Темы: 613 заповедей, Предназначение, Душа, Религия, Авраам, Национальность, Характер, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как я поняла, многие евреи считают себя светскими (не религиозными). Так и говорят: «Я еврей не религиозный». Разве может так быть? Еврейство и религия — это неразделимо. Значит, евреи нерелигиозные не считаются евреями? Не может быть еврей только наполовину? С уважением, Наталия
Здравствуйте, Наталия!
Вы правы, что по своему истинному определению и сущности еврейство от религии неотделимо (как правы и в том, что евреем наполовину быть невозможно).
Еврейство берет свое начало от Авраама. Живя в мире, где господствовало идолопоклонство — поклонение различным небесным силам, ангелам и «звездам», — он открыл стоящего за ними Единого Б-га, установил с Ним прямую связь и близкие отношения. Именно этим он выделился из остального человечества.
В этом духе он также воспитал своих потомков, которые потому продолжили поддерживать близкие отношения с Б-гом как семья и, затем, как народ. Евреи стали «придворными» Б-га, Его «царской семьей» и «гвардией». Причем не чисто декоративной, как в тех современных странах, где такое еще остается, а с реальными полномочиями и возможностью участвовать в управлении системой, нажимать на рычаги.
Такими «рычагами» являются данные евреям заповеди Торы. Их соблюдение задействует механизмы духовного функционирования мира, а также радует Б-га, что еще больше приближает евреев к Нему.
Поскольку «еврей» — это человек, которому дана такая миссия, им может стать любой, если у него есть соответствующие душевные наклонности. Поэтому иудаизм можно принять, пройдя процесс гиюра. Но только при условии, что человек готов к этой особой миссии, иначе это не называется принятием еврейства.
В то же время, Авраам не просто умом постиг существование Б-га, но и совершил работу над своим характером и своей душой, изменив саму ее сущность. Близость к Б-гу означает близость мировоззрения к центральной Истине, но также и близость характера к центральному равновесию, золотой середине. Умеренность во всем и удаление от крайностей, правильное сочетание милосердия с дисциплиной. А, изменив свою душу и сделав ее еврейской, Авраам сделал эти ее качества наследственными. Ныне они передаются по материнской линии. Поэтому любой человек, рожденный от еврейки, автоматически становится евреем.
Даже если его мировоззрение и образ жизни в конечном итоге не будут еврейскими. Неважно, в результате его отхода от еврейского пути, по которому его направили, или в результате рождения в обществе, которое привило ему иные взгляды. За последние пару веков многие евреи либо отошли от религии, либо родились у уже нерелигиозных родителей, но это не изменяет тот факт, что они евреи. Тот, кто родился от еврейской матери, навсегда останется евреем, будь он трижды атеистом — или выкрестом, или почетным членом племени Мумба-Юмба.
Другое дело, что такой человек, являясь евреем по типу души, не выполняет обязанности, которые предписывает евреям Тора, не исполняет еврейскую миссию. Он подобен царскому сыну, члену правящей элиты по рождению, который не использует свои полномочия и возможности участвовать в управлении страной, не живет во дворце и не общается с Царем. Его происхождения никто не отменял, в его жилах течет царская кровь. Царским сыном он остается и не может перестать им быть, но при этом он не живет, как царский сын.
Он может быть хорошим человеком, может даже приносить обществу большую пользу, будучи ученым, врачом, музыкантом, бизнесменом и т.д. Но мог бы делать больше. Ведь человеку свойственно стремиться к росту, в том числе карьерному, и одна из главных составляющих роста — власть. Или политическая, или та, что доступна каждому профессионалу в своей сфере. Например, многие музыканты, пианисты или скрипачи, в конечном счете, становятся дирижерами. Артисты — режиссерами, журналисты — главными редакторами и т.д. Не только самому действовать и двигаться, но и задавать направление движения другим. Оказывать влияние.
Вот и еврейство — это особое положение и возможность влиять на мир, самому при этом становиться другим, расти, а этот человек такую возможность не использует.
Таким образом, «нерелигиозным евреем» можно быть по факту, но, если действительно дать определение, это означает наделение ролью и неисполнение ее. Это все равно, что быть «придворным не при дворе» или «неиграющим пианистом». Да, ты окончил консерваторию, получил диплом и называешься пианистом, но что толку, если ты на практике никогда не играешь и не используешь свои силы и способности по назначению? Даже если ты по факту хороший врач или бизнесмен.
