Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Кухня, Лейб Нахман Злотник
Кастрюли, сковородки и крышки, которыми их закрывают, должны быть отдельные для молочного, мясного и парве. Один «вид» кастрюль и т.д. должен отличаться от другого, их следует пометить и хранить в разных местах. Это же относится к половникам, шумовкам, хваталкам и подставкам для кастрюль и сковородок. В «мясных» или «молочных» кастрюлях и сковородках запрещено готовить «противоположный» продукт или продукт парве, который собираются есть или смешивать с продуктами противоположного кастрюле «знака», даже если кастрюля абсолютно чистая и ей не пользовались сутки и более. Те кастрюли и сковородки, которые заинтересованы сохранить парве, чтобы продукты, приготовленные в них, было разрешено использовать как в молочных, так и в мясных блюдах и трапезах, необходимо оберегать от контактов с молочными и мясными продуктами. Половники, ложки, вилки и прочие и прочие предметы, которыми достают и перемешивают еду в этих кастрюлях и сковородках, должны быть исключительно парве.
Все предметы, которыми пользуются для приготовления теста парве, следует охранять во время использования, чистки и хранения от соприкосновения с мясными или молочными продуктами.
Тот комплект для замеса теста, которым пользовались для приготовления молочного или мясного теста, запрещено использовать для теста с противоположным «знаком» или для теста парве, изделия из которого собираются употреблять в трапезах с «противоположным» продуктом.
Прибор, который предназначен для кипячения воды, — кипятильник должен оставаться парве, если ту воду, которую кипятят при его помощи, хотят использовать для приготовления молочных и мясных напитков, а также напитков парве. Если кипятильником нагревали молоко, его запрещено использовать, не откошеровав, для нагревания воды, которую собираются использовать для приготовления мясного блюда.
Ножницы, которые используют для резки продуктов или разрезания упаковок продуктов одного «знака», запрещено использовать для резки продуктов или разрезания упаковок продуктов другого «знака».
Если ножницы никогда не соприкасались с мясными или молочными продуктами, то те продукты парве, которые ими резали, или продукты парве, упаковки которых разрезали этими ножницами, разрешено использовать для приготовления как мясных, так и молочных блюд.
При пользовании сумками, сетками и кошёлками для хранения продуктов необходимо принять меры для того, чтобы не произошло соприкосновения разных видов продуктов, что иногда может привести к нарушениям. Продукт каждого «знака» — мясной, молочный или парве — должен быть изолирован от продуктов других «знаков». Перед тем, как класть продукт в сумку или неновый пакет, необходимо их проверить, нет ли в них остатков других продуктов, контакт с которыми был бы нежелательным.
Весы, которые используют для взвешивания различных продуктов, должны быть парве, и все продукты, которые кладут на чашу весов, должны быть тщательно обёрнуты, чтобы исключить попадание части продукта одного «знака» на весы и затем с весов — на продукт другого «знака».
Блюда, подносы, тарелки, салатницы и т.п. должны быть отдельными для мясного и для молочного, в особенности, если на них иногда кладут горячую еду. Представители сефардской общины могут использовать тарелки, блюда и т.п., изготовленные из стекла и дюралекса (огнеупорного стекла), поочерёдно для молочного и для мясного, предварительно тщательно помыв. Те блюда и салатницы, которые используют исключительно для продуктов парве и во время мытья, сушки, хранения и использования оберегали от контакта с мясными и молочными продуктами, разрешено использовать как при молочных, так и при мясных трапезах, набирая еду из них только столовыми приборами парве.
Стаканы, бокалы, чашки — из какого бы материала они ни были изготовлены — должны быть отдельными для мясного и молочного. По букве закона представителям сефардской общины разрешено пользоваться стеклянным стаканом поочерёдно для мясного и молочного при условии, что они тщательно вымыты. Многие раввины считают, что это разрешено и ашкеназам. В случае необходимости в одноразовом порядке разрешено во время мясной трапезы воспользоваться для холодных напитков «молочными» стаканами и стаканами, изготовленными из фарфора или других материалов. Верно и «обратное»: разрешено в виде исключения воспользоваться во время молочной трапезы «мясными» чашками. Делать это часто или даже в виде исключения, но для горячих напитков, запрещено. Рюмки и бокалы, которыми пользуются иногда во время мясных, а иногда во время молочных трапез и которые хотят сохранить парве, необходимо и во время использования, и во время хранения, мытья и сушки оберегать от контакта с мясными или молочными продуктами, а также тщательно промывать после каждой трапезы.
«Молочными» столовыми приборами запрещено пользоваться для мясного, и, наоборот, «мясными» — для молочных продуктов. Желательно не пользоваться «мясными» или «молочными» ложками, вилками или ножами для еды парве, которая находится в посуде противоположного им «знака». Исходя из этого, необходимо, чтобы было ясно, какого «знака» тот или иной столовый прибор.
Когда нет другого выхода, разрешено воспользоваться вилкой и т.п. одного «знака» для еды другого «знака» при условии, что вилка и т.п. абсолютно чистая, ею не пользовались последние сутки, и пища, которую ею едят, не является «острой».
