Темы: Песах, Пасхальный седер, Пасхальная Агада
Уборка дома перед Песахом и краткие законы Седера
Аудиоцикл: Законы подготовки к Песаху и проведения Пасхального Седера
Смотрите: Фильм с примером проведения Пасхального Седера (снято в будний день)
Кадеш (чтение праздничного Кидуша — освящение праздника)
Урхац (омовение рук без благословения)
Карпас (едят зелень или овощи, предварительно обмакивая в соленую воду)
Яхац (преломление средней мацы)
Магид (рассказ об Исходе из Египта)
Рахца (омовение рук перед трапезой с благословением)
Моци (благословение Амоци)
Маца (едят мацу для исполнения заповеди)
Марор (едят марор для исполнения заповеди)
Корех (едят мацу с тертым марором)
Шульхан Орех (праздничная трапеза)
Цафун (достают и едят спрятанный до этого афикоман)
Барех (благословение после трапезы)
Аллель (читают псалмы, прославляющие Творца)
Нирца (да будет желанен Б-гу наш Седер)
Седер обычно проводит глава cемьи. Седер проводится в ночь на 15 нисана (а за пределами Израиля Седер проводят дважды, в ночь на 15 и в ночь на 16 Нисана). Заранее готовятся следующие принадлежности вечерней трапезы:
Маца. Кроме мацы, приготовленной для трапезы, перед Главой Седера ставят три целых листа мацы, которые перекладывают салфетками. Для этого необходима маца как можно более высокого качества.
Вино (или виноградный сок) — в количестве не меньше четырех бокалов для каждого.
На особом блюде в порядке, указанном на иллюстрации ниже, раскладывают:
а) «зроа» — пропеченный кусок мяса с косточкой
б) «бейца» — крутое яйцо
в) «марор» — горькую зелень (например, хрен, кресс-салат)
г) «харосет» — смесь из тертых яблок, орехов, корицы и вина
д) «карпас» — обычно вареный картофель или морковь
е) «хазерет» — тертый марор.
Подробнее о принадлежностях вечерней Пасхальной трапезы и порядке Седера.
Глубинный смысл принадлежностей Седера.
В Шаббат Кидуш начинают отсюда:
Шепотом: И был вечер, и было утро,
Продолжают громко: День шестой. И закончены были Небеса и Земля и все Воинство их. И окончил Б-г в Седьмой День работу Его, которую Он делал, и отдыхал в Седьмой День от всей работы его, которую делал. И благословил Б-г Седьмой День и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы его, которую делал Б-г, созидая.
В другие дни Кидуш начинают отсюда (в Шаббат вставляют приведенные в скобках слова):
Глава Седера поднимает бокал с вином:
Внимайте, господа, наставники и учителя мои!
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворившей плод виноградной лозы.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, избравший нас из всех народов и возвысивший нас над всеми языками и освятивший нас Своими заповедями. По любви своей Ты даровал нам, Г-сподь, Б-г наш, (Субботы для покоя и) праздники для веселия, торжественные дни и времена — на радость нам, (настоящую субботу и) день этого праздника опресноков, время нашего освобождения. Это (по любви Твоей) — священное торжество в память об исходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и нас освятил из всех народов и дал нам (Субботу и) священные праздники с любовью и благоволением, для радости и веселия. Благословен Ты, Г-сподь, освятивший (Субботу и) Израиль и праздники.
В моцей Шаббат перед Шеэхияну говорят благословение на огонь (Боре меорей аэш) и Авдалу.
В первые два пасхальных вечера произносят благословение Шеэхияну:
Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, который дал нам дожить, просуществовать и достичь этого времени.
Каждый должен опорожнить свой бокал, облокотившись на левую руку (или выпить из него как минимум больше половины).
Все присутствующие омывают руки перед тем, как есть окунутые в соленую воду вареные овощи. Главе Седера омывает руки один из присутствующих. При этом не произносится благословение «Аль нетилат ядаим».
Глава Седера, а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса, съедают его, предварительно благословив:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли.
Благословляя надо иметь в виду, что это благословение выводит также и марор, который будет съеден позже.
Глава семьи преломляет среднюю из трех лежащих перед ним мацот, большую часть откладывает в сторону и прячет (это афикоман), меньшую часть помещает между двумя целыми мацот.
Начинается чтение Агады — сказания об Исходе из Египта (рассказ об Исходе является повелительной заповедью из Торы). Глава Седера приподымает блюдо с мацой и торжественно провозглашает:
Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году — здесь, в будущем году — на земле Израиля. В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди.
Закрывают мацу салфеткой и наливают вторые бокалы вина.
Самый младший из участников Седера спрашивает:
Почему отличается эта ночь от всех других ночей? Ведь во все ночи мы едим и хамец и мацу, а в эту ночь — только мацу.
Ведь во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — лишь горькую (марор).
Ведь во все ночи мы вообще не обмакиваем пищу в соленую воду, а в эту ночь — дважды.
Ведь во все ночи мы ужинаем сидя или возлежа, а в эту ночь — только возлежа.
Открывают мацу и участники Седера отвечают:
Рабами мы были у фараона в Египте, и Г-сподь, Б-г наш, вывел нас оттуда рукою крепкой и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте. И хотя все мы мудры, все мы разумны, все мы в почтенном возрасте, все мы знатоки Торы, на нас лежит обязанность рассказывать об Исходе из Египта. И кто больше расскажет, тому хвала.
Вот что случилось однажды с рабби Элазаром и рабби Йеошуа и рабби Элазаром бен Азарья, и рабби Акивой и рабби Тарфоном. Восседая (на Седере) в Бней-Браке, они рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали им: учителя наши, настало время утренней молитвы «Шма».
Рабби Элазар бен Азарья, заметил: мне уже почти семьдесят лет, но я не сподобился объяснить смысл того, что об Исходе из Египта рассказывают по ночам, пока Бен-Зома не растолковал этого. Ведь сказано: «дабы помнил ты день Исхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей». «Дни жизни твоей» — это только дни, «все дни жизни твоей» — также и ночи. Мудрецы толкуют иначе: «Дни жизни твоей» — в мире сущем, «все дни жизни твоей» — и после прихода Машиаха.
Благословен Вездесущий.
Благословен Он.
Благословен, давший учение (Тору) народу Своему.
Благословен Он.
О четырех сыновьях (соответствующих этим благословениям) толкует Тора: о мудром, нечестивом, несмышленом и неспособном задавать вопросы.
«Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?». Объясни ему все пасхальные предписания вплоть до законов конца Седера: что после «афикомана» ничего более не едят.
«Что это за служба у вас?». «У вас», а не у него! Исключая себя из общины Израиля, он отвергает основы веры. Притупи ему зубы (дай ему резкий отпор) и растолкуй: «Это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». «Для меня», но не для него. Будь он там — не был бы вызволен.
«Что это?». Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов».
«И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта».
Можно было подумать, что рассказ об Исходе следует начинать в начале месяца нисана. Но в Торе разъяснено: «В тот день». Если «в тот день», то не в течение дня ли? Но ведь там добавлено «ради того», то есть, когда перед тобою лежат маца и горькая зелень (в пасхальную ночь).
Сначала предки наши были идолопоклонниками, а теперь Всевышний приблизил нас к служению Себе, ибо сказано в книге Иегошуа: «И молвил Иегошуа всему народу: Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам.
Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки той и водил его по всей земле Ханаанской, и умножил потомство его, и дал ему Ицхака. Ицхаку Я дал Яакова и Эйсава. И Я отдал в наследие Эйсаву гору Сеир, Яаков же и сыны его спустились в Египет».
Благословен хранящий Свое обетование Израилю, благословен Он. Всесвятой высчитал, когда придет конец (рабству), как Он и предрек Аврааму, отцу нашему, в завете между рассеченными жертвенными животными, ибо сказано: «И сказал он Аврааму: знай, пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, который их поработил, свершу Я суд, а потом они выйдут с большим достоянием».
Закрывают мацу, поднимают бокалы и продолжают:
Оно (это древнее обетование) и крепило отцов наших и нас, ибо не один только (фараон) хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить, но Святой, благословен Он, спасает нас от руки их.
Опускают бокалы на стол, открывают мацу и продолжают:
Иди и выучи, что хотел сделать Лаван-арамеец Яакову, отцу нашему. Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить все, ибо сказано: «Арамеянин — губитель отца моего. И спустился (Яаков) в Египет, и проживал там, как пришелец, с малым семейством, и стал там народом великим, сильным и многочисленным».
И спустился он в Египет принужденный Б-жьим словом; слова «и проживал там» указывают, что Яков, отец наш, не отправился в Египет, дабы укорениться там, а только пожить, ибо сказано: «И молвили они фараону — “Мы пришли пожить в этой стране, так как нет пастбища для мелкого скота рабов твоих, ибо тяжел голод в земле Ханаанской. А теперь да поселятся рабы твои в земле Гошен”».
С горсткой людей ибо сказано: «Числом в семьдесят душ сошли отцы твои в Египет, а ныне Г-сподь, Б-г твой, сделал их, как звезды небесные по многочисленности». «И стал там народом..». Видно, что израильтяне были там отличены (стали нацией).
Большим и сильным.., ибо сказано: «И сыны Израиля расплодились, и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими Земля та». «…И многочисленным», ибо сказано: «Быстрый рост, как полевому растению, Я даровал тебе. И ты множилась, росла и явилась в драгоценных украшениях; груди твои пополнели, волосы отросли, но ты была нага и непокрыта».
«И худо поступили с нами египтяне, и изнуряли нас, и возлагали на нас работу тяжкую». «И худо поступили с нами египтяне..»., как сказано: «Давай перехитрим его, чтобы он не умножался, иначе, когда вспыхнет война, присоединится он к нашим врагам и будет воевать против нас и выйдет из этой страны». «И изнуряли нас..»., как сказано: «И поставили над ним податных начальников, чтобы изнурять его тяжкими работами. И он построил фараону города запасов, Питом и Рамсес». «И возлагали на нас работу тяжкую», как сказано: «И поработили египтяне сынов Израиля каторжными работами».
«И возопили мы к Г-споду Б-гу отцов наших, и Г-сподь услышал голос наш, и увидел бедствие наше, и страдания наши, и угнетение наше». «И возопили мы к Г-споду Б-гу отцов наших», как сказано: «И было спустя долгое время: умер царь египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопили; и вопль их от работы поднялся к Б-гу».
«И Г-сподь услышал голос наш», как сказано: «И услышал Б-г стенания их, и вспомнил Б-г завет Свой с Авраамом, Ицхаком и с Яаковом».
И увидел бедствие наше… — это отлучение от жен, как сказано: «И увидел Б-г сынов Израиля, и принял Б-г во внимание».
И страдания наши — это относительно сыновей, как сказано:
«Всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». «И угнетение наше» — это сильный гнет, как сказано: «И увидел я сильный гнет, коим египтяне угнетают их».
«И вывел нас Г-сподь из Египта рукою крепкою и мышцей простертою, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами». «И вывел нас Г-сподь из Египта…» — не посредством ангела, не посредством серафима и не через посланца, а сам Пресвятой, благословен Он, лично, ибо сказано: «Я пройду по земле Египетской в ту ночь и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египтян совершу суды; Я Г-сподь».
Я пройду по земле Египетской в ту ночь… — Я, а не ангел; «и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота…» — Я, а не серафим; «и над всеми богами египтян совершу суды…» — Я, а не посланец; «Я Г-сподь…» — это Я, а не другой.
Рукою крепкою… — это мор, ибо сказано: «Вот рука Г-сподня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, мор весьма тяжкий».
И мышцей простертою — т. е. мечом, как сказано: «…и обнаженный меч в руке его, простертой над Иерусалимом..». «…И ужасом великим…» — явное Б-жественное присутствие, как сказано: «Разве было еще когда-то, чтобы явилось божество взять себе народ из Среды народов испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою и ужасами великими, как все, что сделал для вас Г-сподь ваш в Египте перед твоими глазами».