В политике есть такое понятие — «исполняющий обязанности президента» или другого должностного лица — человек, еще не избранный на должность, но пока что в силу обстоятельств выполняющий соответствующие должностные функции. А здесь получается наоборот: избранный, но не выполняющий обязанности. «Не правящий президент». И что толку?
Проблема в том, что, поскольку еврейская душа передается по наследству, в современном мире многим показалось, что еврейство — это национальность, этничность. Тип крови и набор физических данных и черт характера, общий для группы людей. Например, норвежцы — высокие и хладнокровные блондины, а испанцы или итальянцы — темпераментные брюнеты. Вот и евреи обладают своими общими чертами: обычно брюнеты, тоже довольно темпераментные, с ба-альшим носом — и умные! Ну, не все и не всегда, но бывает. (Итальянцы ведь тоже не все темпераментные брюнеты.) И, как итальянец автоматически становится таковым, родившись у родителей-итальянцев, но при этом может быть религиозным или светским, так и еврей может.
Но, как сказано, это не так. Простое доказательство: тот, кто не родился итальянцем или китайцем, не может им стать. А евреем может. Оставаясь блондином, не меняя размер носа, разрез глаз или цвет кожи. Потому что главное в еврействе — это все-таки миссия, а наследственная еврейская душа — это только потенциал, который еще надо использовать.
На Западе, кстати, восприятие еврейства — и проблемы с ним — несколько иные. Там в большей степени понимают еврейство как религию и миссию. Если американского или английского еврея спросить, кто он по национальности (nationality), он ответит: американец (American) или британец (British). Т.к. «национальность» там воспринимается как принадлежность к политической нации, гражданство. А если спросить, кто он по вероисповеданию, он ответит: еврей, иудей (Jewish).
Но при этом те евреи, которые не усвоили принципов религии, склонны считать, что евреем может стать любой, как любой может решить стать христианином или мусульманином, и что гиюр — чистая формальность, как крещение. И что даже тот, у кого мать не еврейка, может считаться евреем, если решит, что хочет таковым быть, и кто ему запретит.
В то же время, еврейство как практическое соблюдение всех законов Торы и соответствующий образ жизни этим людям часто не нравится так же, как и атеистам. Но, желая, тем не менее, считаться евреями, они меняют определение еврейства, подгоняя его под свои уже сложившиеся убеждения.
Мол, быть евреем — это, например, бороться за равноправие или просвещение, заботиться о бедных. Другими словами, по современным западным понятиям, — быть либералом. Поскольку таковыми эти евреи уже обычно являются. Ну, вот это и есть еврейство, все хорошо. Ведь и современный западный либерализм один журналист метко назвал «христианством без Христа». Вот и эти евреи воспринимают еврейство как, по сути, еще одно такое «христианство». И те, и другие «христиане» — просто хорошие люди, которые в определенное время года «по доброй традиции» поздравляют с Рождеством — или с Ханукой. И зажигают свечи на елке — или на ханукие, велика разница. И делают подарки — это всегда хорошо!
Нет, это все-таки не еврейство. Борьба за равноправие может быть благим делом — смотря, когда и как, но все-таки еврейство — это не просто добро и желание облагодетельствовать весь мир. (И с либерализмом тоже еврейство совпадает далеко не всегда, оно содержит в себе и элементы консерватизма, являясь изначальным корнем всех идеологических направлений).
Просто хорошими людьми могут быть неевреи, но евреи — члены «царской семьи» и «правящей элиты», они наделены особой миссией и должны выполнять заповеди так, как это предписывает Тора. Зажигание ханукальных свечей — это, конечно, одна из заповедей, но далеко не единственная. Это лишь один рычаг в целом «пульте управления», предоставленном евреям для воздействия на духовные механизмы мира. И забота о бедных тоже. Евреем-то человек является в любом случае, если родился от еврейки. Но, только соблюдая весь «пакет» заповедей и нажимая на все правильные рычаги, он может сказать, что исполняет свою миссию. Только в таком случае он может считаться евреем не только по крови и душе, но и по образу жизни.
С уважением, Меир Мучник
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир
Кто и зачем придумал этот закон?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его