Из цикла «История еврейского народа», темы: Саддукеи, Фарисеи, Война, Рав Моше Ойербах, Убийство, История еврейского народа, Власть
Йеуда Аристобул
Перед смертью Йоханан Гиркан завещал своей жене править страной, а сыну Йеуде Аристобулу он уготовил пост первосвященника. Но Аристобул не согласился с решением отца и силой захватил власть, заключив в тюрьму мать и братьев. Только своего любимого брата Антигона, с мнением которого он очень считался, Аристобул оставил на свободе.
Будучи последователем цадуким, Аристобул пренебрег традицией, по которой царствование было уделом колена Йеуды, и первым в роде Хашмонеев увенчал себя короной царя. Как Гиркан в свое время заставил перейти в еврейство эдомитян, так и Аристобул поступил с итуреями. При этом он не думал о святости и распространении Торы, а преследовал лишь политические цели, стремясь подчинить итуреев Иудейскому царству.
Наказание Аристобула за все его преступления не заставило себя ждать. После победоносной войны Антигон возвратился в Иерусалим. Аристобул в это время был болен. Антигон обставил свое прибытие в город с большим великолепием и в праздник Суккот вошел в Иерусалимский Храм вместо своего больного брата-царя. Враги Антигона донесли Аристобулу, что Антигон выступает в роли будущего царя и, может быть, замышляет убить своего больного брата. Аристобул приказал стражникам убить Антигона, если тот явится в царский дворец вооруженный, одновременно послав брату предупреждение — прибыть во дворец без оружия. Но посланец умышленно извратил данный ему приказ. Когда вооруженный Антигон появился во дворце, стражники убили его. Смерть брата потрясла Аристобула, и через год умер и он.
Александр Янай
У Аристобула не было сыновей. Его вдова Шломит Александра освободила из заключения своих деверей. Старший из них, Александр Янай, вступил с ней в брак и объявил себя царем и первосвященником. В начале своего царствования он находился под влиянием своей праведницы-жены, возведшей его на престол. Однако в дальнейшем Янай не пошел путями Торы. Янай стремился во всем подражать иноземным царям, величие которых измерялось военными победами. Когда Янай выступил против города Акко, его жители обратились за помощью к кипрскому царю Птолемею Латуру, который разгромил армию евреев. Лишь вмешательство египетской царицы Клеопатры, приславшей свою армию в Иудею, спасло Яная, который продолжал воевать со всеми своими соседями. Дважды побеждал он и дважды потерпел поражение.
Чтобы не была забыта Тора
Брат царицы, знаменитый мудрец Шимон бен Шетах, умелыми действиями постепенно вытеснил цадуким из Санхедрина. Царь Янай не препятствовал этим переменам. Шимона бен Шетаха поддерживал коэн Йеошуа бен Гамла, который по распоряжению Яная исполнял обязанности первосвященника в те периоды, когда царь выезжал за пределы Иерусалима. Шимон бен Шетах и Иеошуа бен Гамла создали по всей Иудее сеть школ; это были первые народные школы, в которых детей воспитывали в духе Торы и которые спасли еврейский народ в периоды политического кризиса. Об Иеошуа бен Гамла говорили: «Люди должны вспоминать о нем добром, потому что если бы не он, забылась бы Тора в Израиле».
Цадуким понимали, что утрачивают влияние на политическую жизнь страны, и предприняли меры, чтобы оклеветать мудрецов Торы. Янай лишь под влиянием царицы не выступил против перушим. Но со временем ее влияние на мужа уменьшилось, и достаточно было одного случая, чтобы превратить Яная в яростного врага мудрецов.
Шапка первосвященника и корона царя
Во время одной из войн Янай захватил множество городов. Возвратившись в Иерусалим, он решил отпраздновать победу. Один из цадуким посоветовал царю надеть головной убор первосвященника. Садукей знал, что этот шаг возмутит мудрецов, и хотел таким образом спровоцировать скандал. Когда Янай надел головной убор, один из старцев не выдержал и сказал: «Царь Янай! Достаточно тебе царской короны, оставь корону первосвященника потомкам Аарона!»
Возмущенный царь приказал казнить старца, публично упрекнувшего его. С этого момента Янай люто возненавидел мудрецов Торы.
Прошло немного времени, и Янаю представилась возможность отомстить. В Суккот тысячи паломников заполнили храмовый двор, чтобы присутствовать на церемонии Возлияния Воды на жертвенник. Эту церемонию цадуким отвергали. Янай вел службу, но вместо того, чтобы окропить жертвенник водой, как это предписывает Устная Тора, он на глазах у всех вылил ее у своих ног. Возмущенный народ забросал этрогами первосвященника, пренебрегшего заповедью. Тогда Янай призвал наемных солдат и приказал им напасть на празднующую толпу. В тот день на территории святого Храма было убито около шести тысяч молящихся.
После этого страшного события гонения на перушим не прекратились, и царь продолжал преследовать каждого истинного сторонника Торы. Деверь Яная, Шимон бен Шетах, был вынужден бежать из Иерусалима, чтобы спастись от смерти.
Грешникам нет пощады
Около шести лет продолжалась скрытая война между Янаем и его народом. По некоторым предположениям, царь погубил за это время более пятидесяти тысяч евреев. Народная ненависть к нему росла с каждым днем, и, когда Янай попытался сблизиться с народом, он был отвергнут. Народ был единодушен в своем приговоре: «Только смерть искупит твои преступления».
Противники Яная сделали опрометчивый шаг: они заключили союз с сирийским царем Деметрием Окиром и призвали его на помощь в борьбе против своего царя. Во время войны между Деметрием и Янаем евреи воевали против евреев. Однако, когда обозначилось военное превосходство Деметрия, многие опомнились: Янай — потомок Хашмонеев, освободивших народ от сирийского владычества; с его поражением сирийцы снова распространят свое влияние на Иудею. Неожиданно для себя Деметрий обнаружил, что евреи, призывавшие его к походу на Иерусалим, покинули лагерь. Оставшись без подмоги, он поспешил оставить пределы Иудеи.
Но страсти не улеглись, и в Иудейском царстве так и не воцарилось спокойствие. Часть перушим продолжала свое противодействие политике царя. Янай жестоко расправился со своими врагами. Следуя примеру римлян, он приказал распять в предместье Иерусалима около восьмисот пленных. И в то время когда несчастные умирали в мучениях, Янай приказал тут же казнить их жен и детей.
После этого злодеяния тысячи мудрецов вынуждены были покинуть Святую Землю.
На пороге смерти
Когда Янай подавил недовольство внутри страны, он вернулся к военным действиям против своих соседей. Его снова сопровождала удача, он одерживал одну победу за другой и захватил все Заиорданье. Внезапно он почувствовал приближение смерти и по всей вероятности в этот час пересмотрел свою жизнь и раскаялся в злодеяниях, направленных против мудрецов Торы. Перед смертью он завещал жене:
«Не опасайся никого: ни перушим, ни их противников. Бойся лжецов, похожих на перушим, которые лишь блудят, да еще требуют за это вознаграждения».
Он также завещал жене передать его тело после смерти в руки мудрецов, чтобы они сделали с ним все, что им будет угодно. Царица выполнила волю мужа. Народ не мстил мертвому и похоронил его с почетом, причитающимся царю. Это произошло в 3684 году (76 год до н.э.).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух