Из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»», темы: Меир Левин, Сара, Женщина, Муж и Жена, Бааль Тшува
Посвящается Шошане Левин
Роль женщины у религиозных евреев представляют порой весьма превратно. «Сострадательные» критики именуют ее «машиной для рождения», «кухаркой» и т. д., утверждают, что с ее мнением никто не считается. Так ли это?
Однажды в субботу мы с супругой были у Бено Джинджихашвили. Мы давно дружим, если можно назвать дружбой отношения, которые нас связывают. Я вдвое старше его. Однако, став на путь возвращения к Всевышнему, я как бы начал жизнь сначала. Поэтому возраст не так существенен. Ведь: «Старое вино в новом сосуде лучше, чем новое вино в старом». В своё время Бено был влюблен в светскую девушку. Я старался их разлучить. Моя супруга упрекала меня: «Возможно, это была любовь… Кто ты такой, что осмеливаешься решать человеческие судьбы?»
Я стал задумываться: не ошибался ли я? Но стоило только увидеть Эстер (супругу Бено), чтобы убедиться, что сомнения напрасны. Заметен был быстрый духовный рост Бено.
В тот вечер было много вкусной еды, приготовленной в основном Бено. В Грузии многие мужчины хорошо готовят дома. Но главное не еда, а разговоры о Торе1. Бено рассказывал недельную главу. Эстер молча, с любовью, наблюдала за ним. Речь шла о том, как к основателям еврейского народа Аврааму и Саре приходит ангел — посланник Всевышнего и говорит им, что у них родится сын. Аврааму уже было обещано, что им благословятся народы земли. За всю историю человечества никому не оказывалось такого уважения. (Моя супруга добавила: «Представь, похвалят твою книжку или твои песни. Ты вспомнишь о жене? Только лишь гордо посмотришь в мою сторону». Я промолчал, отмечая некоторую справедливость упрёка).
Бено продолжал. Сара с недоверием встречает слова Всевышнего: «И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар».
Ради сохранения мира в семье Всевышний не передает Аврааму слова Сары, что он стар.
То, что Всевышний изменил слова жены, приводят как пример того, что мир в семье нужно спасать любой ценой. Однако у меня возникает вопрос. Сара сказала правду: её господин стар, и сама она, мягко сказать, немолода… Но Аврааму-то какое дело? Его — сам Всевышний хвалит. А с другой стороны, разве Сара недостаточно доверяет словам Всевышнего? И тут не страшно, что Авраам обидится.
— Я представляю, что бы он мне сказал, — грустно вздохнула Эстер.
Я испугался своей мысли: выходит, что Авраам такой же человек, как все, и для него нет ничего важнее того, что думает о нём жена. Но Учитель подтвердил, что я не ошибаюсь.
Так взгляни на меня хоть один только раз,
Ярче майского дня чудный блеск твоих глаз!!!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»