Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Рав Лейб Нахман Злотник, Кашерование посуды, Варка
Выше были рассмотрены различные ситуации, при которых посуда впитывает в себя «противоположный» продукт. В некоторых случаях говорилось, что достаточно помыть посуду, чтобы ею было разрешено пользоваться, в других случаях указывалось, что посуду необходимо кошеровать. Рассмотрим законы кошерования посуды.
Существует два основных вида кошерования посуды — агала и либун. Агала примерно означает «выплёскивание», т.е. запрещённый продукт с помощью горячей воды как бы «выплёскивается» из посуды в воду, в которой её кошеруют. Агала — это процесс кошерования посуды, при котором впитавшийся в посуду запрещённый продукт «извлекают» из стенок посуды с помощью горячей воды. Слова либун переводится как «доведение до белого каления». Либун — это нагревание посуды до такой температуры, что впитавшийся в неё продукт сгорает.
То, к какому из этих двух способов кошерования следует прибегнуть, зависит от процесса готовки, при котором посуда стала запрещённой. Если запрещённый продукт впитался в стенки посуды во время варки, т.е. такого вида готовки, при котором пользуются водой или другой жидкостью, то впитывание происходит более слабо и для того, чтобы откошеровать посуду, достаточно агалы. В случае, когда запрещённый продукт попал в стенки посуды в результате жарки или печения, т.е. процессов готовки без использования жидкостей, впитывание происходит более основательно и посуда без того, чтобы из неё не был выжжен запрещённый продукт, не становится кошерной. Для этого посуду прокаливают до такого состояния, что от неё начинают лететь искры. Если удаётся нагреть посуду до такой температуры, то можно быть уверенным, что всё то, что в неё впиталось, сгорело.
Есть, однако, такие ситуации, при которых, несмотря на то, что запрещённый продукт «вошёл» в стенки посуды без участия жидкости, достаточно агалы. В случае, когда по ошибке разрезали «молочным» ножом горячее мясо, которое жарится в стоящей на огне сковороде, ножу необходимо сделать либун. Если же мясо разрезали, когда мясо уже не находилось на огне, ножу достаточно агалы.
Для того, чтобы изъять из посуды впитавшийся в неё разрешённый продукт, даже если он впитался в стенки посуды без участия влаги, достаточно агалы. Поэтому для того, чтобы посуду, в которой жарили или пекли только мясные или только молочные продукты, сделать нейтральной — не мясной и не молочной, парве — можно ограничиться агалой.
Если в «мясной» или «молочной» посуде, которой не пользовались для мяса или молока последние сутки, по ошибке пожарили или испекли «противоположный» продукт, то, хотя постановлением мудрецов такой посудой запрещено пользоваться, тем не менее, продукт, впитавшийся в стенки посуды, не является запрещённым. Поэтому, если такой посуде сделать агалу, она разрешена в пользование и приобретает статус парве. Следует, однако, подчеркнуть, что в случае, когда в «мясной» или «молочной» посуде, которой пользовались для мяса или молока менее суток назад, жарили или пекли «противоположный» продукт, то, даже если после этого выждать сутки и более, её необходимо кошеровать с помощью либуна.
Посуду, которой иногда пользуются для холодного, а иногда — для горячего, или посуду, в которой иногда готовят с использованием жидкости, а иногда — без, согласно сефардской традиции кошеруют, исходя из вида более частого использования. Так, например, если посуду используют для варки больше, чем для жарения без жидкости, достаточна агала. Если чаще используют посуду для холодной еды, чем для горячей, нет необходимости делать агалу, такую посуду достаточно хорошо промыть. Ашкеназы следуют руководству Рамо, согласно которому даже если один раз пользовались посудой для горячего, ей необходима агала, а если в ней готовили хотя бы один раз без жидкости — либун.
На кошерование посуды не произносится благословение.
Для того, чтобы правильно произвести агалу, необходимо знать, как правильно подготовить посуду к агале: какая вода используется для агалы, как правильно осуществить агалу. Среди этих законов есть такие, которые желательно учесть изначально, а есть и такие, без выполнения которых агала не происходит и посуда остаётся некошерной.
