Из цикла «Томер Двора, Кабала и этика», темы: Каббала, Раби Моше Кордоверо, Скромность в поведении, Томер Двора, Исправление качеств
Каким образом человек сможет приучить себя к качествам нецах, ход, и йесод? Исправления нецах и ход частично общие для обоих, а частично раздельные.
Прежде всего, следует помогать тем, кто изучает Тору и поддерживать их, как материально, так и действиями; обеспечивать их всем необходимым, чтобы они не должны были отвлекаться от изучения Торы. Нужно также остерегаться не высказывать пренебрежительного отношения к их учению, чтобы они не пали духом, а напротив, уважать их и прославлять их добрые дела, чтобы они укрепились в служении. Следует также обеспечивать их нужными книгами, местом для учения и т.п., — всем, что укрепляет и помогает изучению Торы. Все вышеперечисленное связано с этим двумя качествами (нецах и ход), и каждый еврей должен стараться помогать изучающим Тору в меру своих возможностей.
Таким образом, все, что человек делает для того, чтобы воздать уважение Торе, способствовать ее изучению словом, делом и имуществом, побуждать сердца людей к ней, — все это имеет своим корнем две сфиры — нецах и ход — которые называются «поддерживающими Тору».
Изучающий Тору должен учиться у каждого человека, как написано (Теилим 119): «От всех моих учителей я набирался ума», — поскольку невозможно выучить всю Тору в совершенстве у одного учителя. Учась у всех, человек удостаивается стать колесницей для качеств нецах и ход, которые называются «учениками Б-га». А тот, кто обучает его Торе, становится на уровень Тиферет, и когда он сидит и учится, Тиферет воздействует на нецах и ход, а его ученик находится на их уровне.
Когда человек изучает Писание, которое приходит с Правой стороны, он относится к нецах, а когда изучает Мишну, которая идет Слева, — к ход. Гемара же включает в себя все, так как приводит словам Мишны доказательства из Писания; поэтому ее изучение является исправлением для обоих сфирот.
Как же человек может приучить себя к качеству йесод? Необходимо очень остерегаться разговоров, приводящих к скабрезным мыслям, дабы это не привело к непроизвольному семяизвержению. Само собой разумеется, что не следует говорить непристойности; но нужно остерегаться даже чистой речи, приводящей к непотребным мыслям. Эту идею можно почерпнуть из стиха «Не дай твоим устам ввести в грех твою плоть» (Коэлет 5:5), — не произноси вещи, которые приводят к греху святой плоти, знака Завета. И написано в продолжении стиха: «Зачем, чтобы Б-г прогневался на твой голос?» Если предположить, что в первой части речь идет о непристойных разговорах, почему тогда написано «ввести в грех»? Ведь непристойные речи — сами по себе грех. Поэтому ясно, что речь идет о чистой речи, приводящей к скабрезным мыслям, и ее надо остерегаться — ведь поскольку эта речь приводит к греху, она сама становится злом.
Йесод называется «знак союза лука», и на этом луке тетива натягивается только для того, чтобы послать стрелы атрибуту Малхут, который является «целью стрел». И подобно тому, как «лук» высших миров натягивается только для того, чтобы поразить эту цель, так и человек не должен натягивать свой лук впустую, а лишь для определенной цели, — своей жены, когда она разрешена ему, во время их соединения; а все остальное нанесет ущерб этому качеству (Йесод). Все это требует очень большой осторожности, основа которой — удаление от скабрезных мыслей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.