Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где проходит грань между скупостью и экономией?

Темы: Алкоголизм, Деньги, Характер, Грубость, Рав Моше Сытин, Жадность

Отложить Отложено

Говорят, что три качества мужчины считаются патологичными: кос, каас и кис — тяга к спиртному, вспыльчивость и скупость. Я бы хотела узнать поподробней, где грань между скупостью и экономией, что в наше время немаловажно, и пути избавления от этой патологии.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Четко определить, где проходит грань между скупостью и экономией, достаточно сложно, поскольку этот вопрос напрямую связан с личностью человека, его экономическим положением и общим жизненным контекстом.

Одно и то же действие при разных обстоятельствах может быть проявлением жадности, экономии и даже расточительности. Когда один человек дает энную сумму на цдаку, это — щедрый жест, а когда другой — жалкая подачка.

Тем не менее, несомненно, на интуитивном уровне каждый может с легкостью определить, что является скупостью, а что нет. Если прислушаемся к своему внутреннему голосу, нам нетрудно будет понять, где щедрость, где скупость, а где — экономия, хотя грань между ними размыта.

Кроме того, скупость имеет ряд отличительных черт. Зная их, мы не спутаем ее с рациональной экономией. Не претендуя полностью раскрыть столь обширную тему, приведу несколько моментов, помогающих разграничить эти явления. Надеюсь, с их помощью можно будет выявить эту вредную наклонность и постараться избавиться от нее.

Отличительные черты скупости

  1. Скупость и патологическая жажда денег, как правило, характеризуются внутренним напряжением и нервозностью во всем, что связано с деньгами. «Умножающий имущество умножает тревогу» — сказали наши мудрецы в Пиркей Авот (2:7). Такой человек не может достать кошелек со спокойной душой и, тем более, с радостью, даже когда потратить деньги необходимо или это принесет пользу другим. Для него любое расставание с деньгами — всегда испытание, внутренняя борьба. Такой человек всегда будет искать отмазку, чтобы не платить, а раскошелившись, будет долго переживать, анализируя, насколько целесообразен был расход.
  2. Скупость проявляется в нерациональной трате внутренних сил и времени на мелочную экономию или выгоду. Это может выражаться в долгих спорах и торге или других чрезмерных усилиях ради ничтожной прибыли. Скупой человек не видит, что время и внутренние ресурсы эквивалентны деньгам. Поэтому он может патологически экономить самые ничтожные суммы.
  3. Помните, как Авраам покупал участок земли для того, чтобы похоронить Сару? На публике хозяин участка — Эфрон — хвалился, что отдаст землю даром, но после недолгих уговоров взял полную стоимость, да еще наиболее ходовой валютой. Как Авраам понял, что уговорить Эфрона не составит большого труда? Дело в том, что скупой человек, даже даря подарок, всегда так или иначе упомянет его стоимость. Так Эфрон и засветился: «Земля в четыреста шекелей серебра между мною и тобою, что она?» (Берешит 23, 15), а Авраам всё понял.
  4. Из той же истории можно сделать еще один важный вывод. Скупой, хоть и не разбрасывается подарками, но если уж дарит что-то, то об этом должны узнать все. Иногда подарок может быть непропорционально щедрым — это позволяет дарителю произвести впечатление великодушного человека. В эпизоде с Эфроном неоднократно подчеркивается, что все происходит на глазах у жителей города. Иными словами, подарки, призванные поразить публику, также могут выдать скрытого скрягу.
  5. В Талмуде (Хулин 84 б) сказано, что в семейной жизни расходы мужа на нужды жены должны превышать его расходы на себя. Также уровень и качество вещей, покупаемых для жены и детей, должны быть выше того, что муж может себе позволить по своим доходам. Иными словами, мужчина может экономить на себе, но не на своей семье. К сожалению, семья — это как раз-таки та сфера, где скупость обретает наиболее разрушительную форму: скупой начинает экономить на жене, детях, на еде, одежде, учебе, медицинском обслуживании и т.д.
  6. Скупой человек поступается собственным достоинством ради любой возможной выгоды или халявы.
  7. Скупым человека можно назвать, только когда скупость проявляется по отношению к другим людям. Очевидно, что человек, который пытается найти товар подешевле или выбирает более дешевую компанию, является скорее экономным, чем скупым.
  8. Понятно, что скупыми можно назвать только тех людей, у которых есть, что дать. Того, у кого нет возможности дать или есть уважительная причина, чтобы этого не делать, нельзя отнести к категории скупых.
  9. Иногда скупость проявляется только в отношении других людей, а для себя человеку ничего не жалко. А иногда человек проявляет скупость и по отношению к самому себе. Для такого скупца характерно ходить в старой одежде, питаться дешевой пищей и жить в плохом районе ради «сбережения имущества».