Одно из самых важных условий в кошеровании посуды — не допустить, чтобы запрещённый продукт как таковой оставался на или в посуде к моменту агалы. Агала помогает избавляться только от того продукта, который впитался в посуду. Продукт как таковой, не впитавшийся в стенки посуды, не теряет свою эффективность от того, что побывал в горячей воде. Если в посуде во время агалы находился продукт, такое кошерование не засчитывается. Поэтому до того, как приступать к кошерованию, необходимо тщательно помыть посуду и проверить, не осталось ли на ней еды или грязи. Те места, которые невозможно вычистить, необходимо прокалить на огне для того, чтобы продукт, который там находится, полностью сгорел. Если удалось нагреть это место до такой температуры, что поднесённая к этому месту соломинка загорается, можно быть уверенным, что всё, что там находилось, сгорело. Как поступать с посудой, которую не получается полностью очистить и вместе с тем не представляется возможным прокалить на огне без того, чтобы она испортилась, необходимо выяснить у раввина.
Принято не делать агалу посуде сразу после того, как она «запретилась», а выждать 24 часа со времени последнего использования посуды. Основание для этого обычая — опасение, что не всем известно, что объём воды, которой осуществляют агалу, должен превосходить объём посуды в 60 раз. Если запрещённый продукт впитался в посуду менее суток назад, то во время агалы он «покидает» стенки сосуда и растворяется в воде. В случае, когда объём воды превосходит объём посуды в 60 раз, запрещённый продукт вследствие его незначительного количества не принимается во внимание, и вода остаётся кошерной. Когда соотношение объёмов меньше, чем 60 к 1, вода запрещается из-за продукта, вышедшего из стенок посуды, и посуда остаётся некошерной. Поэтому принято выжидать 24 часа для того, чтобы продукт, находящийся в стенках посуды, потерял свою эффективность, и хотя такую посуду необходимо кошеровать, тем не менее, вышедший из её стенок продукт не запрещает воду, даже если её объём невелик. В случае, когда необходимо срочно откошеровать посуду и нет возможности выжидать сутки, разрешено произвести агалу сразу. В этом случае необходимо быть уверенным, что объём воды в 60 и более раз превышает объём кошеруемой посуды. Если такая возможность не представляется, то до того, как начать агалу, необходимо добавить в воду какое-либо моющее средство с сильным запахом и вкусом для того, чтобы при выходе из посуды запрещённый продукт сразу становился испорченным, теряя способность запрещать воду и посуду.
Агалу следует осуществлять исключительно с помощью воды. Другие жидкости для этого непригодны. Воду для агалы необходимо вскипятить так, чтобы она интенсивно пузырилась. Это условие необходимо и для посуды, в которую впитался продукт, и при более низкой температуре (начиная с йад соледэт бо).
Вода, которой осуществляют агалу, должна быть нагрета либо на огне, либо электричеством. Другие средства, предназначенные для подогрева — солнечные батареи, микроволновые печи — не являются пригодными для нагревания воды, которой делают агалу.
Посуда, которой делают агалу, должна быть сухой. Посуду необходимо опускать в кипящую бурлящую воду. Если из-за того, что в воду попала холодная посуда, она охладилась и перестала бурлить, то следует продержать посуду в воде с тем, чтобы возобновить бурление.
Когда нужно сделать агалу сразу нескольким предметам, желательно кошеровать каждый отдельно. В случае, когда это невозможно, и по какой-то причине необходимо сделать агалу сразу нескольким предметам, необходимо проследить за тем, чтобы они не соприкасались во время агалы, т.к. если кипящая вода не может проникнуть в место соприкосновения предметов, они не полностью кошеруются. Готовить в такой посуде запрещено. Поэтому в случае, когда производится агала сразу некоторому количеству посуды, следует её перемещать в кипящей воде для того, чтобы вся площадь была откошерована. Для того, чтобы окунуть посуду в кипяток и при этом не обжечься, пользуются либо перчатками с термоизоляцией либо инструментами типа щипцов. Во время агалы необходимо перехватить кастрюлю в другом месте для того, чтобы и туда, где её держали перчатками или щипцами, попала вода.
Желательно во время агалы не оставлять предмет в воде надолго, а также не окунать его несколько раз.
Если производят агалу большого количества посуды, вода может стать мутной из-за выходящих из стенок посуды продуктов. В таком случае необходимо сменить воду на чистую.
Водой, которой осуществляли агалу, не принято пользоваться.
