Из цикла «Даат Твунот», темы: Провидение, Цель творения, РАМХАЛЬ, Даат твунот, Единство Б-га, Добро и Зло, Связь с Творцом, Сокрытие, Самосовершенствование, Качества Творца
48.СКАЗАЛ РАЗУМ: Первый временной период, который нам предстоит рассмотреть — период сокрытия единства Всевышнего, и в таком периоде мы находимся сейчас. И это все время, отведенное для служения человека. Несомненно, Всевышний в Своем совершенстве мог бы сделать совершенными и все свои деяния, и в них не было бы ничего, кроме абсолютного добра, без какого-либо зла и недостатка. Однако, пожелав обращаться с созданными так, как мы уже объяснили, Всевышний сотворил порядок абсолютно новый76, не соответствующий высшему совершенству, но необходимый для созданных, чтобы дать им заслугу и отплатить добром в дальнейшем. И порядок этот — путь добра и зла, награды и наказания. На этом пути добро и зло уравновешены78 и вместе приходят в этот мир, и добро так же доступно праведным, как и зло — злодеям. На этом пути созданные то разрушают, то исправляют себя, и дано право Сатану сбивать с пути, а ангелу смерти — уничтожать осужденных Всесильным Судьей. Существуют народы мира [не исполняющие волю Всевышнего], и идолопоклонники, и другое зло, которое есть сейчас в мире, то есть все явления, исчезновение которых в будущем мире обещано пророками. Как сказано: «Идолопоклонство совершенно исчезнет» (Йешаягу 2:18), «И дух нечистоты уберу с земли» (Захария 13:2), «Исчезнет смерть навечно» (Йешаягу 25:8), «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей» (Йешаягу 11:9; 65:25)79. И на пути этом, как сказали мудрецы (Брахот 33б), «все в руках небес, кроме страха перед небесами», т.е. Всевышний не хочет препятствовать людям, если они стремятся поступать дурно. И это породило все разрушение в мире со дня сотворения человека, и нет в этом мире покоя праведнику; ведь зло сильно в человеке, и Сатан обвиняет каждую секунду, а Святой, благословен Он, взыскивает с любящих Его за грехи даже толщиной с волос (т.е. самые незначительные отступления от Его воли). Это общее описание того пути, который создал Всевышний, скрыв свою власть и единство. Этот путь предопределен сокрытием доброты Его, благословен Он, поскольку, если бы хотел открыться в истинной власти своей, то устранил бы все зло и не оставил бы ничего, кроме добра и исправления, как Он сделает это в будущем.
И знай также, что даже сейчас, когда Творец сокрыл доброту свою и не дал совершенства созданным, Он, несмотря ни на что, поддерживает их. Как бы они вообще могли существовать, если бы не Его поддержка? Поэтому очевидно, что Он оказывает влияние, поддерживающее жизнь. Только вот влияние это, по сравнению с тем, каким оно могло бы быть в соответствии с Его совершенством, — не более чем тень по сравнению с человеком; оно словно еле заметный отпечаток, оставшийся на бумаге после того, как были стерты буквы. И влияние это похоже на тьму, а не свет, по сравнению с тем, каким оно могло бы быть исходя из совершенства Всевышнего. Однако по отношению к нам это вся наша жизнь, потому что только благодаря этому влиянию, и ничему больше, мы живем и существуем. И говоря о таком влиянии, возникшем в условиях сокрытия доброты Всевышнего, мы в целом назовем его только тенью высшей силы и не более того, хотя если проанализируем все составляющие этого влияния, то обнаружим в нем все установления и законы, которые являются атрибутами верховной власти, поскольку все это вместе — малая доля того, как действовала бы высшая сила во всем своем совершенстве[13].
Однако поскольку окончательный замысел заключается именно в раскрытии единства, а не в его сокрытии, и, как мы уже объяснили выше, сокрытие — это только средство достичь раскрытия в конце, то несмотря на то, что Творец сокрыл лицо Свое, дабы создать систему, где существуют добро и зло, тем не менее Он постоянно следит за всем созданным, и направляет все созданное своей добротой и в соответствии с полномочиями своей власти, чтобы завершить весь кругооборот добра и зла всеобщим исправлением80. И это очевидно, ведь ты уже слышала, что время тьмы, когда добро и зло правят вместе, ограничен шестью тысячами лет, и что уже в начале был установлен конец, который и является целью. Тогда останется единство Его раскрытым, и наступит вечное добро во всем мире, вовеки веков. И с каждым прошедшим днем мир ближе к совершенству81. Более того, Святой, благословен Он, вращает круг глубокого замысла своего и постоянно движет события так, чтобы все шло к этому совершенству. И это то, о чем сказано в Псалмах (40:6): «Много [чудесного] сделал Ты, Господь, Всесильный мой! Чудеса Твои и замыслы — для нас», так же сказал пророк (Йешаягу 25:1): «Далекие [древние] замыслы верны и истинны», и еще (Шмуэль 2, 14:14): «И думал о том, чтобы [окончательно] не оттолкнуть отверженного». Ведь, несомненно, не хочет Святой, благословен Он, так долго вести мир по пути добра и зла, а потом оставить этот путь в одно мгновение, с тем, чтобы вернуться на путь абсолютной власти и единства, как будто человек, который раскаялся и передумал. Напротив, из глубины замысла своего Он движет событиями, и настолько глубока Его мудрость, что, ведя мир по пути добра и зла, в конце концов достигнет того, что все будет восполнено, и Он, благословенный, откроет Свое единство[14]. И мы еще будем объяснять это далее82.
