Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Тора и наука, Испания, Рав Александр Кац
Раби Авраам бар Шмуэль Закуто (5200-5275 /1440-1515/ гг.) — выдающийся историк еврейской мысли; астроном и изобретатель с мировым именем.
Родился в Испании, в королевстве Кастилия. Учился у отца, а затем в ешиве г. Толедо у р. Ицхака Абоава (см.). Изучал астрономию и математику в университете г. Саламанки, а впоследствии преподавал там.
В 5252 /1492/ году, когда евреи были изгнаны из Испании, р. Закуто, вслед за своим наставником р. Ицхаком Абоавом, переселился в Португалию. Здесь он стал придворным астрономом короля Хуана II.
Р. Закуто занимался прогнозированием солнечных и лунных затмений: он создал астрономические таблицы, позволяющие вычислять время и продолжительность предстоящих затмений. Он изобрел первую астролябию — угломерный прибор, позволяющий определять относительное расположение небесных тел. Этим прибором пользовались мореплаватели для ориентирования — астролябией, сконструированной р. Закуто, были оснащены экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гамы. Оба мореплавателя подробно консультировались с р. Закуто перед тем, как отправиться в свои экспедиции.
Более того, астрономические таблицы, полученные Колумбом от р. Закуто, спасли ему жизнь. Когда, высадившись на берег, Колумб был схвачен индейцами, он пригрозил им, что если они его не отпустят, он заставит солнце померкнуть. Когда солнце «подчинилось его приказу», индейцы в панике разбежались.
Астрономические исследования р. Закуто собраны в его книге Хибурагадоль (Большой трактат).
В 5257 /1497/ году евреи, нашедшие убежище в Португалии, вновь были поставлены перед выбором: креститься или покинуть эту страну. Р. Закуто отправился по морю в Тунис, а оттуда — в Землю Израиля. Он поселился в Иерусалиме.
К 5262 /1502/ году он завершил работу над летописью, получившей название Юхасин (Родословная). В этой книге прослеживается цепь передачи устной традиции; летопись р. Закуто является одним из основополагающих источников по истории эпохи Мишны и Талмуда.
Последний период своей жизни р. Закуто провел в г. Дамаске и там скончался.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»