Принято промывать посуду после агалы. Постфактум, если этого не сделали, а также в случае, когда по какой-то причине нет возможности отмыть посуду после агалы, разрешено ею пользоваться и без этого.
Иногда продукт может впитаться в часть посуды, не распространяясь по всей её площади. Так, например, если на холодную «мясную» кастрюлю пролилось горячее молоко, то оно впитывается только в то место, которое оно сможет нагреть до температуры йад соледэт бо. В те места, на которые молоко не попало и они оставались холодными, молоко не впитывается. Другой пример: «молочной» ложкой по ошибке размешали мясное блюдо, которое варилось на огне. Та часть ложки, которая не дотрагивалась до мясного блюда и оставалась холодной, не впитала в себя мясо. По букве закона достаточно откошеровать только ту часть посуды, в которую впитался «противоположный» продукт.
На практике принято кошеровать посуду целиком. Однако в случае необходимости, когда нет другой возможности, а также постфактум, когда откошеровали только ту часть посуды, в которую впитался запрещающий её продукт, полагаются на правило, что такая частичная агала помогает. Если во время или после попадания «противоположного» продукта посуда была горячее йад соледэт бо, то частичная агала недостаточна и необходимо произвести полную агалу. Если части посуды не сделаны из сплошного куска материала, то, даже если они прикреплены достаточно прочно друг к другу, когда речь идёт о кошеровании, они считаются двумя отдельными предметами, которые соприкасаются. Из предыдущих уроков известно, что если две горячие «противоположные» кастрюли соприкасаются, то в случае, когда в месте их соприкосновения нет влаги, перехода продуктов от одной кастрюли к другой не происходит и они обе остаются кошерными. Подобно этому, если между автономными частями посуды нет влаги, то, даже если вся посуда горячая, впитавшийся в одну её часть «запрещённый» продукт не переходит в другие части, и по букве закона достаточно откошеровать только «запретившуюся» часть. Однако и в этом случае принято осуществлять полную агалу.
Посуду, размеры которой настолько велики, что её невозможно поместить даже по частям в ёмкость, в которой осуществляют агалу, разрешено откошеровать следующим способом. После того, как её тщательно очистили и выждали 24 часа с того времени, как она «запретилась», можно наполнить её водой, установить на огонь, подождать, пока вода начнёт бурлить от кипения, и таким образом происходит её агала.
Если есть вероятность, что «запретивший» её продукт переливался из неё, то и края, и стенки необходимо кошеровать. В таком случае следует нагреть камень или железный брусок до температуры кипения воды или немного больше (чтобы во время погружения в кипящую воду они не охладили её) и погрузить в эту посуду. Та кипящая вода, которая перельётся через стенки посуды, закошерует её верхнюю часть и стенки. После такого кошерования посуду также принято промывать.
Выше было упомянуто, что степень внедрения продукта в посуду зависит от статуса посуды и продукта — кли ришон, эруй, кли шени и т.д. Важное правило в кошеровании посуды, которое выводится из Торы, гласит, что для агалы используется горячая вода того статуса, который был у продукта, впитавшегося в посуду. Если посуда стала запрещённой в результате готовки на огне, то и кошеровать её следует в кли ришон, который стоит на огне. Если запрещение посуды происходило, когда она на огне не стояла, то и кошеровать её можно с помощью кли ришон, который не стоит на огне. В случае, когда «противоположный» продукт попал в посуду в виде эруй ше-ло нифсак а-килуах, кошерование достаточно производить с помощью эруй ше-ло нифсак а-килуах, эруй ше-нифсак — с помощью эруй ше-нифсак, кли шени — с помощью кли шени.
Из правила, которое гласит, что сила агалы, которая равна силе впитывания, достаточна, следует, что если запрещение посуды происходит посредством силы впитывания, статус которой кли ришон, который не находился на огне, то и кошерование возможно осуществить с помощью кли ришон, который не находится на огне. Поэтому «мясную» или «молочную» ложку, которую опустили в посуду кли ришон с противоположным «знаком», который сняли с огня, даже если продукт является двар гуш, достаточно для кошерования ложки воспользоваться горячей водой, статус которой кли ришон, который не находится на огне, и нет необходимости, чтобы вода бурлила от кипения. Достаточно тщательно очистить ложку, выждать 24 часа и опустить её в воду, имеющую статус кли ришон, который сняли с огня, и температура которой не меньше 71С после того, как в неё опустили эту ложку. Поскольку не каждый может точно определить температуру воды, необходимую для такого кошерования, желательно всегда пользоваться для агалы кипящей водой, которая стоит на огне.
Если «запретивший» посуду продукт впитался в неё при силе воздействия эруй, то и для кошерования достаточно её обдать кипятком из кли ришон. Рассмотрим более подробно, как следует производить агалу с помощью эруй. Как и в случае с обычной агалой, необходимо тщательно очистить кошеруемую посуду и выждать 24 часа с того момента, как в неё впитался «запретивший» её продукт. Постфактум или в случае большой необходимости разрешено произвести кошерование, не выжидая суток, но при этом необходимо, чтобы объём воды, которой кошеруют посуду, превосходил объём самого тонкого слоя посуды в 60 раз. В случае, когда «запрещение» посуды произошло при силе внедрения эруй ше-ло нифсак а-килуах, то и при кошеровании необходимо лить кипяток так, чтобы струя была всё время кошерования связана с остальным содержимым ёмкости, из которой льют кипяток. Кипяток должен попадать на кошеруемую поверхность напрямую. Если вода попала в одно место, а затем стекла на другое, второй участок не откошеровался, т.к. кипяток потерял эффективность эруй и приобрёл статус более слабый — кли шени. Поэтому, если нет возможности ошпарить одновременно весь предмет, следует это делать по частям, каждый раз лить кипяток на другое место. Причём между разами необходимо вытирать насухо предмет для того, чтобы попавшая на это место и немного остывшая вода не охлаждала кипяток, которым кошеруют это место. Если продукт, «запретивший» посуду, попал в определённое место. Имея статус эруй ше-ло нифсак а-килуах, а затем растёкся по посуде, то и кошеровать можно таким же образом — ошпарить прямо из чайника место, на которое попадал запрещённый продукт, а та вода, которая растечётся, откошерует те места, по которым растёкся запрещённый продукт.
Понятно, что посуду, которая «запретилась» посредством эруй ше-ло нифсак а-килуах, можно откошеровать в кли ришон, который сняли с огня, и, тем более, в кли ришон, который стоит на огне.
В любом случае, после кошерования посуду следует промыть.
Выше приводилось мнение, что, если на посуду (или на продукт) раз за разом лили «противоположный» продукт, то этот продукт впитывается не на толщину кдэй клифа, а по всей толщине посуды. В таком случае кошерование с помощью эруй недостаточно. Такую посуду необходимо кошеровать в кли ришон, но не обязательно в таком, который стоит на огне.
В отношении «молочной» или «мясной» посуды, которая не «запретилась», а которую просто переводят в разряд парве, действительны все вышеизложенные принципы. Кроме того, что если такую посуду ошпаривали без того, чтобы выждать 24 часа от времени последнего использования, и объём воды не превосходил объём самого тонкого слоя посуды в 60 раз, то постфактум агала засчитывается и посуда становится парве.
В ситуации, когда посуда впитала запрещающий её продукт при степени внедрения эруй ше-нифсак а-килуах, то и кошеровать её достаточно кипятком, который при наливании не связан с содержимым чайника, из которого его льют. Такую посуду до кошерования также необходимо тщательно очистить и подождать 24 часа со времени попадания запрещающего её продукта. Постфактум или в случае необходимости разрешено такую посуду кошеровать, не выждав сутки, и даже если соотношение объёма воды, которой пользуются для кошерования к объёму самого тонкого слоя посуды, не достигает 60 к 1, агала засчитывается. Объяснение этому таково: эруй ше-нифсак а-килуах не имеет достаточной силы, чтобы вытянуть из посуды запрещённый продукт и сразу же ввести его обратно в посуду, как это происходит в случае с кли ришон и эруй ше-ло нифсак а-килуах. Поэтому кипяток вытягивает запрещённый продукт, вода, которой кошеруют, становится запрещённой, но в посуду не впитывается. Воду необходимо вылить, а посуда становится кошерной.
Посуда, в которую запрещённый продукт впитался при силе воздействия кли шени, кошеруется в кли шени, эруй кли шени — с помощью эруй кли шени и т.д., исходя из принципов, приведённых выше. Однако, начиная со степени внедрения кли шени и далее, нет надобности выжидать сутки со времени внедрения запрещающего посуду продукта, а можно кошеровать её сразу.