Из сказанного следует, что на самом деле Господь, благословен Он, постоянно придерживается двух мер воздействия, и обе они лежат в основе миропорядка. Первая мера — мера награды и наказания, когда добро и зло находятся в состоянии равновесия, склоняя созданных в сторону заслуг и обвинения соответственно. Эта мера называется мерой правосудия и проявляется в том, что Святой, благословен Он, сидит и судит весь мир, без исключения, в соответствии с добрыми или злыми делами. А из глубины меры правосудия приходит мера Его добра, которая соответствует ступени Его совершенства и Его абсолютной власти83. Посредством этой меры Он хочет исправить всех созданных. И вот, согласно мере награды и наказания Святой, благословен Он, словно подчиняет свои деяния делам человеческим: если те хороши, то Он ответит добром, а если те плохи, то Он как будто вынужден наказывать, как сказано (Псалмы 68:36): «Дайте силу Всесильному», и наоборот (Дварим 38:18): «Силу породившего тебя ты ослабил», и как сказали мудрецы (Эйха Раба 1:33): «В то время, когда Израиль исполняет желание Всевышнего, — добавляет силу высшему могуществу, а когда не исполняет желание Всевышнего — ослабляет высшую силу». А в отношении меры Его абсолютной власти сказано (Захария 3:9): «Уничтожу грех земли этой в один день», и у Йермиягу (50:20): «Будут искать преступление Израиля — и нет его, грех Йегуды — и не найдут». Согласно мере награды и наказания истинное правосудие Всевышнего в том, чтобы воздать человеку по делам его, мера за меру, и у Всевышнего есть много способов отплатить человеку за дела его, и каждый найдет то, к чему шел — то ли добро, то ли наказание. Однако в свете замысла доброты Его и в силу Его совершенства общая конечная цель и того, и другого84 — возвратить все к совершенному добру и полному исправлению в конце времен. И об этом сказано (Малахи 3:6): «Я, Всевышний, не изменился», и ученики Рашби сказали (Зоар, Ки Теце 281): «Не изменюсь нигде (т.е. ни в коем случае)». Но при этом мера награды и наказания открыта и постоянно видна всем, а тот механизм, который Он, благословенный, приводит в движение, чтобы вернуть все к добру85, спрятан очень глубоко и не может быть раскрыт до самого конца, хотя он и движется постоянно и непрерывно.
И выходит, что Творец, благословен Он, ограничил, если можно так сказать, Свое совершенство, создавая творения. Он создал их с недостатками и несовершенными, и избрал по отношению к ним такую меру и такой способ влияния, которые являются, по сути, тьмой, скрывающей Его, и из этой «тьмы» произошла реальность, при которой добро и зло уравновешены и есть возможность ошибаться и наносить ущерб, наказывать и разрушать. Тем не менее, в своей доброте Он предусмотрел для своих созданий абсолютное, полное, универсальное совершенство в будущем, к которому мир движется день за днем, и к которому Он ведет сопутствующее добро и зло, чтобы завершить все полным исправлением, силой единства своей власти.
49.СКАЗАЛА ДУША: Подведи итог всему, что ты объяснил до сих пор.
50.СКАЗАЛ РАЗУМ: Две меры установил Святой, благословен Он, для управления миром. Одна — мера правосудия, другая — мера абсолютной власти Его86. Мера правосудия — это мера добра и зла, от которой происходят добро и зло и все их порождения, и источник меры этой — сокрытие доброты Его и отстранение совершенства. Мера абсолютной власти Его — это способ влияния, когда Он исправляет все создания своей силой, несмотря на то, что они, со своей стороны, недостойны этого, и мера эта действует скрыто, но постоянно во всех путях самого правосудия, чтобы привести все к полному совершенству. И источник ее — простая доброта Его, благословенного, который, несмотря на то, что отстранился, не прекратил следить за нами для нашего блага. Мера правосудия открыта и видима, а мера власти — отстранена и скрыта в глубине.
51.СКАЗАЛА ДУША: Мне необходимы некоторые дополнительные пояснения относительно меры власти, о которой мы говорили. Я не понимаю, как здесь действует простое совершенство Творца, благословен Он — оно, очевидно, тоже не является совершенством абсолютным87, ведь ты уже сказал, что истинное совершенство не постижимо.
52.СКАЗАЛ РАЗУМ: Уточнение твое верно, и сейчас я проясню твои сомнения. Простое совершенство Творца, благословен Он, невозможно постичь никаким образом, и это — истинное совершенство, абсолютно неизвестное нам, оно само по себе выше всего, что может иметь отношение к созданным. Потому что как только Всевышний захотел творить, сразу волей своей установил качества, которые от начала и до конца относятся к созданным и совершенно не соотносимы с Ним. Следовательно, простая сущность Его абсолютно свободна от всех этих качеств. Более того, даже в тех действиях, которые соотносимы с созданными, не сделал того, что мог бы. Напротив — как будто специально сдержал доброту свою, чтобы не поступать так, как следовало бы согласно этой Его доброте. То есть даже желая управлять созданными и открываться им в доступных им границах, Он мог бы сделать это в совершенстве, по крайней мере, без недостатков, так, как это будет в мире будущем88. И, исходя из природы Его добра и милосердия, Творцу следовало действовать совершено, без недостатков. Но Он сдержал себя в этом и пожелал создать их с недостатками, в недостатке света, такими, какие они есть[15].
Однако Он не хотел оставить мир таким, в вихре смешения добра и зла, и создал в великой доброте своей такой порядок, который действует изнутри самой меры добра и зла и возвращает все к самому совершенному исправлению, какое только возможно для созданных89. И свойство Его совершенства — действовать так, что все деяния Его в любом случае будут восполнены. Но и это не имеет отношения к истинному совершенству Его деяний, к Его непостижимой сущности, поскольку простота Его недоступна нам ни в каком виде. Но, как я уже сказал, в любом случае свойство Его совершенства — нести совершенство, даже когда Он желает действовать на уровне созданных. И источник такого пути воздействия — в глубоком замысле, о котором я говорил: привести мир к полному исправлению90.
Однако Создатель все же вершит все дела свои, сдержав милосердие, и не создает вещи совершенными изначально, но создает их вначале с недостатком, который будет восполнен в конце, благодаря Его великой доброте. Ведь если бы Создатель сохранил навечно меру правосудия, то творения никогда не избавились бы от своей ущербности, поскольку всегда были бы праведники и злодеи, добро и зло, благословение и проклятие. Однако теперь, несмотря на ущербное начало, конец не будет таким. И поэтому мера правосудия осталась открытой, а мера полного исправления — скрытой, поскольку влияние ее спрятано до завершения исправления всего сущего в будущем.
53.СКАЗАЛА ДУША: Теперь понятно мне, что полное исправление берет начало в Его доброте, несмотря на желание Всевышнего действовать соразмерно нашему, а не Его уровню.
54.СКАЗАЛ РАЗУМ: В связи с этим хочу сообщить тебе еще что-то. Во всякой мере91, которую отмеряет нам Всевышний, есть две стороны — видимая и скрытая. Видимая — это награда или наказание, когда каждому воздается по мере его добром или злом; скрытая — это глубинный замысел, всегда присутствующий во всех Его действиях и направленный на то, чтобы привести творение к полному исправлению. И это безоговорочно так, не найдешь ты дел больших или малых, которые не вели бы к полному исправлению, как сказано (Брахот 60б): «Все, что делает небо — добро»92, и это смысл слов пророка (Йешаягу 12:1): «Пройдет гнев Твой, и утешишь меня»93, так как в будущем Святой, благословен Он, откроет свои пути перед лицом всего Израиля94, и покажет, как даже наказания и притеснения вели к добру и готовили благословение. Потому что Святой, благословен Он, хочет только исправления созданий, и не отталкивает злодеев двумя руками, а напротив, очищает в корне, чтобы исправить их, и сделать чистыми от всякой скверны. И замысел этот одинаков для всех действий, которые Он производит над нами, будь то милость или наказание.
