Темы: Душа, Истина, Загробная жизнь, Исправление качеств, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. В этом мире человек может изменить свой характер. Меняются ли в раю характеры у тех людей, кто туда попал, или — каким его на земле сделал он, таким и останется? Спасибо за ответ. Д.
Уважаемый Д.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем перейти непосредственно к разговору об изменении характера в этом и в Будущем мире, позвольте привести одну историю, которая во многом отражает отношение наших мудрецов к этой теме.
Рав Хаим Фридлендер, машгиах (тот, кто следит за порядком занятий) в ешиве Поневеж, известный также тем, что подготовил к печати и издал основные книги Рамхаля, заболел неизлечимой болезнью. Ему сделали неотложную операцию в Америке, затем он вернулся домой, в Землю Израиля, для продолжения лечения облучением. Но, к сожалению, лечение не приносило положительных результатов, и страшная болезнь продолжала прогрессировать. В конце концов, врачи были вынуждены сообщить о том, что они не видят смысла в продолжении лечения. Рав Фридлендер спросил врачей:
— А сколько, по-вашему, мне осталось жить?
На что получил неутешительный ответ:
— Порядка двух недель…
Услышав ужасную весть, рав Фридлендер обратился к главе ешивы Поневеж, раву Шаху, который в то время был руководителем ортодоксального еврейства в Земле Израиля. Рав Фридлендер спросил, чему отдать предпочтение в последние дни жизни: лучше подготовить к печати книги, давать уроки или уделить больше внимания семье? Ответ рава Шаха очень удивил: «В последние дни жизни нужно работать над собой и, по возможности, максимально исправить свои качества».
Давайте попробуем понять, что имел в виду рав Шах. Известно, что наш мир — всего лишь коридор, пройдя по которому человек может попасть в мир Будущий. Удостоятся Будущего мира только те, кто усердно работал в этом мире. Как говорят наши мудрецы: «Кто будет есть в субботу? Только тот, кто успел приготовить до субботы». Иными словами, этот мир — своего рода полигон, где человек, выполняя заповеди, изучая Тору и работая над собой, может удостоиться доли в Будущем мире. И доля его будет соответствовать усилиям, приложенным в этом мире. А в Будущем мире, увы, уже невозможно что-то исправить.
Это верно и в отношении человеческих качеств. В качестве доказательства наши мудрецы (см. Рав Элиягу Лупьян, «Лев Элиягу», к разделу Балак) приводят историю о Биламе из Вавилонского Талмуда (Гитин 57а). Там сказано, что Онкелос (в дальнейшем — автор основополагающего комментария на арамейском языке на Пятикнижие) перед тем, как пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу, решил обратиться к душам нескольких людей с вопросом о том, что происходит в Будущем мире. В частности, он обратился к Биламу:
— Кто главный в Будущем мире?
— Еврейский народ, — ответил Билам.
— Стоит ли присоединиться к ним? — снова спросил Онкелос.
В ответ Билам процитировал стих из Торы (Дварим 23:7):
— «Не ищи им (евреям) мира и блага во все дни твои, вовеки».
Затем Онкелос спросил, какое наказание назначено Биламу в Будущем мире. Ответ был, что его варят в горячем семени. Как известно, человека наказывают «мера за меру», наказание «подобно» преступлению. Поскольку Билам предложил моавитянкам соблазнить евреев, чтобы затем заставить их служить идолам, то и наказание назначено соответствующее.
Из этого рассказа ясно: даже в Будущем мире, всецело истинном, где Билам собственными глазами видит, кто был прав и кто во главе, он не может избавиться от ненависти к еврейскому народу. Даже после смерти, когда его душа отделилась от тела и видит абсолютную истину без помех, он все еще пытается отомстить евреям. Иными словами, та бесконечная зависть и ненависть к евреям, которые сопровождали его всю жизнь в этом мире, остаются с ним и в Будущем мире. Получается, что в Будущем мире душа Билама мучается не только из-за наказания, назначенного ей. Ее также жжет постоянная ненависть и зависть к евреям. А еще больше понятие собственного бессилия и невозможности, чтобы что-то исправить.
Отсюда следует, что нужно прилагать максимальные усилия к работе над собой, чтобы успеть исправить свои качества еще в этом мире, поскольку, став частью человеческой души, они будут сопровождать человека вечно, а в Будущем мире уже не будет возможности, что-то исправить.
С уважением, Яков Шуб
Рав Берл Набутовский
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли заниматься сексом до свадьбы, и что будет после смерти?
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его