Крышки следует кошеровать таким же образом, как и ту посуду, которую ими накрывают, т.к. статус впитывания паров соответствует статусу впитывания еды.
В начале уроков по разделению мясного и молочного приводились условия, при которых разрешено переводить посуду из разряда «молочной» в «мясную» или наоборот для представителей сефардских и ашкеназских общин. Рассмотрим законы агалы для такого «перевода» отдельно, т.к. в отличие от предыдущих ситуаций речь идёт о «разрешённой» посуде. На кошерование посуды, в которую впитались два «противоположных» продукта так, что между первым и вторым впитыванием прошли сутки и более (хотя ею запрещено пользоваться без того, чтобы её откошеровать), также распространяются нижеприведённые законы, т.к. впитавшаяся в неё смесь не является запрещённым продуктом.
Подобно обычному кошерованию, посуду, в которую впитался «разрешённый» продукт, также необходимо тщательно очистить. Выжидают сутки до того, как ей сделать агалу. Однако при большой необходимости или постфактум, если сделать агалу такой посуде, не выждав 24 часа со времени последнего использования, такая посуда становится парве. В отличие от посуды, в которую впитался запрещённый продукт, когда речь идёт об агале «мясной» или «молочной» посуды, даже если отношение объёма воды, в которой делают агалу, к объёму посуды не достигает 60 к 1, агала засчитывается и посуда становится парве.
В случае, когда есть необходимость сделать агалу одновременно посуде с противоположными «знаками» или сделать агалу одной внутри другой — «молочную» ложку в «мясной» кастрюле или наоборот, существует различие между ситуацией, когда посудой пользовались для мяса или молока в течение последних суток, и ситуацией, когда хотя бы одним из двух видов посуды не пользовались последние 24 часа.
Если сделали агалу двум «противоположным» видам посуды одновременно, либо одному виду посуды делают агалу внутри «противоположного» ему, то если «молочной» посудой пользовались для молока, а «мясной» — для готовки мяса менее суток назад и объём воды не превосходит объём одного из видов посуды в 60 раз, то оба вида посуды запрещены и их необходимо кошеровать как посуду, которая впитала запрещённый продукт. Если объём воды в 60 или более раз превосходит объём одного из видов посуды, то агала засчитывается и посуда становится парве. В ситуации, когда одним из видов посуды не пользовались 24 часа, то даже если отношение объёма воды к объёму посуды не достигало 60 к 1, агала засчитывается.
Рассмотрим причины данных законов. Выше рассказывалось, что продукт парве, который варили в «молочной» или «мясной» кастрюле, согласно многим мнениям изначально разрешено есть с «противоположным» кастрюле продуктом, а постфактум, если его уже смешали с «противоположным» продуктом, согласно всем мнениям, он разрешён в пищу. Объясняется это тем, что мясо или молоко, впитавшееся в стенки, а затем в продукт парве вследствие двух впитываний теряют статус мяса или молока. Т.е. впитавшиеся мясо или молоко, которые при варке «выходят» из стенок кастрюли и попадают в «противоположный» им продукт, который в этой кастрюле варят, «запрещают» его, т.к. после первого впитывания их статус сохраняется. В случае, когда они при варке попадают в продукт парве и впитываются в него, их эффективность как мяса или молока теряется. Во время агалы впитавшийся в стенки посуды продукт выходит в воду. Когда речь идёт о посуде, в которую впитался запрещённый продукт, то во время агалы этот продукт «выходит» и «запрещает» воду (если её объём не больше объёма посуды в 60 раз), а вода, будучи горячей, впитывается в посуду и «запрещает» её. В этом случае агала не может откошеровать посуду. В ситуациях, когда кошеруют «мясную» посуду вместе с «молочной» или одну в другой и объём воды больше объёма одного из видов посуды, скажем, больше объёма «мясной» посуды в 60 или более раз, мясо, которое «выходит» из мясной посуды, растворяясь в воде, вследствие своего незначительного количества мясом не считается и на «молочную» посуду никак повлиять не может.
