Из цикла «Гадоль из Минска», темы: Гадоль из Минска
Йерухам продолжал идти своим путем и даже после разговора с р.Я-М.Падве он не мог заставить себя сблизиться с обитателями бейт мидраша, изучающими Тору общепринятым методом. По своей природе он любил только истину, в любом деле стремился докопаться до корня и постичь источник явления — одно простое и понятное объяснение, которое с его точки зрения выглядело правильным и истинным, было ему дороже тысячи тысяч головокружительных пильпулей и головоломных «открытий». И он был, по-прежнему, одинок и предоставлен самому себе.
В те дни, в доме р.Я.-М.Падве, ему довелось снова встретиться с даяном Яаковом, который еще в хедере обратил на него внимание. Убедившись, что первое впечатление не обмануло — юноша крепнет и мужает день ото дня так, что скоро станет в ряд выдающихся ученых, даян Яаков задумал выдать за него свою дочь. И он приступил к делу с продуманностью и предусмотрительностью, свойственной мудрым людям, стараясь прежде всего завоевать сердце юноши. Даян Яаков сказал ему:
— Почему ты, мой милый, не выполняешь изречение мудрецов о том, что «Тора постигается только при совместном изучении»[1]. Ведь написано: «сидят мудрецы и изучают Тору друг с другом», а ты отделяешься и отстраняешься от всех?
И ответил юноша:
— Мудрецы сказали очень точно: «друг с другом». Т.е., если два друга, у которых общий подход к изучению Торы, тем не менее отдаляются друг от друга, мудрецы их осуждают и порицают. Но если люди по своей природе совершенно различны, то им запрещено заниматься вместе, как, по закону Торы, запрещено скрещивать различные виды животных или растений. И такое «сотрудничество» принесет больше вреда, чем пользы. А что я могу поделать, если моя душа не принимает их методы изучения и ненавидит их пути изучения Торы беспредельной ненавистью?
И сказал ему даян:
— Вот тебе моя рука, и давай по несколько часов каждый день заниматься вместе.
Юноша согласился — при условии, что их стили исследования окажутся совместимыми. И даян Яаков, пожилой раввин, знаток Торы, прославленный необычайной остротой своего ума, сдерживая себя, постарался подстроиться к своему маленькому напарнику; а когда увидел, что юноша значительно превосходит его силой логики и анализа, то повел себя как послушный ученик, предоставив ему право определять пути исследования и приоритетные направления. Так они сотрудничали, дополняя друг друга — у одного были большие знания и опыт, у другого — удивительная быстрота постижения и неумолимая логика.
И пока они совершенствовали и «оттачивали» друг друга в совместном постижении закона, душа юного ученика, оказавшегося в роли учителя, привязалась к душе старого учителя, оказавшегося в роли ученика. И вскоре даян Яаков приблизился к осуществлению своего замысла. Он вступил в переговоры с родителями Йерухама, а затем предложил ему свою дочь в жены. И когда юноше исполнилось тринадцать лет, он женился.
Даян Яаков взял молодого зятя к себе в дом, на полное содержание. По прошествии положенного срока у молодоженов родился сын.
В доме тестя Йерухам всецело отдался изучению Торы, занимаясь с удивительной усердием и самоотдачей, счастливый и радостный. И хотя тесть жил в стеснении и бедности, обычной для раввинов и даянов в те дни, он старался изо всех сил удовлетворить все потребности горячо любимого зятя, чтобы тот мог, не прерываясь, продолжать изучение Торы. Да и потребности Йерухама были невелики, ведь он привык довольствоваться самым необходимым. Он часто спрашивал тестя: «Почему вы, наш учитель, столько хлопочите для меня — ведь вы знаменитый ученый, человек пожилой и больной, а я еще совсем молод и полон сил?». И даян Яаков, как правило, отвечал: «Потому что “я построил тебе этот дом обитания”[2]. Я построил этот дом с двух сторон: ведь я сам был и сватом для жениха, и отцом для невесты, — все, только ради того, чтобы отдать свою дочь за такого человека, как ты. А построив этот “дом обитания”, я обязан обеспечивать тебя, как корабельщик Звулун[3] обеспечивал своего брата Иссахара[4], посвятившего себя изучению Торы».
[1] См. Брахот 63б.
[2] Ср. 1 Мелахим 8:13: «Я построил Тебе Дом Обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки». С такими словами, завершив возведение Храма, обратился царь Шломо к Ашему.
[3] Игра слов: словосочетание бейт звуль (дом обитания) перекликается с именем сына Яакова — Звулуна, которое происходит от того же корня, что и слово звуль (жилище, обиталище). См. Берешит 30:20: «И сказала Лея: “…Теперь уж постоянно будет обитать у меня мой муж, ибо я родила ему шесть сыновей, — и назвала она сына именем Звулун”» (от слова избелени — «будет обитать у меня» — Раши).
[4] Имеется в виду договор между сыновьями Яакова — Звулуном и Иссахаром, согласно которому колено Звулуна, занятое морским промыслом, обязывалось содержать и кормить колено Иссахара, всецело посвятившее себя изучению Торы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»