Темы: Аризаль, Зоар, Душа, Каббала, Письменная Тора, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин. Как мне известно, у человека душа состоит из 5 частей. Вопрос: где говорится про эти части в процессе сотворения человека? Или где говорится о каждой из них в процессе сотворения человека? Александр
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за интересный вопрос. Сначала небольшое предисловие. В Мидраше Рабба (к Берешит 14:9) сказано: «Пятью именами назвали ее (душу): нэфеш, руах и нэшама, хая, йехида. Нэфеш — это кровь, как сказано (Дварим 12:23): «ибо кровь — это душа (нэфеш)». Руах — возносится и нисходит, как сказано (Коэлет 3:21): «Кто знает, возносится ли ввысь дух (руах) сынов человеческих, а дух животных нисходит ли вниз...» Нэшама — это ее характер... Хая (букв. живая) — все органы умирают, а она живет в теле. Йехида (букв. единственная) — все органы парные, а она одна в теле...» Подобное сказано и в книге Зоар (ч. 2, лист 158). В книгах авторов более поздних поколений говорится, что это пять разных аспектов души. Так, в книге «Нэфеш а-Хаим» читаем, что нэфеш — это аспект деятельности, руах — речи, а нешама — мысли. Там же сказано, что в теле пребывают только нэфеш, руах и частично нешама, а хая и йехида находятся вне тела.
Теперь перейдем к Вашему вопросу: где говорится об этих частях в процессе сотворения человека? Ответ: Письменная Тора не приводит детального описания всех аспектов души человека в процессе его творения. Все, что мы можем найти, — это лишь намеки.
Так, возьмем стих 1:26 в главе Берешит: «И сказал Всесильный: Создадим человека по образу Нашему...» Есть несколько мнений комментаторов, почему это слово употреблено во множественном числе — «создадим». Ведь не может быть, чтобы Он взял кого-либо в «помощники» при творении. Одно из таких объяснений приводит великий мудрец Каббалы Аризаль («Ликутэй Тора», Аазину). Он пишет, что Всевышний создал четыре мира (Ацилут, Брия, Йецира и Асия), и, чтобы связать их воедино, сотворил человека, т. к. в нем есть аспект каждого из миров. Поэтому Он обратился ко всем этим мирам, сказав им: «Создадим человека». Так, от мира Брия у человека нэшама, от мира Йецира — руах, от мира Асия — нэфеш. А затем Сам Всевышний дал человеку часть от Себя, как сказано (Берешит 2:7): «... и вдунул в ноздри его дыхание жизни...» (хая и йехида).
Еще один намек мы находим в книге раби Хаима из Воложина «Нэфеш а-Хаим» (Врата 1, гл. 15). Он говорит, что, основываясь на стихе «... и вдунул в ноздри его дыхание жизни...», мудрецы Талмуда уподобляют соединение души человека с телом созданию сосуда стеклодувом. Тут есть три этапа. Первый — когда воздух еще находится в устах стеклодува. В это время воздух называется «дыхание» — «нэшима». Второй этап — когда воздух из уст стеклодува выходит в трубку. Теперь он именуется «дуновение» — «руах». И третий этап — когда воздух выходит из трубки в стеклянный сосуд, разряжается там и придает сосуду желаемую форму. Тогда воздух приходит в состояние покоя и поэтому называется «нэфеш», т.е. покой. Так и в человеке есть «нэфеш» — низший аспект, «нэшама» — высший аспект, ближе всего связанный с Творцом, и «руах», который их соединяет.
Важно отметить, что каббалистические книги объясняют: пять аспектов души человека — это не пять различных ее частей, как в торте, где слои теста чередуются со слоями крема. Все пять аспектов — это пять уровней раскрытия одной неделимой духовной сущности.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Злата Грайбер
Истории в кругу семьи за субботним столом.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если российский народ — тоже потомки Эсава, почему он так отличается от народов Европы? Почему народ России весьма талантлив, но земля не жалеет своего народа или они ее? Чем отличается Греция от Рима, культура от циви
Рав Реувен Куклин
Ишмаэль считает свои желания волей Аллаха?
Рав Овадья Климовский
Почему без верблюда?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Яков Гельфман
Евреи сваливают все свои беды на иноплеменников? Если в кране нет воды...
Рав Овадья Климовский
Что произойдёт в конце дней?
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Меир Мучник
Это как-то связано с понятием "изгнание Ишмаэля"?
Рав Мендель Агранович
Вместо разрушенного еврейского храма пришёл арабский храм — навсегда?