Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Содержание главы. Балак, царь Моава, приглашает злодея Билама проклясть еврейский народ, который появился у его границ после разгрома двух царей — Сихона и Ога (Бемидбар 22:2—7). Всевышний разрешает Биламу идти в Моав с условием, чтобы тот говорил лишь то, что захочет Всевышний (22:8—20). Путь Биламу преграждает ангел, которого видит его ослица (в русской традиции — «валаамова ослица»), но не он сам; Билам бьет ослицу, в ответ та начинает жаловаться человеческим голосом; диалог между ангелом и Биламом (20:21—35). Билам прибывает в Моав, где его с почетом встречает Балак (20:36—41). Вместо проклятия Билам произносит благословение на евреев, присовокупив пророчество об их великом будущем; гнев Балака (23:1—24:25). Билам дает совет подорвать устои евреев, подослав к ним моавитянок, чтобы те склонили их к разврату и идолопоклонству; его совет принят; еврейский лагерь поражен страшной болезнью, от которой умирают 24 тысячи человек; Пинхас, сын первосвященника Элазара, убивает руководителя колена Шимона вместе с моавской принцессой, в результате чего эпидемия прекращается (25:1—9).

Начнем с одного любопытного, на наш взгляд, замечания. Злодей Билам, оправдываясь перед Балаком за то, что не может проклясть евреев, произносит загадочную фразу (23:10): «Да умрет моя душа смертью праведников. Да будет моя кончина, как его». Под праведниками Билам подразумевает евреев. Т.е. есть он заявляет, что хотел бы умереть смертью еврея. Несколько неожиданное заявление, согласитесь.

Великий учитель раби Исраэль Меир Акоэн, известный под именем Хафец-Хаим (1838—1933), пояснил. Билам не хочет жить как еврей, но согласен умереть еврейской смертью. Он злодей и предпочитает взять то, что считает удобным, более легким и заманчивым. Еврейской жизни он не завидует, но его привлекает еврейская смерть. И в самом деле, всмотритесь, жизнь того, кто верит в Тору, нельзя назвать легкой. Такой человек должен постоянно следить за собой — за своими словами, поступками и помыслами, — чтобы не нарушать запретов, чтобы всегда быть готовым к выполнению заповедей Торы. Задача, требующая полного самоконтроля, не для всех привлекательна. Но не такова смерть еврея. Для соблюдающего сына Израиля кончина — всего лишь переход из этого мира в следующий. Поэтому он не страшится смерти. Чего нельзя сказать про других людей. Билам, позавидовавший еврейской смерти, не мог принять еврейскую жизнь. Его ошибка очевидна: чтобы заслужить еврейскую смерть — а значит, и место в будущем мире, — надо прожить жизнь «по-еврейски» на этом свете. Без одного нет другого.

А теперь еще одно замечание. Тоже, по нашему мнению, любопытное. После первых благословений, вышедших из уст Билама, пытавшегося проклясть еврейский народ по просьбе Балака, последний решил поменять если не тактику, то место, на котором стоял злодей-пророк. Читаем (23:13): «И сказал ему Балак: иди-ка со мной на другое место, с которого ты увидишь (стан Израиля), но увидишь часть его, а не целиком». Возникает вопрос: чем новое место лучше старого, откуда был виден весь еврейский стан? Неужели это могло помочь Биламу?

Отвечает Мальбим (раби Меир Лейбуш бен Ехиэль Михаль, крупнейший ученый и комментатор книг Танаха, живший в прошлом веке): то была идея не Балака, а Билама, который прекрасно знал, что с объединенным Израилем никому не справиться. И поскольку времени на то, чтобы посеять смуту среди евреев, не оставалось, было решено: почему бы не попытаться создать искусственное разделение — встать в таком месте, откуда видна только часть стана, и оттуда сказать хулу?.. Как мы знаем, и на новом месте ничего не вышло.

Вы заметили, какой прием постоянно используется нами при комментировании стихов Торы? Берется конкретный стих, какая-то фраза ­а потом из нее, из мельчайших деталей, извлекается урок. Так мы получаем правила, которые касаются нас лично, — из текста, который на первый взгляд, вроде бы, нас никак не касается. В этом и состоит величие Торы. Она не просто книга о нашей древнейшей истории и не просто сборник законов и правил, которыми еврейское общество должно руководствоваться в практической жизни (другими словами — своего рода конституция). Безусловно, заповеди надлежит соблюдать со всей серьезностью. Но здесь, в Торе, нам дается и этический урок: будьте праведны, поступайте с людьми более участливо, чем того требует прямое соблюдение закона. Тора учит нас морали. Тора укрепляет нас в вере во Всевышнего, без которой не получится ни соблюдения заповедей, не реализации нашего предназначения на земле.

Что касается объяснения того или иного стиха, то мы используем готовые уроки наших мудрецов — начиная с великих учителей Мишны, Талмуда и Мидраша и кончая современными раввинами и подвижниками Торы. Если же вас интересуют книги, из которых мы берем комментарии для наших «Истоков», то назовем их (каждая состоит из нескольких томов, посвященных недельным главам Торы): «Леках Тов», «Телалей Орот», «Парпераот ла-Тора», «Морешет Авот», «Шай ла-Тора», а также еженедельные выпуски «Тодаа» (которые раздаются в любой серьезной синагоге Израиля).

Зайдите в магазин, купите эти книги. Читайте их на иврите. Вам это вполне по силам.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.