Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы к видеурокам по кашруту. Продукты парве

8. Законы, связанные с продуктом парве.

Закон в ситуации, когда продукт парве сварили в «молочной» или в «мясной» посуде.

Как уже упоминалось, запрет Торы варить, есть и извлекать выгоду из смеси мяса с молоком распространяется и на ситуации, при которых варят с молоком или с мясом не как таковыми, а впитавшимися в стенки кастрюли. Если в кастрюле варили молоко, а затем менее чем через сутки после этого в ней варилось мясо или наоборот, молоко в мясной кастрюле — и продукт и кастрюля запрещены. Рассмотрим ситуацию, при которой в «молочной» или «мясной» кастрюле был сварен нейтральный продукт — не мясной и не молочный — парве. Большинство комментаторов Талмуда считают, что такой продукт парве можно есть вместе с продуктом «противоположным» кастрюле, т.к. впитанный в стенки кастрюли продукт смешивается с «противоположным» ему не напрямую. Из стенок кастрюли он переходит в продукт парве, ослабляясь при этом и теряя статус мяса или молока, и только после этого смешивается с мясом и молоком как таковыми. Существует и более строгое мнение, что в данном случае продукт парве становится настолько «мясным», что его запрещено смешивать или есть одновременно с молочным.

Принятый раввинами закон гласит, что изначально запрещено готовить продукт парве в «молочной» или «мясной» посуде, если его собираются затем смешивать или есть вместе с продуктом, «противоположным» посуде. Продукт парве, который был сварен в «мясной» или «молочной» кастрюле, представителям сефардской общины разрешено постфактум смешивать или есть вместе с продуктом, противоположным «знаку» кастрюли. Ашкеназам запрещено такой продукт смешивать или есть с продуктом, противоположным «знаку» кастрюли, но, если по ошибке его всё-таки смешали, постфактум еда разрешена. Так, например, вермишель, сваренную в кастрюле, в которой менее суток назад варили мясо (к моменту варки кастрюля была чисто вымыта от мяса) запрещено перемешивать с творогом, но если по ошибке перемешали — постфактум блюдо разрешено.

Приведённый выше спор комментаторов Талмуда касается только ситуации, когда продукт парве хотят перемешать или съесть с молочным или мясным продуктом одновременно. Однако есть такой продукт парве непосредственно до или сразу, после того как ели продукт, «противоположный» кастрюле, разрешено согласно всем мнениям.

Продукт парве, сваренный в «молочной» или «мясной» кастрюле, разрешено переложить, даже будучи очень горячим, в посуду со «знаком», противоположным «знаку» кастрюли, в которой продукт парве готовился. Перекладывать такой продукт из кастрюли в «противоположную» ей посуду следует ложкой или половником, а не переливать или перекладывать напрямую. Ложка или половник, которыми пользуются для этой цели, должны быть либо парве, либо того же «знака», что и кастрюля.

Выше было приведено одно из постановлений мудрецов, цель которого была в предотвращении смешивания молока с мясом — запрет готовить мясные или молочные продукты и в такой кастрюле, в которой последние 24 часа не варили «противоположный» им продукт. В такой кастрюле запрещено варить продукт парве с тем, чтобы перемешать его или есть вместе с продуктом, «противоположным» кастрюле. Если всё-таки он был сварен, то при большой необходимости, его разрешено перемешивать или есть вместе с продуктом «противоположным» кастрюле.

Нейтральный продукт парве, который был приготовлен в нейтральной кастрюле парве, и его, переложили в холодную «молочную» или «мясную» посуду, когда он был горячим, а также такой холодный продукт парве, который был сварен в кастрюле парве, положили в горячую «молочную» или «мясную» посуду, — постфактум разрешено есть вместе и смешивать с продуктом «противоположным» посуде. Однако изначально класть горячий продукт парве в «молочную» посуду с тем, чтобы потом его есть с мясом, или в «мясную» посуду с тем, чтобы его есть с молоком, — запрещено.