Как правильно распоряжаться деньгами с точки зрения иудаизма?

Иудаизм предлагает во всем держаться золотой середины, в том числе и в финансовой сфере. Идеальная модель проявления любого качества характера — это правильное расстояние от двух крайностей, в нашем случае — как от скупости, так и от расточительности.

Мудрецы говорят, что человек должен бережно относиться к своему имуществу и делать все, чтобы не оказаться среди нуждающихся. Поэтому Галаха запрещает человеку со средним достатком давать на цдаку больше пятой части от своего дохода (Ктубот 50а), а общая сумма расходов на выполнение всех предписывающих заповедей не должна превышать трети дохода.

Рамбам в «Илхот Дэот» резюмирует идеальное распоряжение семейным бюджетом так: «Пусть питается ниже своего достатка, одевается по своему достатку, а обеспечивает жену и детей выше своего достатка» (5:10). Мне кажется, именно это правило максимально проясняет, где тонкая грань, отделяющая скупость от экономии.

Что делать со склонностью к скупости?

Нет смысла говорить о том, как плохо быть скупым. Стоит лишь сказать, что, в конечном счете, от этого страдает сам же скупец. Крайние проявления скупости, в конечном счете, приводят к социальной изоляции, разрушению семей и одиночеству. Поэтому от этого недуга надо избавляться. И желательно — побыстрей.

Если мы задались целью исправить что-то в своем характере — неважно, что именно, — значит мы уже прошли половину пути, а именно: осознали, что у нас этот пунктик присутствует. А это значит, что мы будем больше обращать внимание на внутренние механизмы, которые нами управляют, и при желании сможем внести в них свои «поправки». Куда печальней положение того, кто свою проблему не осознал, — для него возможности исправиться пока что нет.

Чтобы решить проблему скупости, следует двигаться в двух направлениях: первое — на практическом уровне, а именно: давать, и давать бескорыстно. Рамбам в «Илхот Дэот» пишет: чтобы справиться с одной крайностью, необходимо «впасть» в противоположную, после чего — вернуться к золотой середине. Эта формула применима и здесь. Чтобы искоренить в себе желание бессмысленно приобретать и накапливать, следует двигаться в противоположном направлении (купить что-нибудь самое «бессмысленное и бесполезное», например, цветы жене…)

Второе — на духовном уровне. Кроме практических действий, следует также работать над внутренним состоянием, над полным осознанием того, что достаток — от Б-га. Все доходы и расходы уже установлены Свыше, а нам следует лишь приложить разумные усилия для их «проявления». Мы не можем получить больше того, что нам положено, как бы мы ни старались. Стоит почитать книги по этой теме, а еще лучше — выделить среди дня немного времени на изучение темы упования на Всевышнего (уверенности в Нем, доверия к Нему — битахон) в частности, в том, что касается заработка.

Итак, подведем итог сказанному. Идеальная модель поведения в отношении экономии это:

  • Верить, что достаток — от Б-га
  • Экономить на себе, но не на семье.
  • Не растрачивать свои внутренние ресурсы ради мелочной выгоды.
  • Правильно оценивать свои реальные возможности, правильно оценивать, насколько необходима любая трата, и действовать в соответствии с этими двумя оценками.
  • Сохранять чувство собственного достоинства, даже когда вопрос касается денег.
  • С легкостью расставаться с деньгами, если того требуют обстоятельства жизни.
  • Видеть в деньгах средство, но не цель в общем списке жизненных ценностей.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше