Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Благотворительность, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Проценты, Ссуда
Любая еврейская организация, созданная с целью оказания помощи людям, нуждающимся в ссудах, тоже должна соблюдать законы, связанные с запретом на выплату процента. Такой кассе взаимопомощи не разрешается взимать проценты, пусть самые низкие, даже ради выполнения заповеди (например, для увеличения займового фонда).
Впрочем, устроители этой организации могут брать умеренную плату для покрытия организационных расходов, например за содержание конторы, которая оформляет и выдает ссуды. Указанная плата должна быть фиксированной; она не устанавливается в виде процента от выданной ссуды.
При создании кассы взаимопомощи разрешается ограничить круг получателей ссуд. Ими могут быть представители какой-то определенной профессии, члены одной общины, учащиеся одной ешивы, жители одного двора или района.
Другое дело, если в уставе кассы будет записано, что ссуды выплачиваются только ее платежеспособным членам, и особенно, если от человека, желающего получить ссуду, будут требовать, чтобы он вначале уплатил членские взносы. Такие условия можно истолковать как взимание процента. Действительно, получается, что клиент кассы может получить ссуду лишь в том случае, если пополнит фонд заимодавцев.
Продавец недвижимости может поставить условие покупателю, чтобы тот сдал этот дом ему в аренду после оформления покупки.
При этом продавец может вступить во владение домом на правах арендатора только после завершения сделки, т.е. после того, как он получит все причитающиеся ему деньги.
Владелец недвижимости не может продавать ее с условием, что за ним сохраняется право выкупить ее по более высокой цене. Если он заплатит более высокую цену, когда будет выкупать дом, может возникнуть впечатление, что вся сделка была заключена с единственной целью одолжить деньги с процентом. Разрешается, однако, продавать недвижимость с условием ее возможного выкупа по той же цене.
Человек, принимающий недвижимость в виде заклада (или залога) при выдаче беспроцентной ссуды, может поставить условие, что ему будет отдано предпочтение при продаже этой заложенной собственности. Такое условие разрешено лишь в том случае, если он готов заплатить стандартную рыночную цену. Покупка по сниженной цене не допускается, ибо подобная сделка равносильна выплате процента.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»