Молоко выходит из «молочной» посуды, и даже если соотношение объёмов воды и посуды не достигает 60 к 1 и вода становится молочной, тем не менее, поскольку молоко впитывается во второй раз — первый раз в посуду, а второй — выйдя из посуды в воду, оно теряет статус молока и, впитываясь в «мясную» посуду, не «запрещает» её, а кошерует, как обычная вода. В случае, когда объём воды не был больше объёма одного из «противоположных» видов посуды в 60 раз и мясо, выйдя из «мясной» посуды, делает воду мясной, молоко из «молочной» посуды выходит в мясную воду, и т.к. после первого впитывания (в посуду) молоко ещё не потеряло статус молока, вода запрещается и, впитываясь в посуду, «запрещает» её — и мясную, и молочную. Когда один или оба вида посуды не использовались для мяса или для молока в течение последних суток и молоко или мясо, которое в них впиталось, не может «запретить» воду, то даже если объём воды не велик, агала засчитывается.
Какой бы статус посуда не имела до агалы, в любом случае принято её промывать после агалы.
Тора, говоря о том, что посуду, впитавшую запрещённый продукт, можно откошеровать с помощью агалы, упоминает следующие материалы, из которых изготовлена эта посуда: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец. Позже, когда начали изготовлять посуду из других видов металла, как, например, алюминий, нержавеющая сталь, раввины постановили, что и посуде, изготовленной из этих материалов, помогает агала.
Посуда и столовые приборы, изготовленные из дерева, кости, кожи также поддаются кошерованию с помощью агалы. Стеклянная, пайрексовая и дюралексовая посуда, если нет опасности, что она треснет во время агалы, также может быть откошерована посредством агалы. Каменные предметы, если они сделаны из цельного природного камня, подлежат агале. Но в случае, когда камень был растёрт в песок и затем его замесили и изготовили посуду, а также посуда или другие столовые принадлежности, изготовленные из глины, невозможно откошеровать с помощью агалы. В отношении эмалированной посуды мнения раввинов разошлись. Согласно некоторым мнениям, статус эмали — как статус глины. Другие считают, что эмалированная посуда, подобно металлической, подлежит агале. Когда речь идёт о хамцовой посуде, которую хотят откошеровать на Песах, принято поступать согласно более строгому мнению. Когда речь идёт о посуде, впитавшей запрещённый продукт, полагаются на менее строгое мнение и разрешают кошеровать эмалированную посуду с помощью агалы. Перед агалой необходимо выждать 24 часа со времени впитывания запрещённого продукта, и даже постфактум, если сделали агалу, не выжидая суток, необходимо хотя бы после агалы переждать и не пользоваться такой посудой, пока не минуют 24 часа со времени впитывания продукта, «запрещающего» посуду. Предметы, изготовленные из пластика, целлофана, формайки, баклита, фибергласа, синтетической резины, подлежат кошерованию с помощью агалы. Но и в случае, когда речь идёт о таких предметах, необходимо обязательно выждать до агалы или постфактум хотя бы после агалы перед тем, как ими пользоваться, 24 часа с того времени, когда в них впитался запрещённый продукт.
Общее правило для любой посуды, которой помогает агала, но которая может испортиться от соприкосновения с горячей водой: запрещено ей делать агалу из-за того, что человек, опасаясь испортить посуду, не сделает агалу как положено. В таких случаях желательно проконсультироваться у знающего раввина, как следует поступать.
Посуда, изготовленная из глины, которую невозможно откошеровать с помощью агалы, включает в себя керамическую и фарфор. В случае, когда такая посуда «запретилась» посредством эруй ше-ло нифсак а-килуах, агала также не помогает, даже если переждать 24 часа. Однако если запрещённый продукт впитался посредством эруй ше-нифсак а-килуах, в случае значительного ущерба разрешено её откошеровать, выждав 24 часа и сделав агалу три раза, каждый раз в новой воде. Так, например, дорогую фарфоровую тарелку, на которую положили горячий кусок мяса — двар гуш — можно закошеровать, выждав сутки после того, как с неё убрали мясо или оно остыло, и сделав ей агалу три раза. Если впитывание запрещённого продукта в фарфоровую или керамическую посуду происходило при воздействии кли шени, то даже при небольшом материальном ущербе разрешено откошеровать вышеприведённым способом.
Выше уже упоминалось, что либун — это накаливание посуды. В законах кошерования посуды разделяют два вида либуна — либун каль — более слабое и либун хамур или либун каше — более сильное прокаливание посуды.
