Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Кухня, Лейб Нахман Злотник
При планировке кухни и приобретении кухонной утвари следует учесть законы, связанные с кашрутом. Для этого необходимо предварительно ознакомиться с законами кашрута или проконсультироваться со специалистом. Такая предусмотрительность очень часто может значительно облегчить ведение кошерной кухни и снизить вероятность нарушений.
В рамках уроков, посвящённых законам по разделению мясного и молочного, рассмотрим ряд вопросов, связанных с правильной планировкой кухни, покупкой и использованием посуды и другой кухонной утвари.
При покупке или съёме квартиры, в которой уже прежде проживали другие люди, следует подробно выяснить, как пользовались кухней, с тем, чтобы знать, разрешено ли ей продолжать пользоваться без того, чтобы нарушить законы, связанные с кашрутом; если нет, то возможно ли это исправить — откошеровать. Бывает, что отдельные элементы не поддаются кошерованию или их кошерование сопряжено со сложностями, и это может повлиять на решение, является ли сделка (по покупке или съёму) выгодной.
Молочная и мясная посуда должна быть разделена. Следует принять необходимые меры, чтобы не происходило смешивания кухонной утвари с противоположными «знаками». Желательно предназначить для каждого вида посуды отдельный шкафчик. Если такая возможность не представляется, то определить для каждого вида свою полку, выдвижной ящик и т.д. и проследить за тем, чтобы посуда не смешивалась, чтобы предметы с разными «знаками» отличались друг от друга. Следует периодически наводить порядок и проверять, не перемешались ли «противоположные» предметы.
Подставки и другие приспособления для сушки посуды желательно чтобы были отдельно для мясной и отдельно для молочной посуды.
Если пользуются одной сушилкой для мясной и для молочной посуды, необходимо особо обратить внимание, чтобы на эту сушилку попадала только такая посуда, которая тщательно вымыта.
Если площадь и планировка кухни это позволяет, то следует определить отдельно место для готовки молочного и отдельно — для мясного. В случае, когда такой возможности нет, то предназначают рабочее место для того вида продукта, который чаще готовят, а перед тем, как приступить к готовке «противоположного» продукта, покрыть каким-либо предметом, изготовленным из плотного материала: пластмассы, резины, линолеума. Данный предмет — «поднос» или «скатерть» — должен быть помечен и всегда находиться под рукой.
Выше было рассказано, что если поставили горячую «мясную» кастрюлю на молоко или на крошки сыра, то такую кастрюлю необходимо кошеровать. Даже если поставили горячую «мясную» кастрюлю на чистую поверхность, но такую, которая прежде впитала в себя молочный продукт, то если между дном кастрюли и поверхностью была влага, кастрюлю необходимо кошеровать. Поэтому если неизвестно, как пользовались кухней в квартире, которую сняли или купили, следует откошеровать все рабочие места, на которых готовили, ставили горячую посуду или еду.
Кошерование металлических и каменных поверхностей (гранит, мрамор) осуществляется следующим образом. Выжидают 24 часа от времени последнего использования. Тщательно отмывается и очищается кошеруемая поверхность. Затем её ошпаривают кипятком из электрического чайника. Во время кошерования вода должна быть бурлящей. Для этого чайник должен быть в течение кошерования подключён к электричеству. Место, на которое попадает кипяток, должно быть сухим, т.к. если там находится вода, она остужает кипяток и кошерование не происходит. Поэтому наклонные поверхности следует «поливать» сначала внизу и постепенно подниматься наверх, а ровные поверхности — поэтапно, полосу за полосой, устраняя влагу с тех мест, которые ещё не ошпарили, если на них затекла вода. Металлическую или каменную поверхность, которой не пользовались для готовки год или больше, иногда достаточно основательно очистить и нет необходимости в кошеровании. Поскольку это лишь основные принципы, в каждой ситуации, а также, когда речь идёт о кошеровании поверхностей, изготовленных из других материалов, как, например, дерево, следует проконсультироваться у раввина, как поступать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»