Из цикла «Дерех эрец», темы: Скромность в поведении, Хесед, Дерех Эрец, Гостеприимство, Шауль Вагшал, Путешествия
Заповеди путешественника
1. Даже отправляясь недалеко, следует взять с собой хлеб.
2. Очень хорошо дать цдаку перед тем, как отправиться в путь.
3. Тот, кто оставляет в своем городе отца, мать или других родных, которые беспокоятся за него, должен немедленно по прибытии на место назначения оповестить их об этом, чтобы избавить от напрасной тревоги.
4. Возвращаясь с дороги, не следует входить в дом внезапно; нужно оповестить о своем возвращении заранее.
(Собрано из разных книг)
Как вести себя в гостях
Войдя в дом, следует выполнять все указания и распоряжения хозяина (Псахим 86б). Так же говорит и Шульхан арух: гость обязан выполнять все и не отказываться, например, сесть там, где указал хозяин, и принимать воздаваемый ему почет, даже если это противоречит правилам скромности, которых гость обычно придерживается (Орах хаим 170:5 и Мишна брура там, п. 16). Отсюда мы видим, что распоряжение хозяина дома обязывает больше, чем приказание мудреца Торы, поскольку мудрецу можно отказать из желания избежать почестей. И даже когда предлагают вести общественную молитву, можно отказаться, следуя указаниям Шульхан аруха (Орах хаим 53:7). Однако авторитеты по алахе соглашаются в том, что гость вправе прекратить есть и пить, когда ему больше не хочется, даже если хозяева упрашивают его съесть еще, во избежание вреда от чрезмерной еды и питья, и в этом нет проявления неуважения к хозяевам. Но из этого можно понять, что, если нет опасения, что продолжение еды повредит, предпочтительно исполнить желание хозяина или хозяйки, даже когда уже не хочется есть, чтобы не огорчать их.
Войдя в дом, не следует просить еды; необходимо ждать, пока хозяева сами предложат (Шульхан арух, Орах хаим 170:13).
Хороший гость говорит (в сердце своем): «Сколько же старался и трудился ради меня хозяин! Сколько мяса и вина поставил передо мной, сколько аппетитных хал, и все это — только ради меня!» (Брахот 58а). А что же говорит плохой гость? «Ну что он (хозяин) такого особенного сделал для меня? Я съел у него один кусочек хлеба и один кусочек мяса, выпил один стакан вина! А трудился он ради своей жены и детей» (другими словами, и без меня он приготовил бы для них ту же самую трапезу).
Хозяин дома начинает есть первым.
Если гостей несколько, хозяин должен предоставить право первым сделать нетилат ядаим (омовение рук перед едой) мудрецу Торы или старшему по возрасту (по Брахот 46 и Орах хаим 165:2).
Когда двое едят за одним столом (и хозяина нет с ними), то первым протягивает руку за едой старший, а если это сделает другой, он называется обжорой. Указанное правило действует и тогда, когда перед каждым стоит тарелка с едой, как это принято в наши дни (Орах хаим 170:12 и Мишна брура там, п. 28).
Мудрец Торы, прибывший в другой город
1. Когда мудрец Торы прибывает в другой город, и его спрашивают, кто он, то он должен просто назвать свое имя, не добавляя к нему титула «рав» или «раби». Однако если есть опасение, что по незнанию с ним будут обращаться недостаточно уважительно, то можно сообщить, что он — знаток Торы; можно сделать это и по другой надобности (Рамо Йоре дэа 246:21, а также Рош Недарим 62). Однако в том месте, где его знают, следует поступать согласно тому, что сказано: «Пусть восхваляют тебя другие, но не твои уста» (Орах ешарим 34).
2. Сефер хасидим рекомендует: попав туда, где его не знают, знаток Торы должен начать ученую беседу, и из этого всем станет ясно, кто он.
3. Если знатоку Торы по ошибке воздают почести, превышающие то, чего он заслуживает, то следует сообщить об ошибке и не принимать этих почестей.