Всякий раз, когда посуду можно откошеровать с помощью агалы, т.е. если запретивший её продукт впитался в посуду, будучи жидким, или при варке с участием жидкости, помогает либун каль.
Либун каль — это прогревание кошеруемой посуды до такой температуры, что прикоснувшаяся к ней соломинка сможет загореться. Прокаливание осуществляется с помощью огня. Если огонь касался всей площади предмета, то его нет необходимости вычищать до кошерования, т.к. вся грязь и прилипшая к нему еда сгорает. В случае, когда нагревают предмет в одном месте и он накаляется до нужного состояния без того, чтобы пламя касалось всего предмета, все места, к которым огонь не прикасался, необходимо предварительно очистить, как при агале.
Во время либуна происходит сжигание или испарение впитавшегося в посуду продукта. Поэтому в случае, когда кошеруют с помощью либуна, нет надобности выжидать сутки со времени впитывания запрещённого продукта, т.к. «вышедший» из стенок посуды продукт уже не сможет впитаться обратно, — он испаряется либо сгорает.
Существует возможность проделать либун каль и без огня. Для этого необходимо тщательно очистить посуду, как перед агалой, поставить её в духовку и нагреть до такой температуры, что поднесённая к кошеруемой посуде соломинка загорается. В случае, когда под рукой нет соломы для проверки, можно воспользоваться ниткой, — натянуть её с внешней стороны, а затем — с внутренней стороны посуды. Если она рвётся от воздействия температуры стенок посуды, — посуда кошерна. Перед осуществлением либуна в духовке желательно не пользоваться посудой в течение суток. Ту посуду, которая не подлежит кошерованию с помощью агалы, невозможно откошеровать посредством либун каль. Правило о том, что если из-за агалы посуда может испортиться, её запрещено кошеровать с помощью агалы, справедливо и в случае либун каль — если из-за сильного нагревания посуда может испортиться, она не подлежит кошерованию с помощью либун каль.
В случае, когда запрещённый продукт впитался в посуду при жарке, печении или других процессах готовки без использования жидкости, посуда не подлежит кошерованию с помощью агалы. Такую посуду можно откошеровать только посредством либун хамур. Процесс готовки без использования жидкости подразумевает и ситуации, когда продукт или посуда были смазаны маслом или маргарином, чтобы еда не подгорела. Если продукт жарят в большом количестве масла или другой жидкости, данный процесс приравнивается к варке и в таком случае помогает агала. Глиняную посуду, которая не поддаётся кошерованию с помощью агалы, можно откошеровать с помощью либуна. Но подобно другой посуде и другим видам кошерования — только в том случае, когда от либуна она не сможет испортиться.
Посуду, которой делают либун, нет надобности предварительно чистить — либун выжигает всю прилипшую к ней еду и грязь. Также не нужно выжидать сутки, а сразу после того, как посуда «запретилась», её разрешено кошеровать.
Либун хамур — это накаливание кошеруемого предмета до такой степени, что от него начинают лететь искры. При такой температуре всё, что впиталось в данный предмет, сгорает. Пламя должно находиться с внутренней стороны посуды, там, где происходило впитывание «запретившего» её продукта. Согласно некоторым мнениям, если металлическую посуду нагреть докрасна, то, в каком бы месте ни находится огонь, она становится кошерной — сгорает всё, что в неё впиталось.
В современном быту весьма непросто осуществить либун хамур, тем более, что и посуда сегодня такова, что может испортиться от такого вида кошерования. Поэтому в случае, когда посуде необходим либун, следует обратиться к опытному раввину.
Выше уже были упомянуты ситуации, при которых, несмотря на то, что продукт впитался без участия жидкости, посуде достаточно агалы:
1) если впитавшийся продукт не является запрещённым, как, например, при переводе «молочной» или «мясной» посуды в разряд парве или в ситуации, когда «противоположный» продукт впитался по прошествии суток со времени последнего использования посуды для мяса или для молока;
2) в случае, когда запрещающий посуду продукт впитался в то время, когда посуда не стояла на огне.
Духовке, в которой пекли или жарили запрещённый продукт и продукт не соприкасался со стенками духовки, достаточно сделать либун каль, т.к. она впитала только запрещённые пары или жидкость, которая стекала с продукта, что расценивается как варка, после которой достаточно сделать агалу или либун каль.
