Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми
Одно из правил дерех эрец гласит, что во всяком месте, где есть кто-то главный, — хозяин или иное ответственное лицо, — нельзя делать ничего без его разрешения. Даже если это дело связано с исполнением заповедей Торы, и даже когда почти само собой разумеется, что его следует сделать, — и тогда дерех эрец повелевает ждать распоряжений хозяина либо оповестить его прежде, чем начать действовать. Благословенной памяти наши мудрецы высказались в самых резких выражениях против тех, у кого отсутствует дерех эрец, и сказали: «Изучающий Тору, у которого нет понимания (дерех эрец), хуже падали» (Ваикра раба 1:15).
Нельзя переоценить важности сказанного. Даже наш учитель Моше, отец всякой мудрости и отец пророков, который вывел еврейский народ из Египта, через которого было совершено столько чудес в Египте и грозных явлений на море; Моше, который поднялся на небеса и принес нам оттуда Тору, трудился над Мишканом (переносным Храмом в пустыне) и воздвиг его, — он не вошел внутрь Мишкана, пока Всевышний не позвал его, как сказано (Ваикра 1:1): «И воззвал к Моше…» (Мидраш раба, Ваикра 1). Также и Ноах не покинул ковчега, пока не приказал ему Всевышний. Сказал Ноах: «Так же, как я не вошел в ковчег, пока не получил от Всевышнего разрешения, так и не выйду из него, пока не получу разрешения». С него взяли пример Ханания, Мишаэль и Азария (брошенные вавилонским царем Невухаднецаром в пылающую печь и оставшиеся невредимыми в пламени): они не покинули печь, пока не приказал им этого царь (Танхума, Ноах; Ялкут).
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»