Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда Б-г сказал евреям: «Этот месяц для вас — начало месяцев», — Он не намеревался разъяснить им, как именно следует исполнять заповедь освящения нового месяца или какой величины должна быть новая луна, чтобы эта заповедь начала действовать. Слово «месяц» в этой фразе вообще не обозначает луну.

Стих говорит о том, что евреи должны в память об избавлении из египетского рабства каждый год делать тот месяц, в которой это избавление состоялось, самым главным и первым по счету. Все остальные месяцы года должны отсчитываться от него: «второй месяц от Избавления», «третий от Избавления» и так далее, чтобы в названии каждого месяца постоянно звучало напоминание о выходе из Египта. И стих именно это и говорит: «Этот месяц для вас — начало месяцев», то есть, требует, чтобы весь этот месяц был выделен среди остальных месяцев года, считался первым среди них. Стих старается подчеркнуть, что речь идет о месяце целиком, потому что часто это слово используется для обозначения не всего месяца, а только новомесячия, первого дня месяца, как в стихе: «Завтра — месяц…»

Таким образом, главный смысл этой заповеди: сделать месяц нисан первым месяцем года. А как устанавливать начало нового месяца и как освящать его — основываться ли на появлении новой луны или на астрономических расчетах, — этого стих не разъясняет. Ведь если бы Писание собиралось объяснить, что следует устанавливать начало нового месяца с появлением новой луны, оно должно был бы непременно указать, в каком месте проводить измерения, потому что в зависимости от выбора места наблюдения и результат будет меняться, как подробно объяснил раби Авраам ибн Эзра. А если бы стих хотел сообщить нам, что новый месяц устанавливается согласно наперед рассчитанному календарю, нужно было бы разъяснить, как это делать.

И какой умный человек не знает и не понимает, что египтяне умели считать месяцы и годы и что все люди «по землям их и по народам их» считали «дни мира, вдумывались в годы каждого поколения». И у них у всех календарь был основан не на реальном появлении новой луны, а на расчетах, у каждого народа своих. Поэтому Писанию не было нужды объяснять, как именно следует определять и отмечать начало нового месяца или года. Но не вызывает сомнения, что когда Моше-рабейну получил эту заповедь, ему было рассказано и о том, как устанавливать новомесячие по новой луне, как рассчитывать время начала месяца и на каких принципах основывать этот расчет. Ведь все заповеди нашей Торы неразрывно связаны с устной традицией, которую Моше получил на Синае!

Именно так в свое время ответил еврейский мудрец хазарскому царю, которому этот стих показался непонятным. Как можно было, спрашивает он, удовлетвориться простым и кратким выражением «Этот месяц для вас — начало месяцев»? Откуда евреи узнали, какие именно месяцы имеются в виду? Может быть, египетские, поскольку евреи в то время жили среди египтян? Или, может быть, халдейские, которыми пользовался Авраам в Уре Халдейском? А какие месяцы имеются в виду: солнечные или лунные? И какой год имеется в виду: солнечный, лунный или составленный из солнечных или лунных месяцев? А может быть, следовало сочетать солнечный и лунный циклы в одном, как делаем мы, рассчитывая порядок високосных годов? А если начало месяца не нужно рассчитывать на основе астрономических данных, а устанавливать в момент появления новой луны, как требуется поступать, если небо затянется дождевыми тучами и луны не будет видно?

Рабейну Хананель тоже задается некоторыми из этих вопросов и пишет, что освящение месяцев евреи делали, конечно, не только на основе прямого наблюдения новой луны, но и на основе расчетов. И вот доказательство: все сорок лет скитаний по пустыне евреи освящали месяцы, хотя их лагерь постоянно был покрыт Облаком Славы Всевышнего, а ночью свет заслонял огненный столб. Поэтому они никогда не видели ни солнца, ни луны. Стих прямо говорит об этом (Нехемья 9): «Но Ты в великой милости Своей не оставил их в пустыне: столп облачный не отступал от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный — ночью, чтобы светить им на пути, по которому идти им». И как же они в такой ситуации могли освящать месяц при появлении новой луны? Так что, очевидно, что основной способ освящения нового месяца — расчет времени его начала согласно астрономическим данным.

