Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гаоны, Александр Кац
Рав Йеудай бар Нахман (р. Йеудай Гаон; умер в 4523 /763/ г.) — глава ешивы в Суре.
Изучал Тору в ешиве Пумбедиты. Составил авторитетный законодательный кодекс Алахот псукот, который также принято называть Алахот дерав Йеудай Гаон.
Его книга легла в основу многих последующих кодексов, но сама она в течение долгих веков считалась утерянной. И лишь несколько десятилетий назад в Йемене была обнаружена единственная уцелевшая рукопись — книга р. Йеудая вновь увидела свет в 1951 году.
Р. Йеудай Гаон считается также автором книги Алахот гдолот, в которой впервые был приведен комментированный перечень 613-ти заповедей Торы (Раши, Сукка 38б; Раавад, Седер акабала).
Кроме того, сохранилось около 130 его респонсов (тшувот) — ответов на алахические вопросы, присылаемые ему из различных общин диаспоры. Р. Йеудай сделал многое для того, чтобы укрепить статус Вавилонского Талмуда в качестве высшего законодательного авторитета для всего еврейского мира.
Рав Йеудай Гаон был слеп, и все его респонсы и книги записаны рукою его учеников.
В 4517 /757/ году рав Йеудай стал главою (гаоном) ешивы Суры — ради него было нарушено знаменитое правило ешивы, согласно которому ее главою избирался всегда кто-нибудь из мудрецов самой Суры (Седер адорот). Он возглавлял ешиву Суры до 4521 /761/ года; в тот же период его брат, р. Дорай бар Нахман, был главою ешивы Пумбедиты (Послание рава Шриры Гаона).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»