Конечно, нужно знать, что все, что делает Всевышний, подавляюще огромно, широко и беспредельно глубоко, как сказано в Псалмах (92:6): «Как велики дела твои, Господь», и в самом малом из дел Его так много мудрости и глубины, что невозможно постичь их до конца никогда, как написано (там же): «Необычайно глубоки мысли Твои». Нам же понятна в действиях Его только видимая, поверхностная часть, а истинное содержание скрыто, поскольку содержание это общее во всех случаях — только добро и никакого зла, а это невозможно увидеть и понять сейчас. Однако в будущем мы по крайней мере увидим и постигнем, как все видимое сегодня являлось неотъемлемой частью замысла Всевышнего принести нам добро впоследствии. И пусть не покажется нам, что постигнем мы всю великую мудрость Его, содержащуюся в этих деяниях: ведь все, что мы понимаем даже в делах Его — не более, чем капля в море95. Поэтому вот что станет нам известно: что поскольку хотел Всевышний пронзить добротой своей все созданное, то во всех делах Его, достигающих нас, будь то награда или наказание, содержится в глубине то, что не видно снаружи — то, что Он, Благословенный, постоянно приближает наше полное исправление. И среди скрытого есть то, что откроется в будущем сразу, как сказано (Йешаягу 35:5): «Тогда откроются глаза слепых» — это относится к тому замыслу, который можно увидеть и признать в самих действиях. То есть, как только осветятся наши глаза светом знания, будем понимать замысел из самих деяний Его96. Однако, конечно, есть в этих деяниях и глубокая мудрость, в самих деяниях не видимая, та возвышенная часть Его мудрости, которая не открывается даже в Его делах. Но и то, и в другое97 — следствие Его доброты, с которой Он следит за нами для нашего же блага, хотя и соразмерное нам, а не Ему, потому что все это проистекает из совершенства Его, хотя и делается только для нас.[16]
55.СКАЗАЛА ДУША: Подведи итог и этой теме.
56.СКАЗАЛ РАЗУМ: Совершенство Его, благословен Он, в сущности своей непостижимо. Однако, желая провозгласить свою доброту через те действия, которые соразмерны нам, и не более того, Творец определил замысел и варианты проявления своей власти, которые приведут все создания к полному исправлению. И это скрытая часть всех Его деяний и их общий знаменатель. Часть сокрытого, очень малая, откроется из самих деяний, когда захочет Святой, благословен Он, открыть глаза наши. Однако большинство и тогда останется возвышенным и непостижимым, потому что глубока Его чудесная мудрость.
И еще необходимо знать, что власть, исходящая непосредственно от Господа, благословен Он, — это власть совершенства, потому что Он совершенен и все дела Его совершенны. И поскольку для всего происходящего с созданными Творец установил специальный порядок и законы, основанные на мере добра и зла, то все следствия этого порядка и законов будут рассматриваться как происходящие от Него, в соответствии с тем, что хотел заложить Творец в каждом из них.99
И все время, пока правление добра и зла необходимо, из самого совершенства будут проистекать действия, следующие законам добра и зла. Потому что в любом случае источник всего — совершенство100, и даже все, что происходит согласно мере добра и зла — это круговорот, движущийся к точке совершенства. Просто этот порядок [добра и зла] необходим все время, пока единство скрыто. Поэтому из самого совершенства неизбежно произойдут все эти действия; ибо согласно высшему желанию и мудрости эти действия происходят из источника совершенства все время, пока единство скрыто. И, в конце концов, плодом деяний совершенства будет полное возвращение власти к Творцу. И это уже третье явление101, которое необходимо различать во всех Его качествах и свойствах: выведение характеристик этого качества из силы действия самого совершенства. Это как будто посредники между совершенством и каждым качеством, которые различны для разных качеств, поскольку инициируются совершенством соответственно природе каждого из них. И нужно увидеть это как самостоятельное явление и понять образ его действия102, как мы объясним далее.
Только знай, что все эти явления103 зависят только от воли Его, благословен Он, они существуют исключительно по желанию Всевышнего, и нет для них никакого существования, бытия и продолжения вне воли Творца, который властвует в Своем неисчерпаемом всемогуществе: «Он сказал — и было, Он приказывает — и стоит»[17]. Поэтому воля Всевышнего проявляется во всем[18], ведь Он единственный поддерживает их существование во всех деталях. Также и сами создания поддерживает только Он один, и нет ни у них, ни у чего-либо другого самостоятельного существования.
57.СКАЗАЛА ДУША: Это очевидно для меня, и нет здесь никакого сомнения.
58.СКАЗАЛ РАЗУМ: Я все же объясню тебе это104 более подробно, и постарайся понять всю глубину, а также пойми сказанное мудрецами (Берейшит Раба 68:9): «Он место мира, а не мир место Его».
Ничто не обладает абсолютным [обязательным] существованием, кроме Него, благословен Он105, и все сущее возможно только по Его желанию и, поэтому, всецело зависит от Его воли. Поэтому говорят, что все сущее существует по слову Создателя, подобно тому, как сказано о верхних водах (Берейшит Раба 4:3, Таанит 10а). И сказали мудрецы (Хагига 12б): «На чем стоит земля? На столбах, а ураган находится в руке Святого, благословен Он», и еще сказали (Ялкут Шимони): «Человек находится под ношей своей, а Святой, благословен Он, над ношей своей, как сказано (Дварим 33:27): “И под руками Его мир”». Все это притча, смысл которой в том, что Он поддерживает все сущее, возвышаясь над ним106.
