил: Машиах, которого ты ждешь, не придет никогда! А Машиаха, который действительно придет, ты еще никогда не ждал.
Народ Израиля сейчас в большой беде, и обычным способом из нее нет никакого выхода. И не только Народ Израиля (и жители страны Израиля). Вся западная цивилизация сейчас перед страшной угрозой! После падения башен-близнецов американское правительство объявило: «Америка уже никогда не будет такой как прежде». Сегодня все признают, что из галута Ишмаэля[1], в котором мы находимся, нет выхода.
В таком ужасном положении, кто не ждет спасения? Человек, который слег, помилуй Б-г, и у него уже больше нет надежды, думает: «Только Машиах может меня спасти»!
Я сам спасся от Катастрофы только благодаря Машиаху. Не мог выдержать ужасных обстоятельств — голода, жажды и так далее — но отец мой, благословенной памяти, все время поддерживал меня, говоря «Машиах уже по дороге, он уже пришел!». Ожидая его, я спасся.
Но… это не настоящее ожидание геулы.
Да, мы стараемся укрепиться: принимаем гостей, говорим Теилим, больше учим Тору, работаем над характером, следим за языком. Это замечательно, так и надо. И все же иногда по отношению к себе в сердце зияет пустота: разве прежде в тяжкие времена Катастрофы или погромов Хмельницкого великие в Израиле не призывали людей укрепиться во всех отношениях? Наш великий учитель Хафец Хаим сам ездил по разным местам, чтобы речами пробудить сердца, и магиды (проповедники) посещали города и деревни. И все же Машиах не пришел. Так неужели ко мне, недостойному, придет? За какие заслуги?
Не пришел я, не дай Б-г, критиковать Народ Израиля. Эти слова просто из разряда нахпеса даркейну венахкора венашува эль Ашем — «будем искать наши дороги и исследуем, и вернемся к Творцу» (Эйха, 3:40). В течение всей истории, по-моему, не было еще периода такого ужасного хилуль Ашем (осквернения имени Творца недостойными делами, нарушением Его заповедей) перед народами, как в нашу эпоху, в пятьдесят последних лет. Народ Израиля проживает на святой земле, в своей независимой стране, и, несмотря на это, духовное состояние опускается на самое дно. С одной стороны, мы утверждаем перед лицом народов, что владеть Иерусалимом должны мы, и в то же время, сжалься над нами, Владыка мира, плюем Ему в лицо! Нет нужды разбирать нынешнее положение в Иерусалиме и на всей Святой Земле.
Все это усугубляет проблему, поскольку вера должна опираться на какую-то основу. Бизнесмен не начнет дело, не вложит средств на основе веры, в надежде, что будут прибыли. Он обязан найти какое-то подтверждение, что это произойдет. Так с чего же в наше время упадка придет Машиах? На что мы можем полагаться в наших ожиданиях?
Он не пришел даже пятьсот лет назад в святой город Цфат, когда там жили такие гиганты и праведники, как Ари акадош и автор Шулхан аруха, Альших и рав Шломо Алькабец. Они не просто занимались каждый своим выдающимся делом, но вместе молились и взывали о приходе геулы. Вставали каждую ночь, в полночь читали тикун ахацот[2] и душераздирающе плакали, прося о раскрытии Его Присутствия. Потом окунались в миквэ и всю ночь учили кабалу. А с утра и весь день учили Тору и открытое учение. И все же Машиах не пришел в их поколении[3]. Так разве в наше падшее поколение он может придти за наши заслуги?
[1] Во сне Якова о лестнице с восходящими ангелами и видении Даниэля об идоле есть намек на четыре изгнания, последнее из которых Эдом (римский галут). Но железо в стопах идола смешано с землей, как учит Зоар — это указание, что в конце будет смешанный галут. Эдом не сумел уничтожить всех евреев в Катастрофе, как собирался, и передал окончательное решение в руки Ишмаэля — Г.С.
[2] Сборник молитв для рассеяния духовной тьмы, который читают в полночь.
[3] См. о попытке восстановления Сангедрина в это время в Цфате в книге «Ам Исраэль хай. История евреев 1650-1990» — Г.С.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего