Темы: Обида, Раскаяние, Йом Кипур, Прощение, Рав Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Я прочитала: «Сказано в Талмуде, что Йом-Кипур искупает только грехи, совершенные по отношению ко Всевышнему. Грехи, совершенные по отношению к другим людям, Йом-Кипур искупает лишь при условии, что обидчик получил прощение от обиженного». Ну, а если нет возможности найти обиженного? Что тогда делать? N.
Здравствуйте, N.
Рамбам (Законы раскаяния 2, 11) рассматривает ситуацию, когда обиженный умер, а обидчик не успел попросить прощения. В этом случае обидчик должен собрать десять человек, прийти на могилу обиженного и при них просить умершего о прощении. Автор комментария Мишна Брура пишет: если обиженный похоронен далёко от места проживания обидчика, обидчик может уполномочить кого-то из местных, чтобы тот собрал людей на могиле и просил при них прощения от его имени. Однако всё сказанное действительно только в том случае, когда обида была нанесена обиженному при его жизни. Если же о нём дурно отозвались после его смерти, обидчик должен собрать десять человек и в их присутствии на том самом месте, где злословил об умершем, просить у него прощения.
Из сказанного понятно, что просьба о прощении нужна не только обиженному, но и обидчику. Ведь умершему нет никакой пользы от раскаяния обидчика. Зачем же мы требуем от обидчика совершить весь этот ритуал с десятью людьми? Ответ здесь очевиден: умершему абсолютно неважно, просили у него прощения или нет, всё это делается для обидчика, для того, чтобы он осознал, какой грех совершил, и раскаялся.
Понимая это, можно ответить на Ваш вопрос: естественно, обидчик должен приложить максимум усилий для того, чтобы найти обиженного. Но если после всех стараний найти его не удалось, он должен собрать десять человек и на том самом месте, где была нанесена обида, публично попросить прощения.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Михаэль Солганик
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Гади Поллак
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его