И правило здесь, как уже было сказано, такое: поскольку сотворенные сущности совершенно не обязательны с точки зрения Творца, следовательно, их существование поддерживается исключительно простой волей Его. И пойми, что только эта воля и решение Его дает место для всего сущего, и без них не было бы даже места. Только Он один, Благословенный, первичен, но не мир, как утверждали считавшие: «поскольку Он первичен, неизбежно мир первичен также» (как будто творение — неизбежный закон, присущий природе Творца!) Наоборот, согласно сущности Всевышнего, нет никакой необходимости в созданных. Ведь пока не захотел и не решил Он создать их, не было даже места для их появления! Создание не заложено в Нем, как может быть заложено нечто в человеческой природе. Только Он один существует неизбежно, и ничто, кроме Него107. Только когда Творец пожелал и решил, что они возникнут, появилось место для них, и никак не иначе. Следовательно, только после принятия этого решения Творец создал место для строительства зданий, построенных в дальнейшем.
И вот что еще пойми. Известно нам, что Святой, благословен Он, радуется делам своим, и они прославляют Его, как сказано (Псалмы 104:31): «Да будет слава Всевышнего во веки веков, да возрадуется Всевышний делам Своим». Не подумай, однако, что до появления созданных не хватало Ему, Благословенному, радости или славы! Напротив, как уже было сказано: с точки зрения простой сущности Всевышнего для созданных вообще нет места, и ничто подобное просто не имеет отношения к Нему. Однако Он пожелал создать их, и тогда, согласно Его желанию и замыслу, они стали для Него, если можно так выразиться, источником радости и славы. Поскольку, несомненно, именно воля Его108 дает существование созданным, и если бы создания не возникли[19], она оказалась бы неисполненной109. И это как будто место для возведения будущих зданий, которое пусто, пока эти здания не будут построены110. И не только сами созданные, но и все пути проявления власти, и законы, и способы влияния — все, о чем мы говорили как о соответствующем нам, а не Ему, все это имеет смысл только в силу Его воли творить создания111, и только по этой воле возникли они все и не являются обязательными. Все это тоже часть зданий, наполняющих пространства, поскольку и то, и другое112 необходимо для реализации Его воли, и это очевидно. Этого объяснения нам достаточно.
59.СКАЗАЛА ДУША: В этой области мне все понятно. Теперь хотелось бы разобраться с сущностью человека. Это тема, которую, как я чувствую, необходимо понять точно, ведь вокруг человека сосредоточено все, и на нем лежит груз работы.
60.СКАЗАЛ РАЗУМ: Ты совершенно права, человек — это идея, венчающая все творение. Следовательно, только тот, кто поймет сущность его с полной ясностью, поймет содержание всего того, что предшествовало ему113, ведь все двигалось только к этой цели.
61.СКАЗАЛА ДУША: Однако здесь нам предстоит открыть многое!
62.СКАЗАЛ РАЗУМ: О трех вещах будем мы говорить: сущность человека, труды его и плоды его трудов.
63.СКАЗАЛА ДУША: Если так, поле исследования необычайно широко!
64.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мы затронем основы, а выяснение подробностей оставим мудрому — и пусть он станет еще мудрее.
65.СКАЗАЛА ДУША: Говори.
76Далее в п. 96 объясняется, что зло — «совершенно новая сущность». См. там.
78В начале, когда были созданы добро и зло, они были уравновешены, однако из-за греха Адама усилились зло и разрушение, и теперь любой грех добавляет силы злу, а всякий выбор в пользу добра ослабляет его. См. «Путь Всевышнего», часть 1, глава 3, п. 6—8.
79Текст от слов «все явления, исчезновение которых…» и до слов «…на всей горе святой моей» не связан с основной мыслью. Здесь автор возвращается к сказанному ранее — что когда у человека есть выбор, то ему дается возможность грешить и усиливать зло.
80Даже внутри сокрытия действует качество абсолютного добра Всевышнего, с тем, чтобы привести все к совершенству. О том, что такое всеобщее (полное) исправление, см. п. 170.
81Мы приближаемся к совершенству не только в силу течения времени; каждое происходящее событие служит дополнительной причиной и средством, приводящим к освобождению.
82См. п. 54.
