Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему умершие сыновья Йеуды упоминаются в числе тех, кто спустился в Египет?

Темы: Пятикнижие, Реувен Куклин, Переселение душ, Левиратный брак

Отложить Отложено

Шалом! У меня возник вопрос. Почему учитываются два умерших сына Йегуды в числе семидесяти, вышедших с Яаковом? С наилучшими пожеланиями, Жанна

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Жанна,

Вы задаёте интересный вопрос. Ответ на него можно найти у комментаторов. Они дают различные объяснения. Приведу ответ великого комментатора, автора Ор а-Хаим.

К Вашему вопросу Ор а-Хаим добавляет ещё два. Для того чтобы его вопросы были понятны, приведу стихи Торы ещё раз: «И вот имена сынов Исраэля, идущих в Египет: Яаков и его сыны. Первенец Йаакова — Реувен. А сыны Йеуды: Эр и Онан, и Шела, и Перец и Зерах. И умерли Эр и Онан на земле Ханаанейской. И стали сынами Переца Хецрон и Хамуль».

Ор а-Хаим задаёт следующие вопросы:

1. С какой целью вообще здесь упоминается смерть Эра и Онана, ведь об их смерти Тора уже подробно рассказала прежде, в главе Ваешев (Берешит 38, 1—10)?

2. Почему сказано так странно: «И стали сынами Переца Хецрон и Хамуль»? На первый взгляд, должно быть: «А сыновьями Переца были Хецрон и Хамуль».

На все эти три вопроса Ор а-Хаим даёт один ответ. Эти стихи «намекают», говорит Ор а-Хаим, на то, что в тела Хецрона и Хамуля вошли души Эра и Онана. По мнению каббалистов (см. Шаар а-Гильгулим, глава 3), посредством йибума (левиратного брака) душа покойного возвращается в тело ребёнка, родившегося в таком браке, или его потомков. Как видно из стихов Торы, Йеуда, женившись на Тамар, выполнил заповедь о левиратном браке. Поэтому и вошли в тела Хецрона и Хамуля души Эра и Онана.

Сказанное содержит ответ на Ваш вопрос и на два вопроса, заданных Ор а-Хаим. Эр и Онан упоминаются среди спустившихся в Египет, поскольку их души также были там. Упоминая их смерть, стих «намекает», что души умерших Эра и Онана перевоплотились в тела сыновей Переца и, таким образом, они стали как бы его сыновьями.

Об этом говорит также Рабейну Бехаей. Он добавляет, что этот ответ помогает нам также понять, почему Тора упоминает Эра и Онана в главе Пинхас (Бэмидбар 26), где речь идёт о семействах, которые жили во время странствий евреев в пустыне. А также, почему сразу же после упоминания смерти Эра и Онана Тора говорит: «И стали дети Йеуды…».

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.