Из цикла «История еврейского народа», темы: Цдуким, Прушим, Мудрецы, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть
Спокойный период
После смерти мужа Шломит Александра взяла власть в свои руки. Ее брат Шимон бен Шетах возвратился из изгнания, и вместе с ним вернулись на родину многие мудрецы, бежавшие от гнева Яная. Во главе Санхедрина встали Шимон бен Шетах и Йеуда бен Табай. Жизнь народа потекла по новому руслу, много более соответствуя законам Торы. Судопроизводство было перестроено, причем особое внимание уделялось подбору судей. Шимон бен Шетах наставлял судей так: «Тщательно допрашивай свидетелей и будь осторожен и выражениях, чтобы, пользуясь ими, они не научились лгать».
В духе подобных наставлений, т. е. тщательно и беспристрастно, судили мудрецы даже своих противников. Были наказаны только те из них, чьи преступления однозначно подтверждались несомненными свидетельствами — например, участники распятия по приказу царя Яная восьмисот несчастных. Благодаря справедливому суду в Иудее воцарился мир. Страна, столь сильно пострадавшая во времена Яная от бесконечных войн и внутренних распрей, набирала силы. Улучшилась система школьного обучения. Экономическое положение стабилизировалось. Казна государства пополнилась и позволила царице увеличить армию. Шломит Александра понимала, что сильная армия необходима для обороны страны. Соседние государства теперь опасались воевать с Иудеей, и в стране, ранее постоянно раздираемой войнами, наконец, наступил период мира и покоя. Должность первосвященника царица передала своему старшему сыну Гиркану — честному, но слабовольному человеку. Его младший брат Аристобул был более энергичен и деятелен, но склонялся на сторону цадуким, поэтому царица отдалила его от управления страной.
В течение царствования Шломит Александры цадуким лишились своего прежнего влияния, но не прекращали попыток изменить расстановку сил в стране. В последние годы своего правления Шломит была не в состоянии бороться с ними и со своим сыном Аристобулом. Цадуким угрожали перейти на сторону арабов и выступить против царицы, если она отстранит их от управления страной. Испугавшись, царица передала под их контроль несколько крепостей и поставила Аристобула во главе иудейской армии.
Неожиданно большая опасность возникла на севере страны. Царь Армении Тигран захватил Сирию и угрожал Иудее. Получив большую сумму денег, он согласился не вступать в страну и отвести свои войска. Но уже через короткое время римские войска разгромили армию Тиграна, подчинили себе Сирию и подошли к границам еврейского государства.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.