83Это вторая мера (второй способ правления.). Далее, в п. 50, Рабейну дает определение: «мера абсолютной власти — это такой способ воздействия, при котором Творец исправляет все создания своей силой несмотря на то, что они, со своей стороны, этого не достойны». Мера абсолютного добра — это мера абсолютной власти Всевышнего, поскольку она оказывает влияние не в соответствии с делами нашим, как влияет мера «награды и наказания», которая оказывает свое влияние в зависимости от нашего выбора между добром и злом. Она (мера абсолютного добра) оказывает влияние в соответствии с совершенством Всевышнего и управляет всеми происходящими в Творении событиями так, чтобы привести все под власть совершенства Всевышнего.
84Общее между качеством добра и качеством суда, «то ли добром, то ли наказанием».
85Этот механизм — связь между двумя периодами времени, о которой говорится в п. 44.
86Она называется «мерой власти» и «властью единства», поскольку использует все происходящие события как предпосылки для раскрытия единства, управляет всеми событиями, ведя их в этом направлении, иногда в противоречии с теми намерениями, которыми руководствовались люди в своих поступках. Это власть Всевышнего, проявляемая через меру Его совершенной доброты, вне зависимости от поступков людей, привести все к совершенству. См. выше, прим. 83.
87Т.е. не истинным совершенством Всевышнего, в котором мы не можем постичь ничего.
88Власть единства называется мерой совершенства по отношению к мере суда, однако это не собственное (истинное) совершенство Всевышнего, которое для нас непостижимо.
89И это тоже проявление меры Его совершенства: само правление добра и зла будет исправлено тем, что будет использовано как средство привести мир к исправлению.
90Совершенным правлением, действующим скрыто.
91Как той, через которую Он несет добро и милость, так и той, через которую Он несет нам наказание и страдание.
92В будущем прояснится, что изначально все служило добру, и не только для конкретного человека, но и для благой цели исправления всего Творения.
93И в конце, когда успокоится гнев Твой, утешишь Ты меня тем, что все было ради того, чтобы привести меня к совершенству.
94См. конец п. 170, где объяснено, что в будущем благая цель каждого события откроется всему Израилю.
95Не только в Нем, благословен Он, мы не постигаем ничего, но и дела Его, которые открываются нам, мы не можем постичь в полной мере, и то, что мы понимаем в них, подобно капле в море.
96В будущем откроются глаза наши, и из самих событий мы поймем, как зло и вся совокупность наказаний служили средством приведения мира к совершенству. (Таким образом объясняют стих: «Когда вернет Всевышний изгнанников Циона, все былое покажется нам сном» — т.е. тогда поймем, посмотрев назад, на дни изгнания, что мы были как во сне и не понимали, что все это было ради освобождения.)
97Как то, что открывается из самих событий, так и глубочайшая мудрость, которую мы не видим в них, — все это соразмерно нам.
99Власть совершенства возникает непосредственно из качества доброты Всевышнего, которое Он хочет открыть нам. А путь добра и зла, то есть образ правления награды и наказания, восходит к нему (качеству добра) опосредованно, и является только временным средством, приводящим к благой цели, и к тому, чтобы создания получили добро как плату за свои дела, и к тому, чтобы открылось единство Всевышнего. Путь добра и зла и его порождения не соответствуют качеству совершенной доброты, которое изливает только добро. После того, как Всевышний захотел и создал путь добра и зла, возникают из него вещи, обусловленные самой природой этого пути.
100Образ совершенного правления инициирует различные образы действия, соответствующие пути добра и зла в соответствии с их природой, подобно тому, как душа приводит в действие разные органы тела согласно их природе (такую аналогию проводит Рабейну в п. 80). И поскольку оно (совершенное правление) инициирует формы правления добра и зла, оно в конце концов приводит их к совершенству.
101Первое явление — образ совершенного правления. Второе явление — путь добра и зла. Третье явление — возникновение действия всех качеств, например, пути добра и зла, в действиях совершенства.
102Подобно тому, как душа приводит в действие органы тела (см. прим. 100). Необходимо различать собственную сущность души и образ действия каждого органа в соответствии с его природой. И необходимо различать путь и образ, которыми душа приводит в действие каждый орган, что по сути служит посредником между душой и телом. Также путь, которым совершенство приводит в действие каждое качество, — это посредник, изменяющийся в зависимости от природы данного качества.
103Все правила и пути правления.
104См. введение, сделанное в конце п. 56: что воля Всевышнего — это то, что дает возможность существованию всего.
105О том, что такое «обязательное существование», см. выше в начале п. 36.
106Всевышний дает возможность существования всему Творению, «несет» и поддерживает его, однако Он бесконечно выше всех миров — «Святой, благословен Он, над ношей своей».
