Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Рав Лейб Нахман Злотник, Варка
Если в кастрюлю, в которой кипятят молоко, попало мясо, то это мясо необходимо сразу же вынуть. Для этого целесообразно воспользоваться одноразовой вилкой, т.к. если это сделать обычной, её придётся потом кошеровать. В случае, если объём мяса в 60 раз меньше, чем объём молока, то кастрюля и её содержимое разрешены, а мясо, впитавшее молоко, запрещено, как и любой продукт варки молока с мясом.
В случае, если этот запрещённый продукт по ошибке попал в кастрюлю с мясом, его необходимо вынуть из кастрюли, а содержимое кастрюли, если его в 60 раз больше, чем мяса, разрешено. Кастрюля остаётся кошерной. Если отношение объёма содержимого кастрюли к объёму упавшего в неё запрещенного продукта меньше, чем 60 к 1, — еда запрещена и кастрюлю необходимо откошеровать. В ситуации, когда объём содержимого кастрюли в 60 и более раз больше, чем объём запрещённого куска, но он смешался с другими кусками мяса так, что невозможно определить, какой из них кошерный, а какой — запрещённый, имеет значение, какого размера был запрещённый кусок. Если его величина такова, что его одного достаточно, для того чтобы подать гостю — хатиха а-рэуя лэиткабед, то все похожие на него куски мяса запрещены, а остальная еда в кастрюле разрешена. Если же размер запрещённого продукта невелик и для того, чтобы поставить перед гостем, нужно два или более таких, как он, то все куски разрешены, т.к. считается, что «запрещённое мясо» растворено в разрешённой еде и стало её частью. Однако, поскольку известно, что один из кусков молочный, то если один человек будет есть все куски, ясно, что он съест этот «молочный» кусок. В этом случае следует выбросить один кусок (любой), и будет считаться, что именно он являлся проблематичным.
Если в кастрюлю, в которой варится мясное блюдо, попало молоко или молочный продукт, закон таков же, как и в случае, когда мясной продукт попал в кастрюлю, в которой варится молоко. Если молоко пролилось на жидкость, которая варится в этой кастрюле, то если молока в 60 раз меньше, — всё разрешено, а если нет, то всё запрещено.
Если в кастрюлю, в которой варится мясо, пролилось молоко так, что оно попало на кусок мяса, который лежал сверху, закон будет зависеть от того, насколько тот кусок, на который пролилось молоко, погружён в жидкость, в которой он варится — суп, подлива, соус и т.п. Разберём три основных ситуации.
1) Кусок мяса, на который пролилось молоко, погружён в подливу.
В ситуации, когда весь кусок, на который пролилось молоко, в основном погружён в соус, пусть даже некоторые его части выглядывают из жидкости, следует определить отношение объёма пролившегося молока к общему объёму содержимого кастрюли. Если пропорция 1 к 60 и больше, всё блюдо, включая тот кусок мяса, на который пролилось молоко, — разрешено. Объясняют это тем, что жидкость, которая кипит, «разносит» молоко равномерно по всему содержимому кастрюли и, поскольку его в 60 раз меньше, оно теряется в общем количестве еды.
2) Кусок мяса, на который пролилось молоко, не соприкасается с жидкостью.
В случае, когда тот кусок мяса, на который пролилось молоко, не соприкасается с жидкостью совершенно, например, он лежит на другом продукте, часть которого находится над поверхностью, то если до того, как молоко успело впитаться в кусок мяса, он изменил своё местоположение и попал в соус, или кастрюлю закрыли крышкой, то пары или кипящая жидкость растворяют молоко в блюде, и закон такой же, как в ситуации, когда молоко попадает на мясо, погружённое в соус. Если точно не известно, на который из кусков мяса пролилось молоко, то разрешено даже специально погрузить все куски в соус или закрыть кастрюлю крышкой для того, чтобы вся еда осталась разрешённой.
Если кусок мяса был погружён в подливу или кастрюлю закрыли крышкой после того, как в него впиталось молоко, то в случае, когда содержимого кастрюли в 60 раз больше, чем запрещённого мяса, еда и кастрюля разрешены, а запрещённое мясо необходимо устранить. Если соотношение объёмов меньше, то еда запрещена, а кастрюлю необходимо откошеровать.
