Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Рав Лейб Нахман Злотник
Холодные сыр и мясо, которые прикасались один к другому, если они были даже немного влажные, то перед употреблением их необходимо тщательно промыть в месте соприкосновения. Если влаги на продуктах не было, то они разрешены без того, чтобы их промывать. Следует лишь проследить, чтобы на сыре не было мясных крошек, а на мясе — сырных. Даже когда говорится о сухих продуктах, в случае, если один из них или, тем более, оба «особо солёные», их необходимо тщательно промыть. В случае, когда один из продуктов был жирный или липкий, как например сливочное масло, то тот продукт, к которому оно прикасалось, необходимо промыть, тщательно потерев место его соприкосновения с маслом.
Хлеб, который прикасался к сухим мясу или сыру, запрещено есть с «противоположным» продуктом без того, чтобы от него отрезать самый тонкий слой — кдэй клифа. Если мясо, было с соусом и его положили на хлеб, то запрещено есть этот хлеб с молочным, даже если отрезать от него кдэй клифа.
В ситуации, когда мясной или молочный продукт был разрезан ножом с противоположным «знаком» (и продукт и нож были холодные), если известно, что нож был абсолютно чистый, то продукт разрешён. Если существует сомнение, чистый ли был нож, то от продукта принято отрезать самый тонкий слой — кдэй клифа и после этого тщательно промыть. Нож в любом случае необходимо тщательно вымыть, пользуясь посудной мочалкой и моющим средством.
Если «молочным» или «мясным» чисто вымытым ножом резали фрукты или овощи, их разрешено есть или смешивать с «противоположным» ножу продуктом. Если существует сомнение относительно чистоты ножа, то если те овощи или фрукты, которые этим ножом резали твёрдые, следует их тщательно промыть водой, хорошо потерев место разреза. Когда говорится о видах фруктов и овощей, имеющих рыхлую мякоть, в которую от мытья и трения могут ещё больше проникнуть частички «противоположного» продукта, оставшиеся после резки, следует поскоблить место разреза, а не мыть его.
Если продукт, который резали «противоположным» ножом был довольно мягкий, то, так как при резке не происходило особого давления на продукт, даже если не известно, был ли нож чистый, достаточно промыть место разреза. Нож следует промыть, тщательно его потерев.
Холодный гладкий кусок сырого мяса, даже если он очень сильно сдобрен специями, который упал в холодное молоко, необходимо тщательно промыть водой, и он разрешён.
От холодного жареного, варёного или печёного мяса, которое упало в холодное молоко, необходимо отрезать самый тонкий слой — кдэй клифа — в местах, где оно соприкасалось с молоком, и тщательно промыть. Остальное разрешено.
Сырое или уже приготовленное мясо, в котором имеются отверстия, трещины, полости и т.п., которое попало в молоко, запрещается полностью. В случае, когда говорится о мясе птицы или о больших ущербах, следует обратиться к раввину.
Во всех вышеперечисленных ситуациях молоко разрешено.
Выше говорилось об исключительных свойствах острых продуктов — они особо сильно «вытягивают» из посуды то, что в неё впиталось, становясь того же «знака», что и посуда. Острый продукт «оживляет» молоко и мясо, которые впитались в стенки кастрюли более суток назад, тогда как при взаимодействии с неострыми продуктами, они молоком и мясом уже не считаются. Ещё одна особенность острого продукта — при давлении и нажатии, например, во время резки, рубки, толчения и т.п., он «вытягивает» из предмета, который на него давит, то, что в этот предмет когда-либо впиталось. Это происходит даже в том случае, когда и предмет, и острый продукт холодные.
Острые продукты это, например, лук, чеснок, редька, хрен, специи, лимон и т.д. Согласно некоторым мнениям кислые фрукты имеют статус острого продукта, однако в случае ущерба не принято считаться с данным мнением. Тот же самый закон распространяется на маринованные огурцы, помидоры и т.д. Поэтому кислые фрукты и маринованные овощи запрещено резать «мясным» ножом, если их собираются есть с молочным продуктом. Постфактум, если их порезали чистым ножом, которым не пользовались для резки мяса последние сутки, и их уже успели перемешать с молочной едой, блюдо разрешено.
