Темы: Рав Реувен Куклин, Предопределение, Каббала, Астрология, Характер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня несколько вопросов и соображений, но на одну тему, откуда берется характер человека. Конечно, человеку прививаются какие-то ценности, этика поведения. Но меняется ли его характер? У младенца тоже есть характер, хотя он еще не знает ничего. Или характер определяется только набором генов, переданных от родителей? Тогда в каждом новом воплощении характер разный. А если характер человека — характер его души, тогда в любом его воплощении он одинаков (ведь у всех та жа душа). Виктория, Днепропетровск
Уважаемая Виктория!
Характер человека, без сомнения, является врождённым, и его невозможно существенно изменить. С физической точки зрения он, разумеется, определяется генами, которые достались человеку от родителей. Однако из трудов величайшего каббалиста Аризаля (Шаар а-Гильгулим 1) нам известно, что тело — одежда души (и как одежда сшита по размерам тела человека, так тело каждого человека соответствует его душе). В таком случае, корень специфики человеческого характера — специфика души каждого человека. В каббалистических книгах сказано, что у каждого человека есть душа, отличная от всех других душ. Эта специфика душ называется у мудрецов словом мазаль (буквально «созвездие»).
В Талмуде (трактат Шабат 156а) сказано: «Тот, кто родился под планетой Маадим (Марс) будет проливать кровь». Т.е. в характере этого человека будет склонность к кровопролитию. Рав Аши говорит о таком человеке, что он будет моэлем (делать обрезание младенцам), или резником (заниматься кошерным убоем скота), или разбойником. Объясняет Виленский Гаон (в комментарии к Мишлей 26, 2): рав Аши сообщает нам, что, хотя не во власти человека полностью изменить свой характер, ему принадлежит выбор — как использовать свой характер. Он может стать праведником и выполнять мицвот, будучи моэлем, может быть обычным, средним человеком, работая резником, а может стать преступником.
Отсюда можно вывести важный принцип воспитания: поскольку характер человека — данность и изменить его полностью невозможно, цель воспитания — не изменить характер, а повести воспитанника правильным путём, соответствующим его характеру.
Этот принцип преподал нам царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей (22, 6): «Наставляй юношу согласно пути его, и он не уклонится от него, когда и состарится». Объясняет Виленский Гаон: ребёнка следует воспитывать в соответствии с его характером («путь его»). Если его поведут тем путём, который ему подходит, он и в старости не сойдёт с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдёт с этого пути, потому что он не может переломить свою природу.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Кто ненавидит сына?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.