Гость не принимает других гостей без разрешения
В трактате Дерех эрец говорится, что гость, который сам принимает гостей (без разрешения хозяина), поступает предосудительно, но еще хуже тот, кто причиняет хозяину хлопоты и неудобства (Дерех эрец зута гл. 8).
Гость не имеет права взять (без разрешения) что-либо из поставленной перед ним еды и дать ребенку хозяина. Однако некоторые считают, что если еда имеется в изобилии, то это не задевает хозяев (Орах хаим 170:19).
Оповещать хозяев о своем предстоящем прибытии и отъезде
В соответствии с правилами дерех эрец следует по возможности оповестить хозяина или хозяйку о своем предстоящем прибытии, чтобы дать им возможность подготовиться к этому. Точно так же гость должен сообщить о времени своего предполагаемого отъезда. Все это необходимо, чтобы не ставить хозяйку в неловкое положение тем, что не все будет готово к нужному сроку.
Соблюдать ли в чужом доме привычные для себя устрожения закона?
Находясь в гостях, следует стараться не причинять хозяину и хозяйке никаких неудобств и неприятных переживаний. Поэтому в ситуации, когда гостю предлагают совершенно кашерную (разрешенную еврейским законом) еду, но он обычно устрожает для себя в этом и доверяет более авторитетным (с его точки зрения) организациям, наблюдающим за кашерностью продаваемых продуктов, представляется более правильным, если гость устрожит для себя в другом: в упомянутом выше правиле — не причинять хозяевам неприятных переживаний — и уступит в отношении еды. Сформулированное нашими мудрецами правило, гласящее, что гость должен выполнять все указания хозяина дома (Псахим 86б), действует и в данном случае. И в Йоре дэа (разделе Шульхан аруха, в котором приведены законы запретной еды) в нескольких местах встречаются указания относительно еды, которая разрешена только из уважения к шабату или к гостям, и в такой ситуации запрещено устрожать для себя и не есть приготовленную на шабат еду, задевая этим честь шабата. То же самое верно и для гостя. Мишна брура пишет, что человеку, принявшему на себя какие-то особые строгости, предпочтительно скрывать их от окружающих и исполнять то, о чем просит хозяин (Мишна брура 170 п. 16). Шаарей тшува завершает эту тему словами: «и буду ходить в праведности сердца моего…» (и где же?) «…внутри дома моего» (но не в чужом доме)!
Не менять место, где уже останавливался, на другое
Откуда мы учим, что Тора запрещает менять место, где уже останавливался ранее, на другое? Сказано в Торе (Берешит 13:3): «И шел он… до места, где был шатер его прежде…» (Арахин 16б). Поясняет там Талмуд, что следует держаться прежнего места, пока хозяин не выгонит гостя побоями или не выставит его вещи на улицу, поскольку перемена места причиняет ущерб и хозяину, и гостю. Раши объясняет это тем, что люди станут говорить: до чего же сварливы и тот, и другой, что не могут ужиться вместе!
По подобной же причине указанное правило действительно и тогда, когда гостеприимство оказывается за плату.
Спрашивать о благополучии хозяйки
Сказано в Талмуде: «Учит нас Тора, что согласно дерех эрец следует спросить у хозяина о его жене, как спросили ангелы (пришедшие оповестить Авраама и Сару, что у нее родится сын) у Авраама (Берешит 18:9): “И сказали они Аврааму: Где Сара, жена твоя?”» (Бава меция 87а). Указывает там Талмуд, что хотя обычно не принято спрашивать о благополучии женщины, у мужа можно спросить о жене. Объясняют Тосафот, что можно спросить лишь, где она (подобно тому, как спросили ангелы о Саре), но не буквально спрашивать о ее благополучии, даже у мужа. Однако в трактате КидушинТосафот высказывают иную точку зрения и говорят, что следует сделать различие: запрещено лишь передавать привет женщине, даже через ее мужа, но спросить о благополучии разрешается. И такова алаха (Эвен аэзер 21:6): разрешается спрашивать у мужа о благополучии жены, и тем более, если известно, что она была нездорова. Разрешается также попросить в письме, адресованном мужу, сообщить о благополучии жены, однако через других людей спрашивать об этом запрещается (Бейт Шмуэль там, а также Бах и Шай леморе). Бейт Шмуэль пишет, что нельзя писать в конце письма «передайте привет супруге», но можно начать письмо словами «такому-то и его супруге». Бах уточняет, что в этом случае следует писать именно «супруге», не указывая ее имени.