И в книге Шмуэля рассказывается, что Давид сказал Йеонатану: «Завтра новомесячие, и я буду сидеть рядом с царем…» Откуда он мог это знать, если новомесячие устанавливалось не путем расчета, а только при появлении новой луны? Ведь тогда могло оказаться, что завтра новой луны не будет, а значит, и новый месяц не освятят! Более того, из того же рассказа можно понять, что новомесячие иногда длилось два дня. Стих говорит: «И было назавтра, во второй день новомесячия, место Давида пустовало…» Стих специально подчеркивает, чтобы мы не ошиблись: «…во второй день новомесячия». Это не начало следующего или какого-то другого месяца, речь идет именно о том, что за одним днем новомесячия сразу следует другой. Уже во времена царя Шауля евреи иногда праздновали новомесячие два дня, как сегодня поступаем мы, и очевидно, что это можно было делать только на основании расчета, который потом подкреплялся появлением настоящей новой луны.

И есть в Писании даже стих, который говорит об этих расчетах прямо. В Диврей аямим (1:12:32) сказано: «Из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена, — знающих, что нужно делать Израилю, — двести начальников их и все соплеменники их, (действующие) по слову их». А зачем может быть нужно «умение понимать времена», как не для установления нового месяца через расчеты? Ведь увидеть новую луну можно просто глазами, и, как только она появляется, даже самые неразумные понимают, что наступило новомесячие, а через пятнадцать дней после него наступит Песах, если это нисан, или сегодня наступил праздник Рош ашана, если это тишрей… А вот с расчетом могут справиться только очень мудрые люди, которые в состоянии заранее предвидеть и сообщить всему Израилю, когда наступят новомесячия, а когда — Б-жественные праздники. И тогда все евреи следуют их мудрым словам, согласно сказанному: «Знающие, что нужно делать Израилю, двести начальников их и все соплеменники их, (действующие) по слову их».

Символика пасхальной жертвы

Наши мудрецы давно знают, что материальные предметы и тела этого мира связаны с нематериальными, духовными, небесными сущностями, которые влияют на них и управляют ими. И этот закон настолько всеобщий, что даже у каждого народа и каждой страны обязательно есть особое созвездие в Небесах, которое управляет ими. Даниэль, например, так и называет их: «Властитель греческого царства», «Властитель персидского царства»… Над Египтом тоже властвовало свое созвездие — Овен, то есть, баран. Поэтому египтяне почитали баранов и служили их изображениям. Они думали, что за почитание и прославление животных, носящих его имя и воплощающих его образ, созвездие Овна пошлет египтянам благо и процветание. А тем, кто сведущ в астрологии, известно, что созвездие Овна — первое и самое главное из всех созвездий, коронованное силой и величием. Поэтому астрологи всегда начинают перечисление созвездий именно с него. А наибольшую силу оно приобретает в месяце нисане, так как является созвездием всего расцветающего. А в самом нисане Овен сильнее всего 14-го и 15-го числа, потому что тогда он оказывается рядом с солнцем.

И еще одну важную вещь узнали мы от пророка Йехезкеля: находясь в египетском изгнании, евреи в большинстве своем тоже служили созвездию Овна, как и сами египтяне. Пророк говорит об этом (Йехезкель 20:5): «И ты скажешь им: Так сказал Г-сподь Б-г: В день избрания Мною Израиля Я поднял руку Мою (с клятвой) потомству дома Яакова, и Я открылся им в земле Египта… и сказал им: Пусть отвергнет каждый мерзости (которые перед) глазами его, и идолами Египта не оскверняйте себя; Я — Г-сподь Б-г ваш. Но они восстали против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей, что перед глазами их, и идолов Египта не оставили они. И Я думал излить гнев Мой на них, истощить ярость Мою над ними в земле Египта». А в Торе об этом сказано: «И над всеми богами Египта совершу Я суд».

И поскольку это созвездие властвует над первенцами Египта, так как само является первенцем, старшим из всех созвездий, суд над ним естественным образом повлек за собой казнь первенцев, поскольку первенцы Египта и созвездие Овна неразрывно связаны. И теперь понятно, почему казни подверглись все без исключения первенцы Египта, «от первенца фараона, до первенца рабыни» и даже первенцы животных. Причина этого наказания была не в том, что первенцы рабов, а тем более — животных, в чем-то согрешили против евреев в египетском рабстве, а только в том, что они были первенцами. Когда было наказано созвездие-первенец, вместе с ним неизбежно пострадали и все остальные первенцы, находившиеся в то время в Египте — неважно, из какого народа и из какой страны они происходили.

Из наших слов следует, что поражение первенцев вообще не составляло основного содержания последней казни. Они пострадали лишь вместе со своим небесным покровителем, созвездием Овна; именно на него, а не на земных первенцев, был направлен гнев Б-га. Это созвездие должно было быть лишено прежнего величия для того, чтобы евреи смогли выйти из Египта, и вместе с ним наказание претерпели и те, кто с ним связан, то есть, первенцы.

Тогда получается, что и еврейские первенцы тоже должны были подвергнуться смертельному наказанию, причем, как по естественным причинам, так и согласно букве закона. Естественная причина проста: они ведь тоже были первенцами, тоже находились в Египте, а значит, должны были умереть, когда Б-г разгневался на их созвездие. И по закону им тоже полагалось наказание, поскольку они, как и египтяне, поклонялись созвездию Овна. Но Б-г пожелал оградить их от наказания и ради этого дал им заповедь Песаха. А теперь посмотри, как это позволяет объяснить каждую подробность законов Песаха.

  • 1. Им требовалось взять для жертвы «годовалого ягненка», то есть, именно овна, поскольку ягненок служит вещественным воплощением созвездия Овна, которому служили египтяне.
  • 2. Он должен быть «мужского пола и беспорочным», потому что именно таков образ самого созвездия. Оно является нам мужчиной, как каждое созвездие, а «беспорочным» оно названо в честь своего положения главы всех созвездий, если понять это слово как «совершенный и почитаемый».
  • 3. Б-г повелел отобрать ягненка для жертвы 10-го нисана, а принести его в жертву только 14-го. День отделения ягненка для жертвы был выбран исходя из того, что в этот день солнце, подходя все ближе к этому созвездию, уже успевает увеличить его силу до трети максимальной. И все это время, с 10-го по 14-е, ягнята провели в домах евреев, привязанные к ножкам кроватей, что невероятно огорчало и сердило египтян.
  • 4. Днем принесения жертвы было выбрано 14-е нисана, тот самый день, когда созвездие Овна входит в наибольшую силу. Именно в этот день должна была пролиться кровь ягнят, чтобы все увидели, что за нее не взыщет небесный покровитель, что созвездие Овна не сможет защитить свой образ от несчастья. Тогда они увидят и «узнают, что царство — у Б-га» и что Он в силах изменить естественный порядок вещей по своей Собственной воле. Кроме того, Б-г повелел, чтобы взято было «по ягненку на жилище», так как созвездие Овна — почетное жилище солнца, и принесение в жертву ягненка должно было послужить наказанием созвездию Овна еще и в этом отношении. Слово «жилище» в заповеди о пасхальной жертве используется постоянно: «И если мало будет жилище», «В одном жилище будет он съеден»… А также Б-г повелел «не выносить его из жилища», чтобы указать, что солнце, даже находясь в самом почетном своем жилище, в созвездии Овна, все же не сможет спасти его от наказания.
  • 5. Б-г потребовал, чтобы в съедении пасхальной жертвы участвовала непременно вся семья. Это нужно, чтобы в душе каждого еврея укоренилась истинная вера, чтобы ни в одном еврейском сердце не сохранилось предательских мыслей.
  • 6. Резать эту жертву должно было «все собрание общины Израиля», чтобы публично и в присутствии всех провозгласить истинную веру и ложность поклонения созвездию Овна. Поэтому его образ, ягненка, следовало зарезать при большом стечении народа, чтобы все евреи смогли увидеть, что никто из них не стал препятствовать этому, ни один не остался верным прежней, преступной вере.
  • 7. Евреи должны были собрать кровь пасхальной жертвы и окропить ею притолоку и косяки, потому что именно в этих местах — за притолокой и за косяками — они помещали предметы, символизирующие созвездие, которому служили. Теперь же они должны были помазать эти места кровью, которую пролили специально, чтобы опозорить это созвездие и досадить ему. И это кропление нужно было делать с помощью пучка травы эзов, самой низкой и презренной из всех трав. Это действие символизирует Израиль, который сначала до последней степени унизился египетским идолопоклонством, а теперь своими руками очищается от него.
  • 8. Кровь должна быть на дверях именно тех домов, в которых будут есть пасхального ягненка. Это должно было показать, что возвещение истинной веры предназначено не гоям, а только Израилю, праведному народу, могущему хранить верность. Стих говорит: «И будет эта кровь для вас…» Она должна была служить свидетельством, напоминая им самим о том, что они больше не служат созвездию Овна, как в прежние дни, и что они выходят из Египта благодаря поддерживающей их руке Всевышнего, которая лишила созвездие Овна и мощи, и величия. Кроме того, этот знак должен был быть тайным, известным только евреям, чтобы египтяне не сделали себе такой же и тем не спаслись от морового поветрия. А собирали кровь ягненка в серебряные сосуды, чтобы она не пролилась на землю и не получилось бы, что они «едят на крови». Кроме того, здесь проглядывает символ конца изгнания, поскольку слова «сосуд», саф, и «конец», соф, на Святом языке созвучны.
  • 9. Б-г повелел, чтобы все мясо было съедено в эту же ночь, до полуночи, а все оставшееся мясо повелел сжечь. Эта заповедь связана с тем, что как раз тогда Б-г устроил суд над египетскими идолами, и поэтому съедение мяса должно было произойти непременно в эту же ночь.
  • 10. Есть пасхальную жертву требовалось с мацой и горькой зеленью, поскольку эта жертва символизирует Избавление, а маца и горькая зелень — символы рабства и бедности, которые евреи претерпели в Египте. Этим определяется заложенный в заповеди порядок действий: страдания и нищета предшествовали Избавлению, поэтому пасхальную жертву нужно было есть, только отведав мацы и горькой зелени.
  • 11. Пасхальную жертву следовало зажарить на огне. И причиной была не спешка, как объясняют некоторые комментаторы, но чтобы запах жареного мяса разнесся как можно дальше, чтобы египтяне обоняли его и поняли, что в еврейских домах происходит мерзкий для египтян пир, и все же не смогли сделать евреям ничего плохого, поскольку об этом стих сказал: «Это — охраняемая ночь для Б-га».
  • 12. Б-г приказал зажарить ягненка целиком, с ногами и внутренностями. И здесь опять объяснение, связывающее это со спешкой, будет ошибочным. На самом деле, смысл этого приказания в том, чтобы ягненок не лишился своего характерного вида, не потерял прежнего образа, чтобы и при жизни, и после смерти, и зажаренным он оставался ягненком, чтобы проявились все заложенные в нем символы.

И, наконец, тринадцатое. Б-г повелел есть его подпоясанными и обутыми, чтобы всем было видно, что именно в заслугу исполнения заповеди Песаха евреи этой ночью выйдут из египетского рабства.

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»