Если в посуде, в которой кипятили молоко, было приготовлено мясо без использования жидкости, то такой посуде необходимо произвести либун хамур — во время жарки мясо впиталось в стенки, смешалось с молоком, и запрещённая смесь продолжала печься. Такую смесь необходимо выжигать с помощью либун хамур, а агала и либун каль не помогает.
Как уже приводилось выше, посуда, в которой находится жидкость или замачивается в жидкости продукт, впитывает эту жидкость или этот продукт. Если жидкость не особо острая, то по прошествии суток. Острая жидкость впитывается быстрее. Впитывание происходит только до того уровня, до которого доходила жидкость, в которой происходило заквашивание. Поэтому «мясную» кастрюлю в которой находилось молоко 24 часа, и молоко доходило до половины кастрюли, достаточно откошеровать только в той части, до которой доходило молоко.
Такая посуда, которая впитала продукт посредством заквашивания, может быть откошерована несколькими способами. Во-первых, можно наполнить её водой до того уровня, до которого доходил «запретивший» её продукт, подождать сутки, затем вылить эту воду и так проделать три раза. Промежуток между этими тремя разами может быть, какой угодно. После того, как проделали такое тройное замачивание, посуда становится кошерной. Необходимо только, чтобы каждый раз вода находилась в кошеруемой посуде сутки без перерыва. Без того, чтобы менять воду три раза, не происходит кошерование, и если оставить ту же воду в посуде на протяжении трёх суток, не меняя, посуда не становится кошерной.
Если для кошерования использовать не простую воду, а солевой раствор, т.е. треть соли на две трети воды, то посуду, «запретившуюся» из-за заквашивания, можно откошеровать за один раз. Наполнить посуду солевым раствором на сутки, и она становится кошерной.
Посуду, которая была парве и в ней замачивали молочный или мясной продукт, возвращается в разряд парве вышеприведённым способом. Посуде, в которой часто замачивают мясные или молочные продукты и которую собираются перевести в разряд парве, приведённый выше способ не достаточен. Посколько замачивание в этой посуде происходило часто, есть вероятность того, что капли «замачивающей» жидкости попали на верхние края посуды и пробыли там сутки. Поэтому, если просто наполнить эту посуду три раза обычной водой или один раз солевым раствором, на края это не повлияет. Такую посуду необходимо либо замочить три раза — каждый раз на сутки в ёмкости с водой так, чтобы она вся была погружена в воду.
Посуду, в которую впитался продукт посредством заквашивания, можно откошеровать с помощью агалы. Для этого можно использовать кли ришон, который не стоит на огне.
Выше говорилось, что посуда, изготовленная из глины, в которую впитался горячий продукт, не подлежит агале. Однако, если продукт впитался посредством заквашивания, даже глиняную посуду можно откошеровать вышеприведёнными способами.
Посуду, в которую впитался продукт посредством замачивания в острой жидкости, а также посуду, в которой лежал продукт, статус которого — «особо солёный» и который впитывается в посуду на самый тонкий слой кдэй клифа, можно откошеровать только с помощью агалы, т.к. такой вид впитывания приравнивается к впитыванию горячего продукта. По этой же причине, когда речь идёт о глиняной посуде, которой не помогает агала, и в этом случае не будет возможности откошеровать с помощью агалы.
Покупая новую посуду, не всегда можно быть уверенным, что она абсолютно кошерна. Некоторые виды металлической посуды смазывают некошерными жирами и маслами. Иногда это происходит при большой температуре. Поэтому до того, как пользоваться новыми кастрюлями, сковородками, противнями и т.д. (перед тем, как окунать в микву, когда это необходимо), принято их тщательно вымыть, наполнить до краёв водой и вскипятить так, чтобы во время бурления вода переливалась через края.
Посудой, которую необходимо кошеровать, запрещено пользоваться. Однако, если её хорошо помыли и очистили, разрешено в случае необходимости в неё положить холодные продукты в виде исключения. Постоянное использование и в таком случае запрещено.
В случае, когда приобрели у человека, не соблюдающего законов кашрута такую посуду, которой он пользовался, то даже если в неё клали только холодную еду и ею собираются продолжать пользоваться исключительно для холодной еды, эту посуду желательно откошеровать с помощью агалы (до того, как её окунуть в микву).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.