Нейтральный продукт, о котором говорится в данных законах, — это такой продукт парве, который готовился в чисто вымытой кастрюле, стенки которой впитали мясо или молоко. Продукт парве, который варился с мясом или молоком как таковыми, приобретает статус мяса или молока. Если его смешали с «противоположным продуктом», еда запрещена. Если его переложили в посуду с противоположным ему «знаком», посуду нужно откошеровать. Если после того, как ели такой продукт, собираются есть блюдо с противоположным ему «знаком», необходимо выждать такое же время, как после мясного или молочного продукта как таковых.

Закон в ситуации, когда продукт парве, варившийся в кастрюле парве, помешали «мясной» или «молочной» ложкой.

Если продукт парве, варившийся в кастрюле парве, помешали ложкой, которой пользовались для мяса или молока в течение последних суток, то представителям сефардской общины разрешено есть данный продукт как с мясом, так и с молоком. Ашкеназам разрешено есть такой продукт как с мясом, так и с молоком только в случае, если объём блюда превосходит объём ложки в 60 раз. Если соотношение объёмов меньше, то ашкеназам разрешено есть такое блюдо только с продуктами того же «знака», что и ложка.

Закон в ситуации, когда продукт парве, варившийся в «молочной» или «мясной» кастрюле, помешали ложкой, «противоположной» кастрюле.

Если продукт парве во время, когда он варился в кастрюле, которой пользовались для готовки мяса или молока в течение последних суток, по ошибке размешали ложкой противоположного кастрюле «знака», которой тоже пользовались в течение последних суток, то представителям сефардской общины эту еду разрешено есть как с мясом, так и с молоком, и посуда остаётся кошерной. Тем более, если говорится о кастрюле и ложке, которыми не пользовались для готовки мяса и молока последние сутки. Для членов ашкеназской общины существуют некоторые ограничения.

Рассмотрим ситуацию, когда в кастрюле, в которой менее суток назад варили молоко или мясо, варится продукт парве, и его по ошибке помешали ложкой, которая последние 24 часа не была в соприкосновении с горячим продуктом «противоположного» знака. Ложку принято кошеровать. Если содержимого кастрюли было в 60 раз больше объёма той части ложки, которая прикасалась к еде, то закон еды таков же, как любой еды парве, сваренной в мясной или молочной кастрюле, — смешивать с «противоположным» кастрюле продуктом запрещено, а переложить в посуду со «знаком» противоположным «знаку» кастрюли разрешено. Если содержимого кастрюли не так много, чтобы соотношение его объёма к объёму погружённой в него ложки, составляло 60 к 1, содержимое кастрюли в качестве устрожения следует есть только в посуде такого же «знака», как и кастрюля. Если случилось, что содержимое кастрюли переложили в посуду с противоположным «знаком», или этой ложкой воспользовались для молока или мяса, то постфактум продукт разрешён. Более того, в случае необходимости, разрешено изначально переложить содержимое кастрюли в посуду с противоположным кастрюле «знаком», и разрешено пользоваться этой ложкой до того, как её откошеруют.

Следующая ситуация, которая может возникнуть: продукт парве варится в кастрюле, которой не пользовались для готовки мяса или молока в течение последних суток и его набрали или размешали ложкой или половником, которыми пользовались для готовки «противоположного» кастрюле продукта менее 24-х часов назад. Если содержимого кастрюли было в 60 раз больше объёма той части ложки или половника, которая прикасалась к еде, кастрюля разрешена и остаётся того же «знака», которого была прежде. Ложка или половник также разрешены и остаются того же «знака», как были прежде. Еда разрешена в пищу как с мясом, так и с молоком. В случае если соотношение содержимого кастрюли к объёму прикоснувшейся к нему части ложки или половника меньше, чем 60 к 1, то кастрюлю принято кошеровать, а её содержимое есть только в посуде того же «знака», что и у ложки или половника. В случае необходимости или постфактум всё разрешено.

Если речь идёт о кастрюле и «противоположной» ей ложке или половнике, когда ими не пользовались для готовки мяса или молока последние сутки, — посуда разрешена и остаётся того же «знака» которого была. Еду разрешено есть как с мясом, так и с молоком.

