Из цикла «Не вари козленка в молоке его матери», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Лейб Нахман Злотник
В отношении ряда законов Торы твёрдый продукт, который сутки находился в жидкости, считается кавуш — заквашенным, а статус заквашенного — как варёного. Это верно и в случае, когда речь идёт о запрете смешивания молочных и мясных продуктов. Мясо, замоченное в молоке, или сыр — в мясном бульоне в течение 24-х часов, считаются заквашенными. Эффект внедрения одного продукта в другой таков же, как если бы их сварили вместе. Поэтому в такой ситуации оба продукта запрещены. То же самое верно и в случае, когда мясо с сыром находились вместе в какой-либо жидкости сутки и более, — закон такой же, как если бы их варили вместе. Всё же, тот, кто замачивает мясо в молоке или молочный и мясной продукт вместе в одной жидкости, не нарушает запрета варки мяса с молоком, так как, хотя и эффект впитывания одного продукта в другой при заквашивании такой же, как при варке, тем не менее варкой, как таковой не является.
Если мясной и молочный продукты находились в одной жидкости меньше суток, даже если их сразу же переложили в другую жидкость, — эффективность замачивания недостаточна для того, чтобы оно расценивалось как заквашивание, и пока мясо с молочным не пролежат вместе в одной жидкости 24 часа, переход одного в другое не происходит.
Согласно некоторым мнениям, даже если не заменили жидкость на другую, а просто вынули продукт и затем вернули его в ту же жидкость, отсчёт двадцати четырёх часов начинается заново с того момента, когда продукт был возвращён в жидкость.
Холодные мясо и сыр, пусть даже влажные, которые лежат рядом или одно на другом, если они не погружены в жидкость, даже через длительное время не будут считаться «заквашенными» вместе, их достаточно хорошо промыть и они будут разрешены в еду. (Тот, кто учтёт мнение раввинов, которые обязывают отрезать и от мяса, и от сыра по 2 сантиметра в случае, если они были влажные, — будет благословен с Небес).
Посуда, в которой замачивали продукт в течение суток, впитала в себя часть этого продукта. Так, например, новая кастрюля, в которой находилось молоко в течение 24-х часов, становится «молочной». Кастрюлю, в которой прежде варили мясо, а затем в ней находилось молоко или замачивали молочный продукт, необходимо откошеровать. Тот же закон в случае «молочной» кастрюли, в которой замачивали мясо.
Выше упоминалось о том, что если мясной или молочный продукт, которые сварились в кастрюле и впитались в её стенки, сохраняют статус «мяса» или «молока» только в течение 24-х часов. Замачивание, в свою очередь, приобретает эффективность заквашивания, которое приравнивается к варке и начинается взаимодействие между продуктом и посудой только по прошествии суток. Поэтому если после того, как в кастрюле сварили мясо или молоко в ней сразу же не замочили «противоположный» продукт, к моменту начала заквашивания впитанный в стенки продукт перестаёт быть «мясом» или «молоком» и находящийся в кастрюле продукт разрешён. Кастрюлю и в этом случае необходимо откошеровать.
Приведённые выше законы верны в отношении деревянной, металлической, фарфоровой посуды. Когда говориться о глиняной посуде, данные законы действительны в случае, если ей прежде уже пользовались хотя бы три раза. Новая глиняная посуда (такая которой пользовались менее трёх раз) впитывает жидкий продукт мгновенно, без того чтобы прошли сутки. Посуда, изготовленная из стекла, не впитывает холодные жидкости вообще. Поэтому стеклянную посуду, в которой замачивался «противоположный» продукт, достаточно хорошо помыть, и она остаётся того же «знака», что и была.
Иногда бывает неизвестно, сколько времени прошло с начала замачивания — сутки или меньше, т.е. существует сомнение: может быть, посуда впитала «противоположный» продукт или произошло смешение двух продуктов с «противоположным» знаком. Поскольку смесь мяса и молока, полученная в результате заквашивания, запрещена постановлением мудрецов, а на сомнительные ситуации, как правило, запреты мудрецов не распространяются, то и продуктами, и посудой разрешено пользоваться в холодном виде, предварительно их промыв. Молоко, которое находилось в «мясной» посуде или в котором замачивалось мясо, и существует сомнение, прошли ли с начала замачивания сутки или нет — если в нём нет мяса как такового — разрешено в пищу в холодном виде.
Продукты, относительно которых существует сомнение, замачивались ли они с «противоположными» им продуктами или в кастрюле с противоположным им «знаком» в течение 24-х часов или нет, запрещено варить. Возможно, что в мясо впиталось молоко, а в молоко — мясо, и тогда при варке произойдёт нарушение Торы — варка мяса с молоком.
В кастрюле, в которой замачивали «противоположный» продукт и неясно, продолжалось замачивание сутки или меньше, запрещено варить продукт того же «знака», как у кастрюли (продукты, противоположные «знаку» кастрюли, и до этого было запрещено в ней варить, как это приводилось выше). Ведь, если замачивание происходило сутки или более и в стенки кастрюли успел впитаться «противоположный» продукт, то при варке в этой кастрюле продукта того же «знака», что и кастрюля, он будет вариться с «противоположным» ему продуктом, который выйдет из стенок кастрюли, и произойдёт нарушение Торы. Однако, если помыли кастрюлю и подождали 24 часа, то в ней разрешено варить продукты, того же «знака», что и кастрюля. Объясняется это тем, что запрет мудрецов варить в кастрюле продукт, «противоположный» тому, который впитался в её стенки более суток назад, распространяется на ситуации, когда точно известен факт такого впитывания. В нашем случае существует сомнение, впитался в стенки этой кастрюли «противоположный» продукт или нет. Поскольку на сомнительные ситуации запрет мудрецов обычно не распространяется, то в этой кастрюле разрешено готовить.
Вышеизложенные законы о заквашивании применимы только к ситуациям, когда замачивание происходило в жидкости, которая не определена как острая. Примеры острой жидкости: уксус, лимонный сок, особо солёная вода, маринад с большим содержанием специй. Продукт, который погружён в такую жидкость, и посуда, в которую такую жидкость налили впитывают «противоположный» продукт гораздо раньше, чем через сутки. Взаимодействие между продуктами или между продуктом и посудой происходит в некоторых случаях через несколько минут, а иногда сразу. Поскольку, когда речь идёт об острой жидкости, существует множество ситуаций, к которым применимы различные законы, следует выяснить у раввина как следует поступать в каждом конкретном случае.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.