Из цикла «История еврейского народа», темы: Цдуким, Прушим, Мудрецы, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть
Спокойный период
После смерти мужа Шломит Александра взяла власть в свои руки. Ее брат Шимон бен Шетах возвратился из изгнания, и вместе с ним вернулись на родину многие мудрецы, бежавшие от гнева Яная. Во главе Санхедрина встали Шимон бен Шетах и Йеуда бен Табай. Жизнь народа потекла по новому руслу, много более соответствуя законам Торы. Судопроизводство было перестроено, причем особое внимание уделялось подбору судей. Шимон бен Шетах наставлял судей так: «Тщательно допрашивай свидетелей и будь осторожен и выражениях, чтобы, пользуясь ими, они не научились лгать».
В духе подобных наставлений, т. е. тщательно и беспристрастно, судили мудрецы даже своих противников. Были наказаны только те из них, чьи преступления однозначно подтверждались несомненными свидетельствами — например, участники распятия по приказу царя Яная восьмисот несчастных. Благодаря справедливому суду в Иудее воцарился мир. Страна, столь сильно пострадавшая во времена Яная от бесконечных войн и внутренних распрей, набирала силы. Улучшилась система школьного обучения. Экономическое положение стабилизировалось. Казна государства пополнилась и позволила царице увеличить армию. Шломит Александра понимала, что сильная армия необходима для обороны страны. Соседние государства теперь опасались воевать с Иудеей, и в стране, ранее постоянно раздираемой войнами, наконец, наступил период мира и покоя. Должность первосвященника царица передала своему старшему сыну Гиркану — честному, но слабовольному человеку. Его младший брат Аристобул был более энергичен и деятелен, но склонялся на сторону цадуким, поэтому царица отдалила его от управления страной.
В течение царствования Шломит Александры цадуким лишились своего прежнего влияния, но не прекращали попыток изменить расстановку сил в стране. В последние годы своего правления Шломит была не в состоянии бороться с ними и со своим сыном Аристобулом. Цадуким угрожали перейти на сторону арабов и выступить против царицы, если она отстранит их от управления страной. Испугавшись, царица передала под их контроль несколько крепостей и поставила Аристобула во главе иудейской армии.
Неожиданно большая опасность возникла на севере страны. Царь Армении Тигран захватил Сирию и угрожал Иудее. Получив большую сумму денег, он согласился не вступать в страну и отвести свои войска. Но уже через короткое время римские войска разгромили армию Тиграна, подчинили себе Сирию и подошли к границам еврейского государства.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.