Если кастрюлей и ложкой (или половником) в течение последних суток пользовались для готовки мяса и молока, — в кастрюле варили мясо, а ложкой помешивали молочную кашу, или наоборот, и содержимого кастрюли в 60 раз больше, чем объём той части ложки (или половника), которая прикасалась к еде, кастрюля разрешена. Еду разрешено класть в любую посуду, но есть её можно только с продуктами того же «знака», что и кастрюля, а ложку (или половник) следует откошеровать. Если соотношение объёма содержимого кастрюли к объёму той части ложки (или половника), которая прикасалась к еде, меньше чем 60 к 1, — еда запрещена, а кастрюлю и ложку (или половник) необходимо откошеровать. Объяснение этому таково: существует вероятность того, что мясо, впитавшееся в кастрюлю, и молоко, впитавшееся в ложку (или половник), или наоборот, во время погружения ложки (или половника) в горячую еду, под влиянием температуры выйдут из посуды и смешаются между собой. Образовавшаяся смесь мяса с молоком «запрещает» и еду, и посуду.

Следует заметить, что когда речь идёт о ложке, которой в течение последних суток пользовались только в кли шени, то при расчёте объёмов следует учитывать не весь объём той части ложки, которая прикасалась к еде, а только объём её самого тонкого внешнего слоя — кдэй клифа.

Закон в ситуации, когда в кастрюле варят острый продукт парве.

Если в чисто вымытой кастрюле, как в том случае, когда ею пользовались для готовки мяса или молока в течение последних суток, так и в том случае, когда в ней уже более 24-х часов не готовили ни молочного, ни мясного, варили острый продукт парве (например: лук, чеснок, уксус, очень солёную воду), — данный продукт приобретает статус молока или мяса — в зависимости от того, в какой кастрюле он варился. Данный закон объясняется особенностью острых продуктов. Во-первых, они обладают свойством особо сильно «вытягивать» из стенок посуды впитавшийся в них продукт. Во-вторых, даже то «мясо» или «молоко», которые впитались в стенки кастрюли более 24-х часов назад, при воздействии на них острого продукта, приобретают вновь эффективность «молока» или «мяса» — либо из-за того, что острота улучшает испорченные мясо и молоко и делает их вновь качественными, либо из-за того, что даже испорченные мясо и молоко, ослабляя резкость вкуса острого продукта, улучшают его.

Закон острого продукта, который был сварен в кастрюле, в которой в течение последних суток варили молоко, а затем его смешали с мясом, — таков же, как если бы смешали молоко с мясом: если мяса в 60 раз больше, блюдо разрешено, если нет — запрещено. Для ашкеназских евреев такой же закон будет и в том случае, когда для варки пользовались кастрюлей, в которой не варили мясо или молоко последние 24 часа. Согласно сефардской традиции острый продукт, который собираются использовать в молочном блюде, запрещено изначально варить в кастрюле, в которой не варили мясо в течение последних суток, но, тем не менее, если сваренный в такой кастрюле острый продукт всё же смешали с молочным блюдом, постфактум еда разрешена.

Данный закон распространяется только на ситуации, когда острый продукт парве варился отдельно, либо в таком смешении с другими продуктами, при котором он доминирует, и резкость его вкуса очень сильно ощутима. Если же его варили с большим количеством воды или другой пресной жидкости, либо им сдобрили пресные продукты, то закон такой же, как и у обычного не острого продукта.

Даже в ситуации, когда в «мясной» кастрюле варился по-настоящему острый продукт парве и как бы стал мясом, после того как его съели, разрешено сразу же есть молокопродукты и нет необходимости ждать такое время, которое выжидают между мясом и молоком. В случае, когда острый продукт парве, который варился в «молочной» кастрюле, собираются есть после того, как съели мясо, согласно некоторым мнениям необходимо выждать, как между мясом и молоком. Другие раввины считают, что и в этом случае нет необходимости ждать.

К продукту, который после того, как его сварили, испекли, пожарили и т.д., перестал быть острым, применимы законы обычного продукта парве. Так, например, холодный варёный лук, который порезали чистым «мясным» ножом, не становится «мясным». Продукты, которые остаются достаточно острыми и после того, как их сварят, сохраняют статус острого продукта и после готовки.


Читайте: тема Мясное и молочное


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»