Темы: Зоар, Каббала, Традиция, Еврейская история, Раби Шимон бар Йохай, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Прочитал, что, якобы, есть доказательства, что книгу Зогар написал вовсе не РаШБИ во 2 в., а Моше ди-Леон в 13 в., наверняка Вы встречали подобную критику. Какие опровержения можно привести на этот счет?
Здравствуйте!
Действительно было несколько мудрецов, которые не приняли традицию о том, что авторство книги Зоар принадлежит раби Шимону бар-Йохаю. Самые известные из них — это рав Йеуда-Арье Модина (1571-1648, Венеция), который привел свои доводы в книге «Ари ноhэм» («Лев рычит»), и раби Яаков Эмден, больше известный по аббревиатуре своего имени — Явец, написавший на эту тему книгу «Митпахат софрим». С другой стороны, вышли книги мудрецов Каббалы, опровергающие доводы скептиков. Самые известные из них: «Эмунат Хахамим» («Вера мудрецам»), «Маген вэ-Цина» («Щит и заслон») раби Ицхака-Айзека Хавера (1853-1789, Литва; выдающийся галахист и каббалист), «Кадмут Сэфер а-Зоар» («Древность книги Зоар») раби Давида Лурии (1789-1855, Российская Империя, Белоруссия; галахист, каббалист, комментатор Торы и знаток языка) и очерк «Зоар а-Ракия» («Сияние Небес») раби Йерухама Лайнера (1887-1963).
Основной довод скептиков базируется на сказанном в книге «Йухасин» («Родословие»). Там сообщается, что автор книги «нашел некую запись» о том, что раби Ицхак де-мин Акко (1250-1340, известный ученик Рамбана) занимался проблемой авторства книги Зоар. И ему стало известно, по свидетельству одного мудреца, что книгу Зоар написал раби Моше ди-Леон, приписавший авторство раби Шимону бар-Йохаю, чтобы выручить на этом много денег. И что это стало известно со слов вдовы и дочери раби Моше ди-Леона…
Раби Ицхак-Айзек Хавер пишет, что это очень сомнительное свидетельство само по себе. Да еще начинается словами «нашел некую запись»… Возможно, поэтому только в одном издании книги «Йухасин» приводится это «открытие», во всех остальных оно отсутствует.
Еще «Маген вэ-Цина» называет мудрецов того времени, которым наверняка было известно о свидетельстве раби Ицхака де-мин Акко — и, тем не менее, они в своих трудах называют автором Зоара раби Шимона бар-Йохая. Например, раби Йосеф Альбо, раби (дон) Ицхак Абарбанель, раби Ицхак Арама и многие другие.
Еще один аргумент из этой книги. В Зоаре есть три самых сокровенных раздела: «Идра Рабба», «Идра Зута» и «Сифра ди-Цнийута». Их понимание было сокрыто от каббалистов, в том числе, и от великого знатока сокровенной мудрости раби Моше Кордоверо, как это видно из его комментария к книге Зоар. И только великий Аризаль смог объяснить их так, что они засияли подобно драгоценным камням. А о нем традиция говорит, что он получил свои знания от пророка Элияу. Это наиболее веское доказательство того, что, эта книга не могла быть написана каббалистами последних поколений, а только самим раби Шимоном бар-Йохаем и его соратниками и учениками, которым открылись тайны Торы во всей ясности. Также из комментариев Виленского Гаона к «Сифра ди-Цнийута» видно, что эту книгу не мог написать человек.
Это краткое изложение доводов рабби Ицхака-Айзека Хавера из его книги «Маген вэ-Цина». Кроме того, стоит посмотреть и остальные упомянутые источники.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Моше Ойербах
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Ашер Кушнир
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Менахем Эпель
Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его