Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли носить красную одежду?

Темы: Одежда, Скромность в одежде, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте! Можно ли носить красную одежду? Я слышала, что за это можно получить меру правосудия, но, к сожалению, не нашла ничего подобного в интернете. Вообще не очень люблю чисто красное, но вот есть любимая рубашка в клетку с черно-красными квадратами. Ношу я такое в сочетании с темной юбкой и футболкой, это не смотрится броско, и очень удобно в этом наряде. А вот такое ярко-красное, как спелая клубника, как-то не по себе одевать, да и нет такого. Заранее спасибо за ответ!

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, не носят одежду красного и других броских цветов.

Запрет ношения нескромной одежды

Испокон веков отличительной чертой еврейских женщина была скромность, которая выражалась, в том числе, в выборе скромной одежды. Как мы уже не раз упоминали, скромность не имеет ничего общего с непривлекательностью. Женщина может одеваться красиво, опрятно и достойно, не выходя при этом за рамки пристойности. Ведь у человека, который знает и ценит свои достоинства, нет необходимости привлекать к себе внимание при помощи кричащих нарядов.

В Талмуде (Брахот 20а) сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, поскольку это притягивает внимание и, в конечном счете, может привести к разврату (см. комментарий Арух). Получается, что ношение одежды красного цвета является нарушением запрета одеваться нескромно (прицут).

Поскольку проблема с одеждой красного цвета в том, что она притягивает к себе внимание, запрет относится не только к красной одежде, но и к другой одежде ярких и броских цветов (Оз вэ-Адар Левуша, гл. 63, Оэль Яаков, стр. 231). Следует отметить, что в этой связи существуют небольшие различия между обычаями ашкеназских общин, где принято носить одежду более сдержанных и умеренных цветов, и обычаями восточных общин, где цветная одежда используется шире.

Запрет следовать путям неевреев

Кроме того, с ношением одежды красного цвета может быть еще одна проблема. Существует запрет «следовать путям неевреев» (Рамо, Йорэ Дэа 188:1). Раньше сановитые богатые люди, чтобы выделиться и обозначить свое высокое положение, носили одежду красного цвета. Поэтому еврей, надевавший такую одежду, нарушал запрет «следовать путям неевреев». Современные галахические авторитеты обсуждают, запрещено ли в наше время ношение красного с этой точки зрения, поскольку сегодня не принято надевать красное для утверждения собственной значимости.

Следует добавить, что Рав Моше Файнштейн полагал: женщина, которая носит красное, кроме запрета одеваться нескромно нарушает запрет «следовать путям неевреев» (Игрот Моше, Йорэ Дэа 1:81, Эвен а-Эзер 1:56). Поскольку у нееврейских женщин принято так одеваться, еврейка, надевающая красное, уподобляется им.

О какой одежде идет речь

Не носят только ту одежду, в который красный цвет является преобладающим, т.е. занимает бОльшую часть.

Умеренные оттенки красного, например, бордовый или вишневый также не запрещены.

Хотя в Талмуде «открытым текстом» сказано только об одежде красного цвета, следует воздержаться и от ношения аксессуаров броского красного цвета, например, шляпки или шарфа (Левушей Мордехай, стр. 294, от имени Рава Шмуэля Вознера).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его