В случае, когда кастрюля оставалась открытой и кусок не был погружён в подливу, следует рассчитать соотношение объёмов молока и того куска мяса, на который оно пролилось. Если соотношение объёмов 1 к 60 и больше, то еда и кастрюля разрешены. Если отношение объёмов куска мяса и пролитого на него молока меньше, чем 60 к 1, то кусок запрещён, как любой продукт варки мяса с молоком. О том, каков закон в отношении остального содержимого кастрюли, разошлись мнения комментаторов «Шулхан Аруха» — свода законов. Согласно мнению «Сифтэй Коэн» (или «ШАХ»), есть разница, постный был кусок мяса, на которое пролилось молоко, или жирный. Если «молочный» кусок мяса был без жира, постный, то запрещённая смесь молока с мясом не впитывается в другие прилегающие к нему продукты более чем на 2 сантиметра. Поэтому, если от прикасавшихся к этому запрещённому куску продуктов отрезать слой толщиной в 2 см. в месте, где они прикасались к нему, то эти продукты разрешены. Если запрещённый кусок достаточно жирный, то он взаимодействует со всем содержимым кастрюли. Если объём этого куска в 60 раз меньше объёма остальной еды, то всё, кроме этого куска, разрешено. В случае, когда отношение объёма этого куска к объёму всего остального блюда меньше, чем 1 к 60, вся еда запрещена. Кастрюлю необходимо кошеровать.
Другой комментатор Шулхан Аруха — «Турей Заав» (а также многие другие специалисты в области законов Торы) приводит правило, что постный продукт — и таковым является молоко, — который впитался в другой продукт, остаётся в этом продукте и не покидает его. Поэтому, если кусок мяса, на который пролилось молоко, находится вне подливы, он не передаёт другим продуктам впитавшееся в него молоко. «Турей Заав» считает, что продукт варки мяса с молоком становится запрещённым только на время, пока мясо вместе с молоком. Если удастся разделить их так, что каждый из продуктов не будет содержать в себе другого вообще, — они становятся вновь разрешёнными. Т.к. по свидетельству мудрецов молоко не выходит из этого куска, то продукты, находящиеся в кастрюле могут впитать в себя только мясо, поэтому и кастрюля, и её содержимое (кроме самого «запрещённого» куска) разрешены.
Многие раввины считают, как «Турей Заав», но есть и такие, которые считают, как «ШАХ». Поэтому каждому следует выяснить у своего рава, как поступать в ситуации, когда на лежащий в кастрюле сверху кусок мяса пролилось молоко.
3) Кусок мяса, на который пролилось молоко, частично находится внутри жидкости, а частично — снаружи.
О том, как следует поступать в случае, когда тот кусок мяса, на который пролилось молоко, лежит в кастрюле так, что часть его погружена в подливу, а часть находится снаружи, разошлись мнения комментаторов Талмуда, а затем и законодателей более поздних поколений. Раши считает, что в этой ситуации закон такой же, как в случае, когда весь кусок находится вне подливы. Согласно рабейну Ицхаку, одному из авторов комментария Тосафот, в такой ситуации следует поступать так, как если бы весь кусок находился в подливе. «Турей Заав» взял за основу мнение Раши, а «Сифтей Коэн» — мнение рабейну Ицхака.
Авторитетные специалисты еврейского права считают, что в качестве устрожения следует учесть оба мнения и, если объём содержимого кастрюли не так велик, чтобы составить 60 к 1 по отношению к объёму молока, то всё содержимое кастрюли запрещено (мнение рабейну Ицхака); если содержимого кастрюли в 60 и более раз больше, чем молока, но в куске, на который пролилось молоко — не больше, чем объём молока, этот кусок запрещён (мнение Раши). Всё же, когда речь идёт о мясе птицы, или в ситуации, когда может быть большой ущерб, если учесть оба мнения, то можно поступить, полагаясь только на мнение рабейну Ицхака, и если содержимого кастрюли в 60 раз больше молока, — всё разрешено.
Читайте: тема Мясное и молочное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»