Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Книга посвящена главным образом порядку жертвоприношений и храмовой службе

Начинаем читать третью книгу Торы — Ваикра. Названа она так по первым словам: «Ваикра эль Моше И воззвал Всевышний к пророку Моше».

Книга посвящена главным образом порядку жертвоприношений и храмовой службе, которая была возложена на потомков Аарона, брата пророка Моше. Храм являлся центральным элементом всей жизни еврейского народа. В Храме приносили не только общественные жертвоприношения — от всего народа, но также и от отдельных евреев. Было много разных видов жертв: как благодарность Творцу, искупительные, праздничные и пр. Считалось, например, что нет раскаяния в проступке, если не принесена положенная жертва. Теперь, когда Храм разрушен, функцию жертвоприношений заменяют молитвы. А роль искупления выполняет искреннее раскаяние и Судный День, Йом-Кипур.

В обычный день в Храме жертвоприношениями занимались как бы «в три подхода». В соответствии с этим наши учителя установили три молитвы, которые читаются в течение суток: шахрит, минха и маарив. Шахрит — утренняя молитва. Утро непраздничного и несубботнего дня набожный еврей встречает, повязав на руку и надев на голову две коробочки тфилин, а также закутавшись в талит — широкое белое покрывало прямоугольной формы с кисточками цицит на углах. В субботу и праздники тфилин не надевают.

О чем молятся евреи? Люди, далекие от религии, ошибочно полагают, будто молитва — это персональная просьба, обращенная к Б‑гу, в которой молящийся просит Всесильного о тех или иных своих нуждах. Дай мне здоровье, помоги прокормить семью, найти работу, удачно переехать на новое место и т.д. Стоит человек, бьет себя кулаком в грудь и наивно полагает, что Некто Могучий как бы присутствует над ним, где-то в вышине, слышит просьбы и решает — удовлетворить их или не удовлетворить; все зависит от погруженности в молитву и от веры в то, насколько Он нас слышит. Чем сильнее просишь, тем скорее тебя услышат… Так вот, это не совсем так. Вернее, совсем не так. Все, что касается погруженности в молитву, искренности и представления, что Тот, с кем ты говоришь, находится рядом, — все это верно. Но вот характер просьб… Не о своих нуждах молится еврей, а о нуждах всего еврейского народа. Да и не только о нуждах. Не нуждами едиными — сиюминутными, быстропроходящими — жив человек. Молитва — это обращение к Всевышнему, в которой молящийся народ искренне признает, что постарается своими поступками соответствовать тому идеалу, о котором говорится в Торе. Поэтому о нас сказано, что мы — народ священников. Нет между евреем и Творцом никаких посредников. Мы не делимся на мирян и служителей культа. Все мы молимся за всех нас.

В шахрит мы произносим молитву Шма-Исраэль: «Слушай, Израиль: Всевышний наш Б‑г, Всевышний Один». Затем идут утренние благословения и специальная молитва Шмоне-Эсре, «Восемнадцать благословений»; ее читают обязательно стоя. Днем, в минху, произносят только Шмоне-Эсре. А вечером, в маарив, который читают после появления первых звезд, — снова Шма-Исраэль и Шмоне-Эсре. Традиция говорит, что чтение утренней молитвы установил Авраам, дневной — Ицхак, а вечерней — Яаков.

В Шмоне-Эсре мы признаем величие Творца, Который создал мир, управляет им, кормит создания, спасает в час беды, лечит их и заботится. Мы просим Его развеять планы наших врагов, в том числе из нашей собственной среды, направленные против нас и нашей Торы — например, козни выкрестов, антисемитов и прочей публики. Мы признаем свою веру в скорое избавление нашего народа от рук всех врагов и в то, что будет восстановлен Храм в обновленном Иерусалиме…

По субботам, праздникам и в начале месяцев в Шмоне-Эсре добавляются специальные благословения, соответствующие этим дням, и читается еще одна молитва — мусаф. А в Йом-Кипур принято читать пятую молитву — неила, время которой — перед самым уходом дня, когда, как говорится, вот-вот закроются Небесные ворота, через которые наша молитва достигает Неба. Отсюда и название ее — неила, запирание дверей.

Нет у нас теперь жертвоприношений. Но есть в наших руках молитва — сильное оружие, способное многое изменить в мире. Мы молимся за весь народ. Молимся от лица народа. Поэтому, кстати, самой действенной молитвой считается та, что прочитана в кругу не менее десяти евреев. Такая группа молящихся называется миньян.

Кроме молитв, евреи по многим поводам произносят благословения. Есть благословения, которые предшествуют выполнению заповедей. А есть такие, что произносятся по поводу разных удовольствий, например, перед едой и после нее. И молитвы и благословения можно найти в специальном молитвеннике, сидуре. Молитвенники на праздники — Рош-Ашана, Йом-Кипур — называются махзорами. Желающие всегда могут приобрести сидуры и махзоры, изданные с параллельным русским переводом.

Доброй вам субботы, дорогие евреи!

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».