Из цикла «От Центрального парка к Синаю», темы: Рой Нойбергер, Человеческие качества
Общение с Зейде стало для меня наглядным уроком применения положений Торы в повседневной жизни. Я начал также понимать, какой образ жизни вели праведные евреи в Европе, какая безграничная доброта, какое терпение и какая любовь существовали там между евреями.
Я не собираюсь изображать членов семьи Юнграйс в виде святых. Они первыми сказали бы, что они лишь обычные евреи, соблюдающие Тору. Но Тора возносит нас с уровня просто живых существ, животных — на уровень слуг Б-жьих. Мы ощущали это на себе, и получали подтверждения, наблюдая за жизнью Зейде, Мамы и членов их семьи.
Зейде и Мама видели, как их мир исчезает в огне пожарищ, и все же не потеряли обретенные ими ценности Торы и не утратили свои человеческие качества. Они видели, как их семью поглотил крематорий; затем сами оказались во мраке концлагеря Берген-Бельзен. Но даже в это страшное время, став пленниками безумного мира, они продолжали жить, соблюдая мицвот, спасая других и готовясь встретить новый день, который — они знали — придет. И в «нормальное» время, и в кризисных ситуациях они свято хранили ценности Торы. Ничто не может сравниться с уроками, полученными в этой ешиве «жизненного опыта».
Меня всегда поражала самодисциплина Мамы. Когда приходила ее венгерская газета или в печати появлялась большая статья о ребецин Эстер, Мама никогда, как бы ей ни было интересно, не позволяла себе прочесть сразу, откладывая чтение до Шабата. Мама была занята постоянно, и нужды других всегда были важней ее собственных.
Мы все были солдатами армии Мамы. Вспоминается, как я таскал по черной лестнице в подвал дома Мамы сотни замороженных цыплят; они хранились в большом холодильнике, потом их переправляли в ешиву. Я часто думаю, что полученные мною в жизни благословения были вознаграждением за то, что под бдительным взором Мамы я таскал, обливаясь потом, этих цыплят или огромные тюки поношенной одежды в подвал ешивы. Иногда мне просто необходимо было так думать, чтобы придать себе сил по мере того, как я с трудом спускался по лестнице.
Когда приходилось оставаться в ешиве до позднего вечера, Мама всегда готовила мне сытный домашний обед с курицей, картофелем и разными овощами, кугелем, содовой, и пирогами с печеньем на десерт. Маме всегда хотелось накормить меня досыта, и она старалась приготовить что-нибудь вкусное. Она не хвалилась своим умением хорошо готовить; нисколько не обижалась, если вы заливали еду кетчупом — лишь бы вам это доставляло удовольствие. Каждый был ее ребенком.
Мама и Зейде не допускали, чтобы хоть крошка еды пропала. Это, без преувеличения, было исполнением одной из мицвот. В Америке мы покупаем и выбрасываем, не задумываясь, не только еду, но и другие необходимые вещи. Но мы забываем, что даже крошка — дар Б-жий. Он не просто появляется ниоткуда, хотя некоторым может показаться, что это так. Именно поэтому мы произносим благословение до и после каждого приема пищи, даже когда пьем, например, воду из фонтанчика. Для Мамы и Зейде, чудом избежавших голодной смерти в гетто и концентрационных лагерях, каждый кусочек хлеба был подарком Всевышнего.
Уроки подобной бережливости казались особенно наглядными в связи с проведением традиционного ежегодного динера (торжественного обеда) в ешиве. Моей обязанностью в период подготовки к такому динеру было перенести спиртные напитки из гаража наверх в ешиву. Еще одно подтверждение связи между «потением» и последующим благословением. Чтобы оценить количество хранившегося в гараже спиртного, нужно знать, что у Мамы и Зейде не было машины, что позволяло заполнять бутылками практически весь гараж. Обычно Мама и Зейде получали эти напитки в подарок в течение года, и заботливо хранили их в гараже для нужд ешивы.
Долгие годы всё необходимое ешиве перевозилось на моем автомобиле-универсале: начиная со свитков Торы, которые мы возили соферу для ремонта, и кончая напитками, необходимыми для ежегодного динера. В результате всех этих перевозок мой автомобиль как бы «освятился».
По окончании динера Мама отправлялась в кухню, проверить запасы оставшегося съестного. Каждую унцию говядины, куриного мяса, овощей, салатов, пирожных и тортов раскладывали по пакетам для завтраков в ешиве и раздачи нуждающимся, И конечно, все полупустые бутылки спиртного нужно было вернуть в гараж до следующего традиционного динера.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»