Темы: Психология, Развод, Египетское рабство, Рав Меир Мучник, Материальные блага
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Мой вопрос я постараюсь сформулировать кратко. Моя ситуация, к сожалению, типична для репатриантов из стран бывшего Союза. Мои родители развелись почти сразу после моего рождения. Я выросла в неполной семье. В детстве я с отцом не общалась, он не помогал материально. В настоящее время он живёт в другой стране. У него семья, взрослые дети, внуки. Когда я была ребёнком, я очень переживала по этому поводу. Мне очень хотелось быть как все дети, я чувствовала незащищенность. А моя мама любила повторять: «Если бы у меня был муж…» И далее список материальных ценностей на то время: машина, дача и т.д. Но мы жили скромно, я всегда носила старую одежду. Стоит ли говорить, что у меня выработался «комплекс Золушки» (или Синдереллы в израильском варианте). С тех пор многое изменилось. Да, я всегда много работала, рано стала очень самостоятельной. Но это дало свои плоды. Никому и в голову не придёт назвать меня «Золушка». Но стоит кому-нибудь из коллег начать рассказывать о том, как они помогают своим детям (оплата университета, квартиры и т. д.), я ощущаю себя маленькой и беззащитной девочкой, «Золушкой», которой никто не может помочь. Как избавиться от детского комплекса? Заранее спасибо. P.S. Мой муж — самый лучший в мире папа. Когда я выходила замуж, именно это было для меня главным. Моя мечта сбылась. И это делает нас счастливыми. N.
Здравствуйте еще раз, N.!
От старых комплексов воистину трудно избавляться и не всегда до конца возможно. Можно, конечно, снова и снова внушать себе, что все в порядке, в какой-то мере это может помочь (да и то далеко не сразу).
Вопрос — насколько эти чувства реально мешают жить. Главное — не давать им негативно воздействовать на наше поведение. Например, человек, страдающий от комплекса неполноценности, может быть склонен к самоутверждению за счет других. А человек, испытывающий чувство физической или материальной незащищенности, может слишком грубо пробивать себе путь в жизни или, добившись определенной самодостаточности, слишком сильно подчеркивать ее и отвергать любую помощь от других. Вы упоминали, что, по Вашему ощущению, некоторые окружающие неадекватно реагируют на Ваш успех и самодостаточность. Это может быть завистью, но стоит также проверить, не произошло ли какого-то недопонимания по поводу Вашей демонстрации самодостаточности: Вы думали, что показываете ее в меру, а они подумали, что слишком. Такое недопонимание может произойти с любым человеком, у меня было нечто подобное, правда, в другой области. О том, произошло ли такое и с Вами, я, разумеется, никак не могу судить. В любом случае, достойно похвалы Ваше самоосознание, ведь многие люди с реальными комплексами и не подозревают о них.
Это — что касается негативного воздействия чувств на наши действия. Но что касается самих чувств — не уверен, что надо полностью от них избавляться и стирать память о прошлом.
Ведь, обратите внимание, Золушка — одна из вечных тем, которая волнует весь мир, причем обычно в этой истории видят скорее романтику. Пресловутая «американская мечта» — это, по сути, тоже «романтика Золушки»: человек без денег и связей добился успеха (в американском контексте — собственным трудом). Можно сказать, что аналогичной была и «советская мечта» — «кто был ничем, тот станет всем», «любая кухарка сможет управлять государством». (Только в советском контексте — благодаря великой партии Ленина, который «на труд и на подвиги нас вдохновил»).
А где источник этой романтики? В Торе, конечно. В истории нашего народа. «Рабами были мы в Египте». «Сначала предки наши были идолопоклонниками». Именно так велит нам Агада пересказывать ежегодно историю Исхода из Египта. Не просто осознавать, что сейчас мы свободный народ и служители Б-га, а непременно помнить, что изначально были рабами и идолопоклонниками, а Б-г нас освободил и приблизил к себе.
Почему? Во-первых, только так можно оценить благо. Опять же, идея, принятая во всем мире, — «от страдания к радости». Если изначально нет страдания, то нет и радости, ибо благо воспринимается как обыденность. Агада продолжает: «В каждом поколении должен человек чувствовать, как будто он сам вышел из Египта». То есть заново пережить весь процесс: ощутить, что ты раб, бесправный, беззащитный, угнетенный, а затем — что Б-г тебя выводит из рабства и ты обретаешь свободу и защищенность (благодаря сочетанию собственного труда и Его «облаков славы», и посланного с Небес мана). И заново осознаешь, насколько они ценны.
А во-вторых, только так можно понять других людей, которые еще не избавились от страданий, сочувствовать и помогать им. Тора много раз повторяет: «И помни, что рабом/чужаком ты был в Египте» — поэтому не обижай собственных слуг и чужаков, не злоупотребляй их незащищенностью, сам защищай их. Ты был в их положении и должен понимать, что они ощущают.
Так что в своем истоке «Золушка» — это не сказка, а подлинная история нашего народа. Причем изначально еврейский народ был основан святыми и благородными праотцами, которые были в почете у царей окружающих их народов, с ними стремились породниться. Так что мы изначально были аристократами и, по идее, могли бы без всякого рабства оставаться и осваиваться в Земле Израиля. Но Б-г постановил, что мы непременно должны пройти через рабство и изгнание в Египте, и только потом выйти оттуда, обрести свободу и Землю. То есть нам предстояло не быть просто наследными аристократами, а именно стать «Золушкой» и пройти ее путь. И потом не пытаться стереть память об этом ужасном рабстве, как о дурном сне, а постоянно об этом помнить — по указанным причинам. Похоже, что именно такой путь вернее всего приводит к идеалу.
Так что в следующий раз, когда вновь вспомните о прошлом и ощутите себя беззащитной, постарайтесь продолжить процесс — вспомните, как Б-г помог Вам выйти из той ситуации и как с Его помощью Вы сумели добиться сегодняшнего состояния. И цените нынешнее положение — что Вы, собственно, уже и делаете, строя семью с учетом уроков, извлеченных из своего опыта. Ведь именно из-за страданий в прошлом Вы радуетесь настоящему.
А также, если будет возможность, сочувствуйте и помогайте тем, кто и сейчас не защищен, Вам это чувство дано для того, чтобы понимать их.
Таким образом, надо не столько избавляться от прошлых ощущений, даже неприятных, сколько их контролировать: не давать им отравлять жизнь и негативно воздействовать на поведение, а направлять в благое русло, используя как средство для служения Б-гу.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его