И знамениями — это жезлом, как сказано: «Жезл сей возьми в руку свою, чтобы им творить знамения». «И чудесами» — это кровью, как сказано: «И дам я чудеса на небе и на земле: кровь и огонь, и столбы дыма».
Произнося слова: «Кровь, и огонь, и столбы дыма», все присутствующие отливают по капле из своих бокалов.
Другое толкование: «…рукою крепкою…» — две казни (по количеству слов); «мышцею простертою…» — две казни; «ужасом великим» — две казни; «знамениями» — две казни; «чудесами» — две казни.
Вот они те десять казней, которые Всесвятой, благословен Он навел, на египтян в Египте:
Выплескивают десять капель вина в одну чашу во время произношения десяти казней.
Кровь (Дам)
Жабы (Цфардеа)
Вши (Киним)
Дикие звери (Аров)
Мор (Девер)
Нарывы (Шхин)
Град (Барад)
Саранча (Арбе)
Мрак (Хошех)
Поражение первенцев (Макат бхорот)
Произнося аббревиатуры, трижды отливают по чуть-чуть из бокалов.
Рабби Иегуда обозначил их аббревиатурой: децах, адаш, беахав.
Рабби Иоси Аглили сказал:
— Откуда следует, что в Египте египтяне были поражены десятью казнями, а на море они были поражены пятьюдесятью казнями? О Египте говорится: «И сказали чародеи фараону: “Это перст Божий”, а о море сказано: “И увидел Израиль руку великую, которую показал Г-сподь в Египте, и убоялся народ Г-спода, и поверил Г-споду и Его рабу Моисею”».
Отсюда заключаем, что в Египте их постигли десять казней, а на море — пятьдесят.
Рабби Элиэзер сказал:
— Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из четырех напастей?
Сказано: «Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие злых посланцев». «Ярость» — одна, «негодование» — два, «бедствие» — три, «нашествие злых посланцев» — четыре. Отсюда заключаем: в Египте их постигло сорок казней, а на море их постигло двести казней.
Рабби Акива сказал:
— Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из пяти напастей? Сказано: «Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, и нашествие злых посланцев». «Пыл гнева своего» — один, «ярость» — два, «негодование» — три, «бедствие» — четыре, «нашествие злых посланцев» — пять. Отсюда заключаем: в Египте их постигло пятьдесят казней, а на море — двести пятьдесят.
Если бы Он вывел нас из Египта, но не судил бы их (египтян),
нам было бы достаточно.
Если бы Он совершил над ними суды, но не над их богами, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он судил их богов, но не умертвил их первенцев, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он умертвил их первенцев, но не передал бы нам их достояния, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он передал нам их достояние, но не рассек перед нами море, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он рассек перед нами море, но не провел бы нас по нему, как по суше, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он провел нас среди него, как по суше, но не пустил бы ко дну наших врагов, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он пустил ко дну наших врагов, но не удовлетворял наших нужд в пустыне сорок лет, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, но не питал бы нас манной небесной, —
нам было бы достаточно
Если бы он питал нас манной небесной, но не дал бы нам Субботы, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он дал нам Субботу, но не приблизил бы нас к горе Синай, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в страну Израиля, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он ввел нас в страну Израиля, но не соорудил бы для нас богоизбранного Храма, —
нам было бы достаточно.
Как же неизмеримо велика должна быть наша благодарность за Его бесконечные благодеяния, оказанные нам! За то, что Он вывел нас из Египта, и совершил суды над египтянами и их богами, и умертвил их первенцев, и отдал нам их достояние, и рассек для нас море, и провел нас по нему, как по суше, и пустил ко дну наших врагов, и удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, и питал нас манной небесной, и дал нам Субботу, и приблизил нас к горе Синай, и дал нам Тору, и ввел нас в страну Израиля, и соорудил для нас богоизбранный Храм для отпущения всех грехов наших.
До сих пор читают в Великую Субботу.
Рабан Гамлиэль, бывало, говорил:
— Еврей не выполнил заповедь рассказа об Исходе, если в пасхальный вечер не упомянул следующих трех вещей:
пасхальный агнец (Песах), опресноки (Маца) и горькая зелень (Марор).
В память о чем во времена Храма, предки наши вкушали пасхальную жертву? В память о том, что Пресвятой, благословен Он, миновал дома наших предков в Египте, как сказано: «И провозгласите: эта жертва пасхальная Г-споду, который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян, а наши дома спас. И поклонился народ, и пал ниц».
Приподнимают среднюю, преломленную мацу:
Почему мы вкушаем мацу? Потому что не успело закваситься тесто наших предков, когда явился пред нами Царь царей. Пресвятой, благословен Он, и вызволил их, как сказано: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепешки опресноки, ибо оно еще не заквасилось, так как были изгнаны из Египта и не могли медлить, и даже припасов не приготовили себе».
Приподнимают марор:
Почему мы вкушаем марор? Потому что египтяне сделали горькой жизнь предков наших в Египте. Как сказано: «И сделали горькой их жизнь трудом тяжким над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле, всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью».
В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта». Не только наших предков вызволил Всесвятой, благословен он, — и нас также вызволил вместе с ними, как сказано: «И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и дать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам».
Прикрывают мацу, подымают бокалы и торжественно провозглашают:
Потому мы обязаны благодарить, прославлять, восхвалять, славословить, превозносить, чтить, благословлять, величать и возвеличивать Того, кто сотворил для предков наших и для нас все эти чудеса: вывел нас из рабства на свободу, из скорби — к радости, из траура — к празднику, из тьмы к великому свету, из порабощения — к вызволению, и да провозгласим перед ним новую песню. Воздайте хвалу Г-споду!
Ставят бокалы на стол
Воздайте хвалу Г-споду! Хвалите, рабы Г-сподни, хвалите имя Г-сподне! Да будет имя Г-сподне благословенно отныне и вовеки. От восхода солнца и до его заката благословенно имя Г-сподне. Возвышен Г-сподь над всеми народами, над небесами слава Его. Кто, как Г-сподь Б-г наш, восседающий высоко, взирающий вниз на небеса и на Землю? Из праха подымает Он бедняка, из отбросов возвышает нищего, чтобы посадить его со знатными людьми, со знатными людьми народа Своего. Он превращает бесплодную, пребывающую дома, в радующуюся мать детей. Воздайте хвалу Г-споду!
Когда Израиль вышел из Египта, дом Яакова — из народа иноплеменного, Иегуда стал Его святыней, Израиль — царством Его. Море увидело и убежало, Иордан обратился вспять. Горы скакали, как бараны, долины — как ягнята. Что с тобой, море, что бежишь, Иордан, почему обратился вспять? Горы, чего скачете, как бараны, холмы — как ягнята? Перед Г-сподом трепещи земля, перед Б-гом Яакова, Который превращает скалу в водоем, кремень — в источник вод.
Закрывают салфеткой мацу и, подняв бокал, произносят:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, который вызволил нас и наших предков из Египта и довел нас до сей ночи, чтобы вкушать мацу и горькую зелень. Так доведет нас Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших и до других праздников и торжественных дней, грядущих нам навстречу с миром. Будем радоваться строительству града Твоего, веселиться на храмовой службе. Там будем вкушать от закланий и пасхальных жертв, чья кровь коснется Тебе в угоду стены жертвенника. И возблагодарим Тебя новой песней за свое избавление и искупление душ наших. Благословен Ты, Г-сподь, вызволивший Израиль.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы
Пьют второй бокал, опираясь на левую руку.
Участники Седера совершают омовение рук (нетилат ядаим), произнося при этом благословение:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам совершать омовение рук.
Глава Седера поднимает три особые мацот, лежавшие перед ним во время Седера, и благословляет:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, извлекающий хлеб из земли.
Глава Седера оставляет нижнюю мацу, и держа в руках верхнюю и среднюю (преломленную), благословляет:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать мацу.
Необходимо иметь в виду, что это благословение выводит также и мацу с марором (КОРЕХ) и Афикоман (ЦАФУН) в конце трапезы.
Отламывает себе и участникам Седера по кусочку (минимальным объемом — кезайт — примерно со спичечный коробок (около 28см3) от нижнего и верхнего листа мацы (то есть всего — два кезайта). Если участников Седера много и двух листов на всех не хватает, то можно дать каждому по маленькому кусочку от этих двух мацот, а необходимое для выполнения заповеди количество мацы дополнить из остальной лежащей на столе мацы. Эту мацу необходимо съесть, возлежа на левую сторону, как можно быстрее.
Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом — кезайт), обмакнув его в харосет и произнеся предварительно благословение:
Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.
От нижней мацы глава семьи раздает всем участникам Седера по два кусочка, между которыми кладут горсточку тертого хрена (всего кезайт мацы и кезайт марора). Перед едой произносят:
В память Храма и по обычаю Гилеля. Так, бывало, делал Гилель, когда Храм существовал: он складывал (мясо Пасхальной жертвы) мацу и горькую зелень и съедал их вместе, дабы выполнить сказанное в Торе: «с мацой и горькой зеленью вкушайте его».
Праздничная трапеза традиционно начинается со вкушения вареного яйца, в некоторых общинах принято обмакивать его в соленую воду. Стараются не есть сверх меры, чтобы с аппетитом съесть кусок афикомана в конце трапезы. Трапеза должна быть завершена до астрономической полуночи, так как во время Храма до этого времени должна была быть съедена пасхальная жертва.
Принято, чтобы после разламывания средней мацы отложенный больший кусок мацы — афикоман — символически прятался детьми от Главы Седера. За возвращение афикомана, дети получают вознаграждение в виде сладостей, игрушек и т. п. «Афикоман» съедается (в количестве двух кезайтов, дополнить до нужного количества можно из другой мацы) без произнесения дополнительного благословения. После съедения афикомана есть и пить вино в этот вечер запрещено (разрешено пить воду и прохладительные напитки).
Наливают третий бокал вина, омывают кончики пальцев (маим ахроним).
Песнь восхождений. Когда возвратит Г-сподь пленников Сиона, мы будем как во сне. Тогда наполнится смехом наш рот, а язык наш — пением. Тогда скажут среди народов: «Великое Г-сподь совершил с ними». Великое Г-сподь совершил с нами, нам было радостно. Возврати, Г-сподь, наших пленников, как воды в русла на юге. Сеющие со слезами с ликованием пожинать будут. Идет, идет и плачет несущий кошель с семенами, придет с ликованием несущий свои снопы.
Если в трапезе участвовало более трех евреев-мужчин, читают «зимун»:
Совершающий благословение начинает:
Г-спода, будем благословлять.
(Рабойсай, неворейх!)
Присутствующие отвечают:
Да будет Имя Г-спода благословляемо отныне и вовеки.
(Йеи Шейм Адойной мевойрох мейато веад ойлом!)
Совершающий благословение продолжает:
Да будет Имя Г-спода благословляемо отныне и вовеки. С дозволения учителей и господ.
(Йеи Шейм Адойной мевойрох мейато веад ойлом! Биршус Моронон верабонон верабойсай.)
Если за столом сидят десять человек или более, прибавляют слова в скобках.
Благословим (нашего Бога), из принадлежащего Ему мы ели.
(Неворейх (Элойэйну) шеохальну мишелой.)
Присутствующие, а затем и совершающий благословение, отвечают:
Благословен (наш Бог), из Ему принадлежащего мы ели и по Его доброте мы живем.
(Борух (Элойэйну) шеохальну мишелой увтувой хоину.)
Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Царь вселенной, Который питает весь мир по доброте Своей с благосклонностью, милостью и милосердием. Он дает пищу всякой плоти, ибо навеки милость Его. И по великой доброте Его к нам мы никогда не знали недостатка, и да не будем мы знать недостатка в пище во веки веков ради Имени Его великого. Ибо Он доставляет пропитание и средства к существованию всем, и благотворит всем, приготовляет пищу всем творениям Своим, которых Он сотворил. Как сказано: Ты раскрываешь ладонь Свою и питаешь всё живое. Благословен Ты, Г-сподь, Который питает всех.
Присутствующие отвечают: Амен!
