Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Богатство, Испытания, Недельная глава, Корах, Реувен Пятигорский, Власть
Содержание главы. Бунт Кораха и его сообщников против Моше и Аарона: Корах, двоюродный брат Моше, протестует против законов по наследованию священничества и распределению ролей при работе Храма; он считает себя обойденным (Бемидбар 16:1—11). Моше призывает к себе Датана и Авирама, присоединившихся к бунту Кораха; те отказываются прийти (16:12—15). 250 бунтующих евреев готовятся принести воскурения в Храме (16:16—22). Народ отступает от бунтовщиков; раскалывается земля и пожирает Кораха с сообщниками; возникший пожар сжигает восставших, которые держат в руках совки для воскурения (16:23—35). Предупреждение будущим поколениям не восставать против священничества; в память о том событии совки бунтовщиков идут на покрытие жертвенника (17:1—5). Новый ропот недовольства в среде евреев; мгновенная эпидемия уносит жизни 14700 человек; Аарон спасает народ (17:6—15). Руководителям колен приказано принести к Храму свои посохи; вместе с посохом Аарона их кладут в Соборном шатре; чудо с посохом Аарона указывает, что только он достоин стать главой рода священников-коэнов (17:16—24). Посох Аарона кладется на сохранение — в память потомкам (17:25—27). Права и функции коэнов и левитов (18:1—7). Доли коэнов и левитов:24 приношения для коэнов (18:8—20); вместо земельного надела в Стране левиты получают от остальных колен право на десятину с каждого урожая (18:21—24); от полученной доли левиты обязаны отделять «труму» для коэнов (18:25—32).
Главная тема главы — восстание Кораха. Для многих русскоязычных читателей это имя ничего не говорит. Но те, кто свободно пользуется ивритом, знают, насколько распространены идиомы «богат как Корах», «богатства как у Кораха». В каждом народе есть свои выражения, призванные показать удивительное богатство человека; в России говорят «богат как Крез» (почему-то ссылаясь на легендарного царя древней Лидии, разбитого персами, тоже древними). В народе Израиля вошла в обиход поговорка про Кораха. Мидраш рассказывает, что он в самом деле был фантастически богат. Все у него было. Кроме власти. Купить он ее не мог, поэтому попытался захватить. Не силой, а демагогией. Он, правда, считал последнюю «легитимной политической борьбой». Апеллировал к народу, призывал к реформам, показал себя способным популистом. Кто-то за ним пошел, у кого-то его лозунги вызывали отвращение. Сила его была, по крайней мере в начальный период, в том, что он якобы защищал народные интересы. Но ничего, кроме власти как таковой, его не интересовало. Чем он кончил, мы знаем. И все же почему именно его имя вошло в поговорку? Почему в память народную он вошел именно как богач, а не как бунтовщик? Отвечает знаменитый раби Барух Мордехай Лифшиц из Шедлица, крупный авторитет Торы второй половины прошлого века: судьба многих баснословных богатств и капиталов печальна; живет богач, все думают, что у него миллионы; он умирает, и вдруг оказывается — не настолько он был богат. Но не таким было состояние Кораха. Мидраш рассказывает, что ни до него, ни после никто не обладал такими сокровищами, как он. Лидийскому Крезу ничего подобного и не снилось. Тора пишет (16:33): «И сошли они живыми (спустились) со всем, что им принадлежало, в преисподнюю». Это было настоящее богатство, о котором свидетельствует сама Тора. Потому и вошел Корах в поговорку, как богатый человек, а не как бунтовщик и смутьян, ибо смутьянов после Кораха среди евреев всегда хватало. Нам же надо заметить, насколько призрачным оказывается обладание даже настоящим, великим богатством, если оно не может удержать человека от опрометчивых поступков. Уж насколько, кажется, мы привыкли считать, что деньги дают человеку независимость. Но независимость оказывается кажущейся, не спасает она человека от рабства перед своими собственными страстями. Пример? — Корах! Выступил он против Торы и потерял все: богатство, жизнь и доброе имя. Все, что осталось поговорка в народе. Скажите, для этого он собирал свое богатство?
Есть у евреев такое умение — составлять капиталы, делать деньги, уметь работать и зарабатывать. Богатыми были наши праотцы. Написано,
что земля не могла нести все стада Авраама. Ицхак сеял зерно и получал урожаи сам-сто. Яаков тоже не бедствовал. И у царя Шломо богатств хватало, чтобы войти в поговорку. Много было у нас магнатов, настоящих капиталистов, ротшильдов и прочих «сильных мира сего». Но никогда
ни одно богатство не принесло счастье своему обладателю, если он собирал его для того, чтобы только собрать! Богатство — тяжелое испытание. Многие полагают: дайте мне выиграть в Лото, и уж я-то сумею правильно распорядиться деньгами. Простая статистика показывает, что не все нашли счастье на этом пути. Нищета унизительна, она пригибает человека к земле; но богатство иногда хуже: оно подчас ломает человека, уничтожает его. Что надо делать с деньгами, как ими распорядиться? Согласно иудаизму, деньги, попавшие в руки богачу, это канал (цинор), по которому Всевышний помогает бедным. Если богач не хочет помогать бедным евреям, он будет тем же самым богатством разбит. Но если он помогает неимущим, обильно жертвует на разные начинания, позволяющие евреям соблюдать Тору, учить ее, тогда благословение, которое на него снизошло, не иссякнет. Были такие богатые люди в России, есть они и сейчас в Израиле, Америке, Канаде. В той же новой России поднимается новый класс еврейских магнатов. Их будущее — в их руках. Не забудут, что они евреи, будет им благословение в любом начинании. Забудут — пропадут как Корах, которого от падения не удержала слава самого богатого человека земли.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.