107Творение не является неотъемлемой частью природы Всевышнего, как действия человека, которые проистекают из его сущности и природы. Если бы было так, можно было бы сказать: «Так же, как первичен Всевышний, так и Творение первично, поскольку в Нем корень Творения». Это не так, Творение было однажды создано простым желанием Всевышнего. Простым — значит ничем не ограниченным и потому не постижимым для нас желанием, которое не зависит ни от каких причин. Поэтому нельзя сказать, что Творение первично (см. п. 36, прим. 18). Существование Всевышнего абсолютно необходимо и самодостаточно и отрицает любое другое независимое существование, «нет ничего кроме Него», «нет другого кроме Него». Только из-за Его желания дать место и возможность существования Творению стало возможным его появление, и существование сотворенного постоянно зависит от этого желания.
108Желание, чтобы появились создания.
109Т.к. желание Его не восполнено.
110До того, как расчищена площадь для постройки, нет недостатка в том, что отсутствует здание, а затем, когда место отведено под строительство, появляется недостаток в отсутствии здания и необходимость его строить.
111Поскольку открыл Свое желание, чтобы появились создания — создал законы творения и образы действия для исполнения этого желания.
112Создания с одной стороны, пути управления и законы мышления — с другой.
113Такие явления, как совершенство и недостаток, их законы, которые были приготовлены до сотворения человека.
[13]В несовершенном творении, созданном в «сокрытии лица», присутствуют все детали совершенного правления, которое откроется в будущем, однако сейчас они находятся в качественно более слабом проявлении, как намек или слабый отпечаток (след). В будущем, когда Всевышний будет управлять творением в «освещении лица», т.е. совершенным правлением, это не будет новым правлением; совершенное правление вырастет изнутри самого правления «добра и зла», и все элементы правления добра и зла придут в состояние совершенства, как объяснено в этом пункте далее. См. в «Клалим Ришоним», п. 6, о том, что весь образ правления заключен в «отпечатке» (решима), «который не более, чем слабый отпечаток того, что ушло», оставшийся после того, как Всевышний ограничил Свой свет. А «луч» (кав) Его света возвращается и освещает этот «отпечаток», раскрывает и восполняет то, что в нем заключено. Поэтому в качестве примера Рабейну избрал тень человека и след (отпечаток), оставшийся на бумаге после того, как стерты буквы.
[14]Даже если это произойдет «вовремя» — т.е. если избавитель придет в поколении, в котором будут одни недостойные, — изменение пути добра и зла на совершенное правление не будет коренным, принципиальным изменением. Из самих деяний «добра и зла», даже из грехов злодеев откроется освобождение (см. выше, п. 40, и прим. 54, 55). Приведем несколько примеров того, как Всевышний пользуется дурными поступками человека, чтобы реализовать свою волю. Братья Йосефа хотели сделать невозможным осуществление его снов, продав его, однако именно это и привело к исполнению снов Йосефа — к тому, что он стал царем в Египте. Фараон приказал бросать всех рожденных мальчиков в реку, дабы убить спасителя Израиля, который должен был родиться, — и вот, этот приказ послужил причиной цепи событий, которые привели Моше в дом фараона, и тот сам вырастил его. Аман (он же Мемухан) посоветовал убить Вашти — и это послужило причиной того, что царицей стала Эстер; он же (Аман) своим советом и своими руками усадил Мордехая на коня, и он установил столб, на котором его же и повесили, и т.д.
[15]Всевышний сжал и ограничил Свое Творение в двух аспектах: а) в том, что не сделал его бесконечным, без размера и границ, соответственно своим неограниченным возможностям («сообразно Создателю»), а сделал его сообразно созданному, т.е. в таких размерах, которые созданные могут принять; б) сначала не сделал создания совершенными даже в подобающих им границах, а сделал их с недостатками (чтобы дать им возможность восполнить себя). Два аспекта «ограничения» (цимцума) упоминаются в книге «Клалим Ришоним», п. 2: «Ограничение в том, что Всевышний как будто сдержал свою доброту, творя созданных, чтобы не сделать их совершенными даже по их меркам, — и тем более не сделал их по своей мерке». См. прим. [6].
[16]Глубина мудрости Всевышнего не раскрывается через Его дела. В будущем Всевышний откроет нам глаза и покажет нам чудеса своей мудрости — как все происходящее было только для блага и служило причиной освобождения и совершенства. Углубление этого постижения и является наградой будущего мира — бесконечное восхождение в постижении единства, см. также конец п. 146, прим. 345; и см. «Клалим Ришоним» (п. 7). Это объясняет понятия «внутреннего света» — того, который виден внутри деяний Всевышнего — и «света огибающего», который окружает явления и открывает больше, чем просматривается внутри них.