Благодарим Тебя, Г-сподь, Бог наш, за то, что Ты дал в наследие нашим отцам землю прекрасную, добрую просторную и за то, что Ты вывел нас, Г-сподь, Бог наш, из земли Египетской и освободил нас из дома рабства, за Твой завет, запечатленный Тобою на нашей плоти, и за Твою Тору, которой Ты нас учил; и за Твои уставы, которые Ты нам возвестил; и за жизнь, благосклонность, милость, которыми Ты нас наделил, и за вкушение пищи, которой Ты нас питаешь и даешь средства к существованию всегда, во всякий день, во всякое время и во всякий час.
И за все, Г-сподь, Бог наш, мы благодарим Тебя и благословляем Тебя. Да будет благословляемо Имя Твое устами всего живого всегда, во веки веков. Как написано: «И будешь есть и насыщаться, благословлять Г-спода, Бога твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе». Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за пищу.
Присутствующие отвечают: Амен!
Смилостивься, Г-сподь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, над Сионом, обиталищем славы Твоей, и над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над Домом великим святым, над которым возглашено Имя Твое. Бог наш, Отец наш, паси нас, питай нас, поддерживай нас и доставляй нам средства к существованию, дай нам довольство и облегчение, Г-сподь, Бог наш, вскоре, от всех наших бед. И не дай нам нуждаться, Г-сподь, Бог наш, ни в подаянии смертного, ни в их одолжениях, но только в Твоей руке, полной, открытой, святой и широкой, чтобы мы не были пристыжены и посрамлены во веки веков.
Бог наш и Бог отцов наших! Пусть пред Тобою вознесется, и придет, и достигнет, и будет видима и желанна, и услышана, и отмечена, и незабвенна память о нас и память об отцах наших, и память о Машиахе, сыне Давида, раба Твоего, и память об Иерусалиме, святом городе Твоем, и память о всем Твоем народе, доме Израиля, для спасения и блага, для благосклонности, милости и милосердия, и для доброй жизни и мира, в этот день праздника мацы. Помяни нас, Г-сподь Бог наш, в этот день к добру и отметь нас в этот день для благословения, и спаси нас в этот день для жизни. Словом спасения и милосердия пощади и помилуй нас, сжалься над нами, и спаси нас, ибо к Тебе устремлены глаза наши, ибо Ты, Бог, — Царь милостивый и милосердный.
И возведи Иерусалим, святой город, вскоре, в наши дни. Благословен Ты, Г-сподь, по милосердию Своему возводящий Иерусалим. Амен!
Присутствующие отвечают: Амен!
Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Царь вселенной, Бог, Отец наш, Царь наш, Могучий наш, Творец наш, Избавитель наш, Создатель наш, Святой наш, Святой Яакова, пастырь наш, пастырь Израиля, Царь предобрый творящий добро всем во всякий день. Он благотворил, Он благотворит, Он будет благотворить нам. Он воздавал нам, Он воздает нам, Он будет воздавать нам вовеки благосклонностью, милостью и милосердием, и облегчением, спасением, и успехом, благословением, и спасением, утешением, пропитанием и обеспечением, и милосердием, и жизнью, и миром, и всяким благом, и всякого блага да не лишит Он нас.
Присутствующие отвечают: Амен!
Милосердный, да будет царствовать Он над нами во веки веков. Милосердный, да будет Он благословляем на небесах и на земле. Милосердный, да будет Он восхваляем из поколения в поколениеи прославляем среди нас во веки вечные, и возвеличивается среди нас навсегда и на вечные времена. Милосердный, пусть же даст Он нам средства к существованию с честью. Милосердный, да разобьет Он наше ярмо с нашей шеи и да поведет Он нас с поднятой головой на нашу землю. Милосердный, да пошлет Он щедрое благословение в этот дом и на этот стол, за которым мы ели. Милосердный, да пошлет Он нам пророка Элиягу, да будет он помянут к добру, и он принесет нам добрые вести, спасения и утешения.
Хозяева дома читают:
Милосердный, да благословит Он меня (и мою жену/мужа), и мое потомство, и все мне принадлежащее.
Остальные присутствующие читают:
Милосердный, да благословит Он (моего отца и наставника), хозяина этого дома, и (мою мать и мою наставницу), хозяйку этого дома, их и их дом, и их потомство, и все им принадлежащее,
и нас, и все нам принадлежащее. Как были благословлены наши отцы, Авраам, Ицхак и Яаков, — «во всем», «от всего», «все», — так да благословит Он нас всех вместе полным благословением. И скажем: Амен.
В высотах пусть возгласят заслугу им и нам, чтобы она была для сохранения мира. И мы примем благословение от Г-спода и благодеяние от Бога спасения нашего, и обретем благосклонность и доброе разумение в глазах Бога и человека.
В субботу произносят:
Он, милосердный, даст нам в наследие бесконечный день, исполненный покоя и отдохновения, чтобы мы жили вечно
.
Он, милосердный, даст нам в наследие день, который весь будет преисполнен блаженства.
Милосердный, да удостоит Он нас достичь дней Машиаха и жизни мира грядущего. Он башня спасения царя Своего и являет милость помазаннику Своему, Давиду, и его потомству вовеки. Созидающий мир в высотах Своих, да сотворит Он мир для нас и для всего Израиля. И скажите: Амен.
Бойтесь Г-спода, святые Его, ибо нет ни в чем нужды у боящихся Его. Молодые львы оскудели и голодны, а ищущие Г-спода не знают недостатка ни в каком благе. Возблагодарите Г-спода, ибо Он предобр, ибо навеки милость Его. Открывает руку Свою и насыщает все живое благоволением. Благословен муж, полагающийся на Г-спода, и для него Г-сподь будет защитою верною. «Я был отроком и состарился, но не видел праведника покинутым, а его потомство ищущим хлеба». Г-сподь даст силу народу Своему, Г-сподь благословит Свой народ миром.
Возлежа на левую руку, выпивают третий бокал вина, предварительно благословив:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворившей плод виноградной лозы.