Запрещено пользоваться «молочным» или «мясным» половником для «противоположного» им продукта. И даже для продукта парве, который собираются есть с «противоположными» половнику продуктами. Половники разных знаков должны отличаться друг от друга и находиться в разных местах. Те половники, которые используются для еды парве, которую едят во время мясных и молочных трапез, необходимо оберегать от контакта с мясной или молочной пищей.
Термос, которым пользуются исключительно для воды и в который не попадают молочные и мясные продукты, имеет статус парве, и ту воду, которую в нём сохраняют, разрешено использовать как с мясными, так и с молочными продуктами.
Термос, в который наливали молочные или мясные напитки, становится «молочным» или «мясным», и им запрещено пользоваться для противоположных продуктов, даже если его тщательно вымыли.
Подносы должны быть отдельными для мясного и для молочного, отличаться друг от друга и храниться в разных местах. Те подносы, которые используются только для продуктов парве и к которым не прикасаются мясные или молочные продукты, разрешено использовать для продуктов парве как во время мясных, так и во время молочных трапез. В случае необходимости в виде исключения разрешено на таком подносе перенести холодные мясные или молочные продукты. При этом на поднос следует постелить салфетку и проследить, чтобы на нём не осталось молочных или мясных крошек или капель.
Запрещено пользоваться одной и той же скатертью для мясного и молочного. Если постирать скатерть, которой пользовались для молочного или для мясного, то её разрешено использовать во время трапезы противоположного «знака». Те, кто ест молочное или мясное без скатерти, а когда едят блюда с противоположным знаком, стелют скатерть, должны использовать плотную скатерть и не менять порядок, т.е., например, на столе без скатерти есть всегда мясное, а со скатертью — молочное. Желательно не есть на столе без скатерти иногда молочные, а иногда мясные продукты, даже если стол предварительно тщательно протёрли.
Салфетки — матерчатые или бумажные, — которыми пользовались во время мясной или молочной трапезы, запрещено использовать в трапезе противоположного «знака». Однако если их проверили и они оказались абсолютно чистыми, — разрешено.
Скатерти, полотенца, матерчатые салфетки, которыми пользовались для молочных продуктов, разрешено стирать вместе с теми, которыми пользовались для мясных.
Открытые солонки должны быть отдельными для мясного и для молочного. Желательно, чтобы и закрытые солонки были отдельные, отличались друг от друга и хранились раздельно. Солонка, которую собираются использовать в трапезах с разными «знаками», должна находиться в отдалении от еды, и необходимо внимательно следить, чтобы она не соприкасалась с продуктами и, тем более, чтобы продукты не попадали внутрь солонки.
Сахарница должна быть с крышкой. Необходимо выделить специальную ложку парве, которой будут доставать сахар, для того, чтобы он не стал «мясным» или «молочным». Этой ложкой не следует размешивать напитки или блюда. Желательно иметь отдельные сахарницы для мясного и для молочного стола.
Те бутылки и кувшины, которыми пользуются исключительно для холодных напитков парве, разрешено ставить на стол как во время мясной, так и во время молочной трапезы при условии, что они чистые и что хозяева следят за тем, чтобы они не соприкасались с мясными или молочными продуктами.
Кувшины, графины или бутылки, которые использовали для холодных мясных или молочных напитков, разрешено использовать для напитков парве в трапезе противоположного «знака» только в случае, если их тщательно вымыли. Однако желательно выделить для мясных и для молочных трапез отдельные бутылки, кувшины и т.п.
Те кувшины, которые используют для горячих напитков, должны быть отдельные для мясного и для молочного стола. По букве закона, если они изготовлены из стекла, представителям сефардской общины разрешено, тщательно вымыв, использовать их для «противоположного» напитка. На практике и сефардам желательно стараться использовать отдельные стеклянные кувшины для мясного и молочного.
Детские бутылочки также должны быть отдельные для продуктов с разными «знаками», отличаться друг от друга и храниться в разных местах.
Ёмкость, предназначенная для хранения яиц, должна оставаться парве. Для этого необходимо следить, чтобы она не соприкасалась с мясными или молочными продуктами, не класть в неё яйца, которых варились вместе с молочными или мясными продуктами.
Приспособление для резки яиц необходимо оберегать от соприкосновения с мясными или молочными продуктами для того, чтобы его можно было использовать для резки яиц как для мясных, так и для молочных блюд. Им не режут яйца, которые варились вместе с мясными или молочными продуктами.
Те лопаточки, щипцы и другие приспособления, которыми пользуются для раскладывания тортов и выпечки из общего блюда по тарелкам, должны быть отдельные для блюд с разными «знаками». Те приспособления, которые хотят сохранить в статусе парве, следует оберегать от соприкосновения с мясными или молочными продуктами во время использования, мытья, сушки и хранения. «Молочные» или «мясные» приспособления такого типа не используют для продуктов противоположного «знака» или для продуктов парве, которые едят с продуктами противоположного «знака».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»