В нашем поколении (отличающемся, к сожалению, от предыдущих не в лучшую сторону в отношении скромности) распространился обычай: говоря о жене товарища, называть ее просто по имени. Из сказанного выше ясно, что делать этого не следует, и особенно, разговаривая с ней самой, ибо это не соответствует правилам скромности, которым следовали наши отцы. Судя по тому, что писал Бах, сказанное касается всех, а не только тех, кто желает принять на себя дополнительные устрожения. (И только тот, кто беседует с людьми, далекими от Торы, с целью их приближения, возможно, имеет право при необходимости нарушить это правило.)
Подарок на прощание
Прощаясь с хозяевами, было бы правильным сделать подарок хозяйке, передав его ей через мужа (но не вручать самому). Оставляя дом, следует уведомить об этом также и хозяйку.
Если постой платный — позаботиться о выгоде хозяина
Находясь на платном постое, гость в соответствии с правилами дерех эрец должен ради выгоды хозяина покупать у него еду, даже имея свою. Мы учим это из того, что сказали сыны Израиля эморейскому царю Сихону: «Не будем пить воду из колодца» (Бемидбар 20:17). Раши объясняет смысл их слов: «Хотя и есть у нас ман для еды и вода из колодца Мирьям, мы не будем пить из него, а будем покупать у вас и еду, и воду для вашей выгоды». Отсюда мы учим, что гость, даже если у него есть еда, должен покупать ее ради выгоды хозяина.
Открывшему перед гостем свой дом — как будто обязан жизнью
Того, кто открывает перед гостем свой дом (то есть принимает его в своем доме), следует почитать более отца и матери (Шмотраба 4). Говорит далее мидраш, что это вытекает из долга благодарности; ведь то, что отец и мать кормят детей и заботятся о них, диктуется самой природой; в отношении же чужих людей это совсем не так. И когда Всевышний повелел нашему учителю Моше идти в Египет (чтобы освободить и вывести оттуда еврейский народ), тот сказал: «Владыка мира! Итро (тесть Моше) открыл предо мною свой дом, и я был ему, как сын! Открывшему свой дом — как будто обязан жизнью! Итро принял меня и оказывал мне уважение, и я не могу уйти без его позволения!»
Мы видим отсюда, что даже спасение всего еврейского народа ставится в зависимость от одного правила дерех эрец!
И завершает мидраш: Указанному правилу следовали пророки Элияу (I Мелахим 17) и Элиша (II Мелахим 4). Оба они, каждый в свой час, проявляя самопожертвование, вернули к жизни сыновей женщин, оказавших им гостеприимство; даже для своих отцов они не сделали такого!
Необходимо, однако, быть очень осторожным и не проводить необоснованных параллелей и сравнений между упомянутыми в мидраше сюжетами и ситуациями, с которыми мы встречаемся в жизни, без того, чтобы они были действительно полностью сходны. И нужно обращаться за советом к раву также и в вопросах дерех эрец, ибо из-за сложности и деликатности этих вопросов в них очень легко ошибиться.
Спрашивать разрешения у товарища или у рава
Сказано в трактате Дерец эрец (гл. 5): «Не следует покидать своего товарища или рава без разрешения (другими словами, не следует уходить, не сообщив об этом прежде). Этому правилу дерех эрец мы учимся у самого Всевышнего, сообщившего Аврааму, что удаляется, как сказано (Берешит 18:33): “И пошел Г-сподь, когда окончил говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место”.» Следуя этому правилу, человек показывает, что он считается со своим равом или товарищем и посвящает их в свои дела.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.