Наливают четвертый бокал вина и бокал пророка Элияу, открывают входную дверь и произносят следующий отрывок (в некоторых общинах принято произносить его стоя, держа в руках бокал с вином)
Излей ярость Твою на народы, не знающие тебя, и на царства, к имени твоему не взывающие. Пожрали они Яакова и жилище его разорили. Излей на них ярость Твою и огонь гнева Твоего пусть охватит их. Преследуй их в негодовании и истреби из под Небес Г-сподних.
Закрывают входную дверь
Не нам, Г-споди, не нам, но имени Твоему дай славу — ради милости Твоей, ради верности Твоей. Для чего говорить народам: «Где же Бог их?» А Бог наш — на небесах. Все, что хочет, делает Он. Идолы их — серебро и золото, дело рук человеческих: рот у них — а не говорят, глаза у них — а не видят, уши у них — а не слышат, нос у них — а не обоняют, руки у них — а не осязают, ноги у них — а не ходят, не издают звука горлом своим. Пусть подобны им будут делающие их, всякий полагающийся на них. Израиль, полагайся на Г-спода! Он помощь их и щит их. Дом Аарона, полагайся на Г-спода! Он помощь их и щит их. Боящиеся Г-спода, полагайтесь на Г-спода! Он помощь их и щит их.
Г-сподь, помнящий нас, да благословит. Да благословит Он дом Израиля, да благословит Он дом Аарона, да благословит Он боящихся Г-спода, от мала до велика. Да прибавит Г-сподь благословение вам, вам и сынам вашим. Благословенны вы у Г-спода, Создателя неба и земли. Небеса — небеса Г-спода, а землю отдал Он сынам человеческим. Не умершие воздадут хвалу Г-споду и не все, сходящие в могилу. Но мы благословлять будем Г-спода отныне и вовеки. Воздайте хвалу Г-споду!
Любо мне будет, когда услышит Г-сподь мой голос, мои мольбы, если Он приклонит ухо Свое ко мне во дни, когда воззову. Охватили меня узы смерти и страдания гробовые постигли меня, беду и скорбь нахожу. К Имени Г-спода я воззову: Г-сподь, вызволи душу мою! Милостив Г-сподь и справедлив, милосерден Бог наш. Хранит простодушных Г-сподь. Обеднел я, и Он спас меня. Возвратись, душа моя, к покою твоему, ибо Г-сподь воздал тебе добром. Ибо Ты спас мою душу от смерти, око мое — от слез, мою ногу — от преткновения. Буду ходить пред Г-сподом в стране живых. Я верил, даже когда говорил: «Я очень сокрушен», даже когда сказал поспешно: «Все люди вероломны».
Чем отвечу Г-споду за все благодеяния, оказанные мне? Чашу спасений подниму и Имя Г-спода призову. Обеты мои Г-споду исполню пред всем народом Его. Тяжка в глазах Г-спода смерть праведников Его. О Г-сподь, ведь я раб Твой, я Твой раб, сын рабыни Твоей, Ты развязал путы мои. Тебе принесу я жертву благодарения и Имя Г-спода возглашу. Обеты мои Г-споду исполню пред всем народом Его, во дворах Дома Г-споднего, посреди Иерусалима. Воздайте хвалу Г-споду!
Воздайте хвалу Г-споду, все народы, восхвалите Его, все племена, ибо могуча милость Его к нам, и истина Г-сподня вовеки. Воздайте хвалу Г-споду!
Глава Седера громко произносит следующие стихи по очереди, а участники Седера после каждого повторяют первый стих.
Воздайте благодарение Г-споду, ибо благ Он, ибо навеки пребудет милость его.
Пусть скажет Израиль: ибо навеки милость его.
Пусть возгласит дом Аарона: ибо навеки милость его.
Пусть возгласят боящиеся Г-спода: ибо навеки милость его.
Из теснин воззвал я к Превечному, простором мне ответил Превечный. Г-сподь со мной, я не устрашусь, что сделает мне человек? Г-сподь со мною среди мне помогающих, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Г-спода, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Г-спода, чем полагаться на знатных. Все племена окружили меня, Именем Г-спода сокрушу я их. Обступили меня, окружили, Именем Г-спода я их сокрушу. Со всех сторон меня облепили, как пчелы, но сгинут, как гаснет огонь в шипах, Именем Г-спода сокрушу я их. Не раз толкали меня, чтобы я упал, но Г-сподь помогал мне. Сила и слава Г-спода были мне спасением. Глас ликования и спасения в шатрах у праведных: Десница Г-спода являет силу, десница Г-спода вознесена, десница Г-спода являет силу. Не умру, а буду жить и повествовать о делах Превечного. Наказывал, наказывал меня Г-сподь, но смерти меня не предал. Отворите мне врата справедливости, войду в них, воздам благодарение Превечному. Это врата Г-спода, праведники войдут в них. Возблагодарю Тебя, ибо Ты ответил мне и был мне спасением. Возблагодарю Тебя, ибо Ты ответил мне и был мне спасением. Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным. Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным. От Г-спода было это, дивно оно в наших глазах. От Г-спода было это, дивно оно в наших глазах. Этот день сотворил Г-сподь, будем же ликовать и радоваться в этот день. Этот день сотворил Г-сподь, будем же ликовать и радоваться в этот день.
Громко, глава Седера, а за ним и остальные участники Седера:
О, Г-сподь, спаси.
О, Г-сподь, спаси.
О, Г-сподь, пошли успех.
О, Г-сподь, пошли успех.
Благословен пришедший Именем Г-спода; благословляем вас из Дома Г-споднего. Благословен пришедший Именем Г-спода; благословляем вас из Дома Г-споднего.
Бог — Всесильный Г-сподь, и Он дал нам свет, привяжите праздничную жертву веревками к углам жертвенника. Бог — Всесильный Г-сподь, и Он дал нам свет, привяжите праздничную жертву веревками к углам жертвенника.
Ты мой Бог и Тебе воздам я благодарение, мой Бог. Ты мой Бог и Тебе воздам я благодарение, мой Бог.
Воздайте благодарение Г-споду, ибо Он предобр, ибо навеки милость Его. Воздайте благодарение Г-споду, ибо Он предобр, ибо навеки милость Его.
