Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему глава Итро, в которой дают 10 заповедей, названа именем человека, который и евреем-то не был?

Темы: Пятикнижие, Гиюр, Идолопоклонство, Итро, 10 Заповедей, Рав Овадья Климовский, Комментарий

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин, не можете ли Вы посоветовать, где можно почитать, почему глава Шемот 18 называется «Итро»? В этой главе евреям дают 10 Заповедей, а названа она именем человека, который даже евреем не был. С уважением, Марк Хавинсон

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Марк!

Недельные главы обычно называются по первому слову главы, несущему смысловую нагрузку. Но ничего случайного, как мы знаем, нет, поэтому давайте попытаемся получше понять, что же за человек был Итро, если он удостоился дать имя целой главе, да еще такой важной, как Вы отметили. Пожалуй, мы не согласимся с тем, что имеет значение, был Итро евреем или нет, ведь достоинство человека определяется не его происхождением (равно как и любыми другими обстоятельствами, от него самого не зависящими), а исключительно его поступками, разумеется, с учетом их мотивов. О том, кем был человек по имени Итро, Вы можете прочитать в комментариях к недельной главе и в мидрашах, пересказ некоторых из них есть и у нас на сайте.

А мы вкратце приведем то, что нам известно об Итро.

В Торе сказано, что Итро был вначале жрецом страны Мидьян. Предание (Мидраш Танхума) говорит, что он не просто был жрецом одного культа, а перепробовал многочисленные идеологии, пока не пришел к осознанию того, что Б-г Един. То, что он был священником, а не просто рядовым адептом идолопоклоннических религий, только доказывает, что в тонкостях отринутых им идеологий он разбирался досконально. В результате его приход к единобожию был вполне продуманным и обоснованным. Чем больший путь человеку пришлось пройти для познания истины, тем большее уважение он должен вызывать. И неслучайно он удостоился стать тестем учителя всего Израиля, Моше.

Наши мудрецы говорят, что Тора в разных местах называет Итро семью именами, намекая на его различные достоинства. Рассмотрим эти имена:

1) Путиэль — за то, что Всевышний (Э-ль) спас (палат) его от идолослужения (выбор сделал он сам, но ведь нужна еще и помощь Свыше, чтобы пройти избранный путь до конца и не сломаться);

2) Ховэв — за то, что он полюбил (хибэв) Тору, а Всевышний полюбил его;

3) Хэвер — за то, что он стал как бы другом (хавер) Творцу;

4) Рэуэль — за то, что полюбился Всевышнему (Э-ль) и стал близким человеком (рэа) всему Израилю;

5) Йетэр — за то, что благодаря его заслуге к Торе был добавлен еще один (йетэр) «эпизод», где он советует Моше реорганизовать систему судопроизводства. (Понятно, что вся Тора была написана еще на Небесах, но Всевышний оставил некоторым людям возможность удостоиться, чтобы тот или иной конкретный закон Торы был обнародован благодаря им);

6) Йитро — когда же он принял иудаизм, добавив к своим предыдущим открытиям добрые дела, ему к имени Йетэр (יתר) добавили букву вав (יתרו). (Подобно этому, эта буква была изъята из имени Эфрона после того, как он запросил у Авраама непомерную сумму за бросовое поле, которое тот покупал, чтобы похоронить Сару. И, подобно этому, эта буква была добавлена к имени Ошеа, ученика Моше, который стал Йеошуа);

7) Кейни — за то, что он приобрел (кана) Тору, и — что особенно удивительно — за то, что из-за него возникла кин-а — некоторая ревность между Всевышним и его народом. Имеется в виду, что к урожденным евреям возникла претензия: посмотрите, как принимает Тору чужой человек, не произошедший от Авраама, Ицхака и Яакова.

Возможно, теперь мы согласимся, что такой человек вполне достоин, чтобы его именем — именем человека, который пришел получить Тору, назвали эту главу.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: тема Десять Заповедей — 10 Речений Б-га на горе Синай

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