Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Тора и бизнес, Шауль Вагшал
При обнаружении дефекта в купленном товаре покупатель имеет право отменить покупку и потребовать возвращения денег (или замены товара на другой), но при условии, что он не пользовался изделием после обнаружения дефекта. Если же он продолжал им пользоваться, это означает, что он был готов оставить изделие у себя.
Если между продавцом и покупателем возник спор по поводу того, когда возник дефект (до или после покупки), на покупателе лежит обязанность доказать, что дефект имел место в момент приобретения изделия. Но если за товар еще не внесена плата, то следует обратиться за советом к раввину, поскольку бывают случаи, когда преимущество — на стороне покупателя, т.е. он имеет право вернуть товар, не доказывая, когда возник дефект.
Если покупатель пользовался изделием до того как обнаружил дефект и лишь после обнаружения решил возвратить его продавцу, он должен заплатить ему установленную арендную плату за пользование. Продавец не обязан освобождать его от этой платы, в противном случае можно считать, что он как бы получил процент. Указанное положение об арендной плате теряет силу, если покупатель предпочитает заменить товар на другой и не требует возврата уплаченных денег.
Если стоимость товара за это время увеличилась, возникает вопрос, который надо задать раввину: может ли продавец вернуть покупателю больше первоначально уплаченной суммы?
Если человек, купивший еду, съел ее и лишь потом обнаружил, что она была трефная (запрещенная по закону Торы), он должен спросить у раввина, можно ли предъявить денежную претензию к тому, кто продал ему эту еду. (Например, у курицы, как выяснилось после ее приготовления и частичного использования за столом, оказался дефект, сделавший ее некашерной, т.е. запрещенной к еде по закону Торы.)
Если некашерностъ была обнаружена до того как еда была съедена, продажа считается недействительной и деньги подлежат возврату.
Покупатель, которому недопоставили товар, т.е. прислали заказанный им товар в неполном количестве, не имеет права возвращать товар, заявив, что он расторгает сделку. Все, что он может сделать, — это попросить недостающий товар у продавца, который обязан выполнить его требование.
В случае, если получен товар другого сорта или сорвана договоренная дата поставки, следует (через раввинов) рассмотреть вопрос о том, может ли покупатель вообще отказаться от сделки.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.