Благодарите Г-спода, ибо Он добр,
ибо милость Его вечна,
Благодарите Б-га всех сил,
ибо милость Его вечна,
Благодарите Владыку владык,
ибо милость Его вечна,
Единолично творящего великие чудеса,
ибо милость Его вечна,
В мудрости своей сотворившего небеса,
ибо милость Его вечна,
Возвысившего землю над водами,
ибо милость Его вечна,
Сотворившего великие светила,
ибо милость Его вечна,
Солнце, чтобы царствовать днем,
ибо милость Его вечна,
Луну и звезды, чтобы царствовать ночью,
ибо милость Его вечна,
Поразившего первенцев Египта,
ибо милость Его вечна,
Который вывел Израиль оттуда,
ибо милость Его вечна,
Дланью крепкой и рукой простертой,
ибо милость Его вечна,
Который рассек Красное море на части,
ибо милость Его вечна,
И провел народ Израиля между ними,
ибо милость Его вечна,
А фараона и войско его низверг в Красное море,
ибо милость Его вечна,
Который провел народ Свой через пустыню,
ибо милость Его вечна,
Поразивший великих царей,
ибо милость Его вечна,
Который убил могучих владык,
ибо милость Его вечна,
Сихона, царя эморейского,
ибо милость Его вечна,
И Ога, царя Башана,
ибо милость Его вечна,
И отдал землю их в наследие,
ибо милость Его вечна,
В наследие Израилю, рабу Своему,
ибо милость Его вечна,
Который вспомнил нас, когда мы были унижены,
ибо милость Его вечна,
И избавил нас от врагов наших,
ибо милость Его вечна,
Дающий пищу всему живому,
ибо милость Его вечна,
Благодарите Б-га небес,
ибо милость Его вечна!
Душа всего сущего благословляет имя Твое, Г-споди, Б-же наш, и дух всякой плоти славит и провозглашает постоянно память о Тебе, Царь наш. От века и до века Ты — Б-г, и кроме Тебя нет у нас Царя, избавляющего и помогающего, искупляющего и спасающего, кормящего и сострадающего во всякую годину бедствий и притеснений. Нет у нас Царя, кроме Тебя, Б-га первых и последних (поколений). Б-га всех творений, Владыки всех родов, прославляемого обильными восхвалениями, ведущего мир Свой с любовью и творения Свои — с милосердием. Г-сподь не дремлет и не спит. Он пробуждает спящих, подымает дремлющих, наделяет речью немых, освобождает узников, поддерживает падающих и выпрямляет согбенных. Тебя одного мы благодарим. Если бы гортань наша была полна песен, как море, и язык наш песнопений, — как гул его волн, и уста наши восхвалений, как ширь небес; и если бы глаза наши светили, как солнце и месяц, а руки наши были бы распростерты, как орлы в поднебесье, а ноги наши — легки, как у газели, — и тогда мы бы не смогли отблагодарить тебя, Г-споди, Б-же наш и Б-г наших предков, и благословить имя Твое даже за одну миллионную частицу благодеяний, которые Ты оказал отцам нашим и нам.
Из Египта Ты нас вызволил, Г-сподь, Б-г наш, из дома рабства выкупил нас, в голод питал ты нас и в годы изобилия снабжал нас необходимым, от меча спас и от мора уберег, от болезней тяжелых и неизлечимых нас исцелил. До сих пор поддерживает нас милосердие твое и не оставили милости Твои — не покидай нас, Г-сподь, Б-г наш, вовек! А за это все части тела, которыми ты наделил нас, дух и душа, которые Ты вдохнул в ноздри наши, язык, который Ты вложил в рот наш, — все они будут благодарить и благословлять, восхвалять и возвеличивать, превозносить и освящать, прославлять и воцарять Имя Твое, Царь наш, Ведь все уста благодарят Тебя, всякий язык присягает Тебе, всякое колено преклоняется, всякий стан падает ниц пред Тобою, все сердца благоговеют перед Тобой и все нутро наше воспевает Имя Твое, как сказано: «Все кости мои говорят — Г-сподь, кто, как Ты, спасающий бедняка от того, кто его сильнее, и нищего — от его грабителя?» Кто подобен Тебе, кто равен тебе, кто схож с Тобою, Б-г великий, могучий и грозный. Б-г Всевышний, сотворивший небо и землю? Будем славить, восхвалять, провозглашать Тебя и благословлять имя Твое святое, как сказано: «Псалом Давида. Благослови, душа моя, Г-спода и все нутро мое — Его святое Имя».
Ты — Б-г во всей мощи Своего могущества, великий во славе имени Своего, всесильный навеки, грозный в устрашениях Своих, Царь, восседающий на высоко вознесенном престоле.
Превечный, возвышенно и свято Имя Его. И написано: «Воспевайте, праведники, Г-спода, благочестивым подобает хвалить Его».
Устами справедливых будешь возвеличен, словами праведных — благословлен, язык благочестивых прославит Тебя, и всем своим существом святые праведники Твои освятят Тебя.
И в многочисленных собраниях народа Твоего, дома Израиля, с песнопениями прославляемо будет Имя Твое, Царь наш, из поколения в поколение, ибо таков долг всех творений пред Тобою, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших: благодарить, петь гимны, восхвалять, прославлять, возвеличивать, превозносить, благословлять, славословить и воспевать Тебя выше всех песен и восхвалений Давида, сына Ишая, раба Твоего, помазанника Твоего.
И да восхвалится потому навеки имя Твое, Царь наш. Бог, Царь великий и святой на небесах и на земле. Ибо Тебе, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, подобает песнь и хвала, славословие и песнопение, мощь и владычество, победа, величие и могущество, слава и великолепие, святость и царство, благословения и благодарения Имени Твоему великому и святому. И на веки вечные Ты — Б-г.