[17]Эти слова книги объясняют стих (Псалмы 33:9): «Потому что Он сказал, и было… (появилось)». Как воля Всевышнего открылась десятью речениями во время создания и из ничего появилось Творение, так же каждую секунду действует Всевышний для продолжения существования созданных — «Он приказывает — и стоит». И если бы воля Всевышнего прекратилась на мгновение, то все Творение вернулось бы в ничто. И так же объясняет Рамбан фразу «И увидел Всесильный свет, что он хорош» (Берейшит 1:4): «Реализация вещей на деле называется “высказыванием”, поэтому “…и сказал Всесильный — да будет свет. . .”», а поддержка их существования называется видением, и смысл видения — в сохранении воли (желании, чтобы они существовали), и если желание прервется на мгновение — объект обратится в ничто. И также см. Рамбан (Берейшит 2:17): «И воля Всесильного, которая была у Него в момент создания (любого объекта), будет поддерживать его (этого объекта) существование, подобно тому, как объяснил я стих “…И увидел Всесильный, что это хорошо”». Рабейну добавляет и объясняет, что нам, кроме всего, необходимо знать: Всесильный так же поддерживает и возобновляет существование законов и путей своего правления и влияния.
[18]Все пути и образы правления Всевышнего, а также логика нашего мышления не обязательно должны быть такими, какие они есть. Просто такими хотел их создать Всевышний. И поскольку Он Всемогущ, мог бы создать бесконечное разнообразие путей. Поэтому в делах Его мы видим не Его возможности, а только желание — т.е. что так Он хотел создать. Однако и в желании Его мы постигаем только то, что Он хочет нам открыть, «…ведь нам ясно, что сама по себе воля Всевышнего неисчерпаема» (из книги «Клах Питхей Хохма»), — т.е. воля Всевышнего безгранична. И так же объясняет Агро, говоря о тайне цимцума — ограничения: «Все, что мы говорим о Нем и о сфирот, — все по воле Его и провидению Его, чтобы мы узнали Его деяния, и это относится ко всем путям Каббалы, и известно, что так же, как Он неисчерпаем, так и воля Его (неисчерпаема) …».
[19]Здесь Рабейну разрешает проблему, которой занимались наши мудрецы (Рамбам в книге «Путеводитель растерянных», часть 3, гл. 13; Маараль в книгах «Дерех Хаим» и «Беэр а-Гола»). Поскольку «все, что создал Святой, благословен Он, в мире Его, создал во славу Его, ведь сказано: “Все называется именем Моим, и во славу Мою создал Я, образовал и сделал”», то на первый взгляд акт Творения как будто что-то добавляет к Всевышнему, а именно вышеназванную славу. И также можно задать вопрос: поскольку Всевышний сотворил, чтобы было кому получить Его добро, ведь «свойство добра — нести добро другим» (см. п. 18, прим. 6), то на первый взгляд Творение добавляет Всевышнему возможность нести добро.
Рабейну объясняет, что только после того, как Творец пожелал и открыл нам свое желание, чтобы дела нижних несли Ему славу, в этих делах появилась необходимость и существует возможность прославлять и радовать Всевышнего. Перед этим не было нужды и не было возможности, а потому не было и никакого недостатка. Выходит, что необходимость и возможность (славить Всевышнего) зависит от обновления и постоянства этого желания. Только после того, как Он создал правление добра и закон, гласящий, что «свойство добра — нести добро другим», появилась необходимость в получателях добра. Однако и необходимость эта вновь создана только ради нас, с тем, чтобы мы могли как будто выполнить Его желание, дав возможность принести нам добро. Исполнение этого желания и есть слава Всевышнего. Вот как объясняет Рабейну цель творения в книге «Питхей Хохма вэ-Даат»: «В Своем желании нести добро захотел Всевышний создать создания, которые это добро получат…и его (создания) заслуга — в том, что осуществил желание Творца, который хотел чтобы Его добро приняли». Исполнение желания Всевышнего в том, что своими добрыми делами мы как будто позволяем Ему быть добрым с нами.
Если так, Всевышний открыл нам Свое намерение в Творении ради нас самих, чтобы знали, в чем и как мы можем исполнить Его желание. Таким же образом можно объяснить значение слов Рабейну в книге «Путь праведных» (начало 1-ой главы): «насладиться святостью Его — это обязанность человека в мире» — то есть обязанность человека — подготовить себя к этому, поскольку таково желание Всевышнего. (Сравни с «Нефеш а-Хаим»: «что именно к этому стремятся праведники в своих делах и молитвах»). Этим объясняется то, что намерения Создателя «нести добро» и «создать все во славу Себе» неразрывно связаны между собой. И так объясняет Рабейну в конце п. 128: «Все, что создал Святой, благословен Он, в мире Его — создал во славу Его, а слава в том, что Всевышний возрадуется всем делам своим и как будто будет у Него возможность дать всем насладиться Его делами и Его добром». Эти слова — фундамент для высших ступеней служения Всевышнему, и в них можно углубляться до бесконечности.
Читайте также: тема Добро и Зло
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»