Из цикла «Дерех эрец», темы: Хеврута, Дружба, Дерех Эрец, Шауль Вагшал
Во благо человека и для исправления его путей должны быть у него товарищи и друзья. Сказал царь Шломо: «Двое лучше одного» (Коэлет 4:9), и объяснил Раши, что много есть таких дел, которые делают вдвоем, а в одиночку их даже и начинать не следует. Поэтому необходимо приобрести себе друга. Продолжает далее Коэлет: «…ибо, если упадет (один из них), другой его поднимет». Объясняют Раши и Ибн Эзра, что если человек заболеет или упадет, товарищ поможет ему. И заканчивает Коэлет (4:12): «А нить, втрое скрученная, нескоро порвется».
Говорили еще: «Или хеврута (товарищ и напарник по учебе), — или смерть» (Таанит 23а), ибо хорошие и верные друзья крайне нужны человеку, как во всем, что касается тела и материальных забот, так и в том, что касается души (Орах мейшарим гл. 22).
Также и относительно изучения Торы сказали наши мудрецы: Разбейтесь на группы и учите ее, ибо приобретается она только в товариществе, как сказал раби Йосе бар Ханина: «“О чем сказано в Писании: “Меч на вещунов, и окажутся они глупцами…”? (Ирмияу 50:36) Меч на ненавидящих мудрецов Торы (завуалированный намек на самих мудрецов), сидящих поодиночке и занимающихся Торой. И доводит это их до глупости и до греха”» (Брахот 63б), ибо, когда ошибаются, некому их поправить.
Сказано в Мишне (Авот 1:6): «Приобрети себе друга». Пишет об этом Меири: «Даже в самом большом мудреце другие видят то, чего сам он в себе не видит».
И еще нуждаемся мы в друзьях по той причине, что человеку свойственно ошибаться, как пишет Месилат ешарим (гл. 22): «Мы должны понять, что сознание наше ограниченно и разум слаб чрезвычайно; глупость же велика и склоняет нас к ошибкам».
Не открывать своих тайн
Даже если есть у человека хороший друг, не следует вверять ему своих тайн. Сказали мудрецы наши: «Не говори того, что не должно быть услышано (другими), ибо, в конце концов, будет услышано» (Авот 2:5). Объясняет Рабейну Йона: «Следует остерегаться даже самой возможности разглашения. Поэтому нельзя раскрывать своих тайн даже самому любимому другу и говорить о них даже наедине с самим собой; следует лишь беречь их в глубине сердца, ибо, как говорят, даже стены имеют уши».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»