Да восславят Тебя, Г-сподь, Б-г наш, все творения Твои, и благочестивые, праведники Твои, исполняющие волю Твою, и весь народ Твой, дом Израиля, все они с пением возблагодарят и благословят, прославят и возвеличат, воздадут почет и величие, освятят и воцарят Имя Твое, Царь наш, всегда. Ибо хорошо восхвалять Тебя, и Имя Твое подобает воспевать, так как на веки вечные ты — Б-г. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г, Царь, прославляемый восхвалениями.
Возлежа на левую руку, выпивают четвертый бокал вина, предварительно благословив:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворившей плод виноградной лозы.
Читают благословение Меэйн Шалош после вина:
Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Царь вселенной за виноградную лозу и плод ее, и за урожай поля, и за землю желанную, благодатную и просторную, которую пожелал и отдал Ты отцам нашим в наследие для того, чтобы питались плодами ее и насыщались благами ее.
Сжалься же, Г-сподь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и над Сионом, обителью славы Твоей, и над жертвенником Твоим, и над Храмом Твоим.
И восстанови Иерусалим, святой город, в скором времени, в наши дни. И приведи нас туда и обрадуй нас его восстановлением. И будем мы вкушать от плодов земли этой и насыщаться благами ее, и мы будем благословлять Тебя за нее, находясь в святости и чистоте и дай нам радость в этот день праздника мацы,
в Шаббат:
и да будет угодно Тебе укрепить нас в исполнении заповедей в этот день Субботний
ибо Ты, Г-сподь, добр и оказываешь добро всем, и мы возблагодарим Тебя за землю и за плод виноградной лозы. Благословен Ты, Бог, за землю и за плод лозы виноградной.
Поют пиют Нирца:
Окончен Седер Песах по законам его по всем его заповедям и установлениям. Как удостоились мы устроить его, так удостоимся соблюсти его. Чистый, обитающий в Вышине, восстанови неисчислимую общину! Приблизь и введи в Сион искупленными побеги Твоих насаждений.
Поют БеШана Абаа беЙерушалаим:
В следующем году — во вновь отстроенном Иерусалиме!
Эхад ми йодеа? Эхад ани йодеа
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шнаим ми йодеа?
Шнаим ани йодеа
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шлоша ми йодеа?
Шлоша ани йодеа
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Арба ми йодеа?
Арба ани йодеа
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Хамиша ми йодеа?
Хамиша ани йодеа
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шиша ми йодеа?
Шиша ани йодеа
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шив’а ми йодеа?
Шив’а ани йодеа
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шмона ми йодеа?
Шмона ани йодеа
шмона йемей мила,
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Тиш’а ми йодеа?
Тиш’а ани йодеа
тишеа йерхей лейда,
шмона йемей мила,
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Асара ми йодеа?
Асара ани йодеа
асара дибрайа,
тиш’а йерхей лейда,
шмона йемей мила,
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Эхад асар ми йодеа?
Эхад асар ани йодеа
эхад асар кохвайа,
асара дибрайа
тиш’а йерхей лейда,
шмона йемей мила,
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hабрит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шнеим асар ми йодеа?
Шнеим асар ани йодеа
шнеим асар шивтайа,
эхад асар кохвайа
асара дибрайа,
тиш’а йерхей лейда,
шмона йемей мила,
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит,
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шлоша-асар ми йодеа?
Шлоша-асар ани йодеа
Шлоша-асар мидайа,
шнеим асар шивтайа,
эхад асар кохвайа
асара дибрайа,
тиш’а йерхей лейда,
шмона йемей мила,
шив’а йемей шабта,
шиша сидрей мишна,
хамиша хумшей Тора,
арба имаhот,
шлоша авот,
шней лухот hа-брит, эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Хад гадья, хад гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата шунра, ве-ахла ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата, кальба, ве-нашах ле-шунра, де-ахла ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй. Хад гадья, хад гадья.
Ве-ата, хотра, ве-хика ле-кальба, де-нашах ле-шунра, де-ахла ла-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата нора, ве сараф ле-хотра, де-хика ле-кальба, де-нашах ле-шунра, де-ахаль ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата майа, ве-хаба ле-нора, де сараф ле-хотра, де-хика ле-кальба, де-нашах ле-шунра,
де-ахаль ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата тора, ве шата ле-маяа, де хаба ле-нора, де сараф ле-хотра, де-хика ле-кальба, де-нашах ле-шунра,
де-ахаль ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата а-шохэт, ве-шахат ле-тора, де шата ле-маяа, де хаба ле-нора, де сараф ле-хотра, де-хика ле-кальба, де-нашах ле-шунра,
де-ахаль ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата мал/ах а-мавет, ве шахат ле-шохет, де-шахат ле-тора, де шата ле-маяа, де хаба ле-нора, де сараф ле-хотра, де-хика ле-кальба, де-нашах ле-шунра,
де-ахаль ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Ве-ата а-Кадош Барух-у, ве шахат ле-мал/ах а-мавет, де шахат ле-шохет, де-шахат ле-тора, де шата
ле-маяа, де хаба ле-нора, де сараф ле-хотра, де-хика ле-кальба,
де-нашах ле-шунра,
де-ахаль ле-гадья, де-забин аба би-трэй зузэй, хад гадья, хад гадья.
Отец мне козлика купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Недолго жил козленок мой,
Загрыз его котище злой.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Почуяв кровь, пес прискакал,
Кота жестоко истерзал,
Который козлика подрал.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Дубинка, не спросясь, кто прав,
Свершила суд! Пса наказав
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Огонь дотла дубинку сжег,
Свалившую собаку с ног
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Журча, ворча, ручей притек,
Залил, затмил наш огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую собаку с ног
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Пришел вол, выпил ручеек,
Гасивший ярый огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую собаку с ног
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Мясник ножу вола обрек,
Который выпил ручеек,
Тушивший ярый огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую собаку с ног
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Подкралась смерть исподтишка,
Свела в могилу мясника,
Что на убой вола обрек,
Который выпил ручеек,
Тушивший ярый огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую собаку с ног
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Отнимет Б-г у смерти меч,
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрек,
Который выпил ручеек,
Гасивший ярый огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую собаку с ног
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Два целых зевса заплатил.
Козлик, козлик.
Скачать текст Пасхальной Агады
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.