Острый продукт, разрезанный «молочным» или «мясным» ножом, даже таким, который не прикасался к горячему мясу или молоку последние сутки, запрещено есть или смешивать с продуктом, противоположным «знаку» ножа. Согласно некоторым мнениям, впитавшееся в нож мясо или молоко при резке равномерно распространяется по всему острому продукту. Другие считают, что острый продукт становится «молочным» или «мясным» только на 2 см. Представители сефардской общины следуют второму мнению и отрезают от острого продукта по 2 см. во все стороны от места, к которому прикасался мясной или молочный нож, и после этого используют данный продукт для готовки «противоположных» ножу блюд. Ашкеназские евреи следуют первому мнению и не кладут острые продукты, которые резали мясным или молочным ножом, в блюда с противоположным ножу «знаком». Постфактум даже ашкеназы, если такой острый продукт уже нарезали в салат или сварили вместе с «противоположным» ему блюдом, полагаются на второе мнение. Так, например, если разрезали луковицу «мясным» ножом, то луковица становится «мясной». Для того, чтобы её использовать в молочных блюдах, согласно сефардской традиции следует удалить по 2 см. с каждой стороны разреза. Ашкеназам такой лук разрешено использовать в молочных блюдах (предварительно срезав по 2 сантиметра с каждой стороны разреза), только если объём луковицы в 60 раз превышает объём той части лезвия, которым его резали. В ситуации, когда объём луковицы не превосходил объём лезвия в 60 раз, и её сварили с мясом, то если содержимое кастрюли в 60 раз превосходит объём молока, находящегося в луке, блюдо разрешено как сфарадим, так и ашкеназим, если пропорция объёмов меньше — запрещено. В случае, если запрет блюда ведёт к большим потерям и резка осуществлялась ножом, которым не пользовались для мясных блюд в течение последних суток, представителям сефардской общины еда разрешена. Для ашкеназов еда запрещена и в этом случае.
Расчёт соотношения объёма содержимого кастрюли к объёму «противоположного» продукта, находящемуся в остром продукте, осуществляется следующим образом. Если неизвестно, сколько мяса или молока впиталось в лезвие ножа, то в случае, когда этим ножом порезали острый продукт один-два раза, считают объём острого продукта толщиной в 2 см. во все стороны от места разреза. Если объём содержимого кастрюли превосходит этот объём в 60 раз, то еда разрешена. Когда острый продукт был разрезан на мелкие кусочки, то расчёт производится согласно объёму всего острого продукта. Если объём лезвия меньше, то согласно объёму лезвия. В случае, когда известно, сколько мяса или молока впиталось в лезвие, и оно меньше объёма лезвия, объёма продукта, когда он был мелко нарезан, и объёма 2-х см. с каждой стороны разреза, в случае, когда его разрезали один-два раза, то расчёт осуществляется согласно объёму мяса или молока, находящихся в ноже.
В случае, когда объём содержимого кастрюли превосходит объём «противоположного» продукта в 60 раз и еда разрешена, сам острый продукт также разрешён. Однако тот, кто удалит такой острый продукт из блюда, если есть такая возможность, будет благословен с Небес.
В ситуации, когда острый продукт, разрезанный «мясным» или «молочным» ножом, замачивали в течение суток и более с едой противоположного ножу «знака», то даже если соотношение еды к «противоположному» продукту, перешедшему из ножа в острый продукт, 60 к 1, еда разрешена, острый продукт необходимо удалить, т.к. при замачивании возможно, что не весь «противоположный» продукт, находящийся в остром, полностью «вышел». Поскольку при закваске в острое впиталась еда со «знаком», противоположным тому продукту, который уже находился в остром, два «противоположных» продукта смешиваются, и острый продукт запрещается.
Острый продукт, который режут на «молочной» или «мясной» посуде, становится того же «знака», как и та посуда, на которой его режут. Вытягивание из посуды происходит из-за остроты продукта и давления, которое он оказывает на посуду при резке. Поэтому луковица, которую резали «мясным» ножом на «молочной» сковороде, запрещена, даже если нож был абсолютно чистым, — в неё впиталось мясо из ножа и молоко из сковороды.
В случае, когда острый продукт был разрезан ножом, а затем его промололи в ступке или электрокомбайне, согласно некоторым мнениям, ступка или комбайн становятся того же «знака», что и нож. Другие считают, что в таком случае передача молока или мяса через острый продукт не происходит. Поскольку данный спор не разрешён, каждый должен выяснить у своего рава, как следует относиться к ступке или комбайну в такой ситуации.
Для того чтобы избежать всяческих проблем и сомнений, желательно иметь дома ножи и доски парве специально для резки продуктов, которые определены как острые.
После того, как съели острый продукт, который был разрезан ножом с определённым «знаком», сразу после этого разрешено есть продукт противоположного «знака». Некоторые в качестве устрожения выжидают 6 часов после того, как ели мясо и собираются есть острый продукт, который резали «молочным» ножом. Однако многие и в этом случае едят сразу, тем более, если острый продукт был разрезан ножом, которым не пользовались для резки горячих молочных продуктов в течение последних суток.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»