Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Дер-Вильнер Гаон, Элияу бен Шломо Залман (1720-1797), знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства. Его необычные способности проявились уже в раннем детстве, когда ему не могли подыскать подходящего учителя. Отличался фантастическим трудолюбием и поразительной памятью, что на фоне мощного интеллекта быстро превратило его в выдающегося еврейского мудреца не только своей эпохи, но и последующих поколений. Гаоном (гением) его звали при жизни: Агаон раби Элия, сокращенно Агра.

Несмотря на крайнюю бедность, не соглашался занять раввинский пост, чтобы не отвлекаться от занятий Торы. С юности стяжал славу святого человека, за что уже в 20-летнем возрасте получил приставку к имени — Хасид, Благочестивый. Пользовался легендарной любовью среди всех сословий.

Никогда не публиковал своих произведений, но, поскольку состоял в переписке со всеми авторитетами в области Закона, считался среди них первым по уровню эрудиции и способности предельно ясно обосновать решение. Прекрасно владея светскими науками своего времени, оставил после себя до семи десятков рукописей с комментариями на Тору и оба Талмуда, в которых использовал свои феноменальные знания во всех областях. Но главной его чертой была безграничная преданность Торе. Он говорил: «Праведники стремятся не к приятному или полезному, а к тому, что только одно и является добром, — к исполнению заповедей Торы». Умер он в Суккот, сжимая в одной руке этрог с лулавом, в другой нити цицит.

Известно, что спал он час днем и час ночью. Как-то проезжая через один город, он остановился в доме местного раввина. Ученики ешивы приставили к окну его комнаты на втором этаже лестницу, по которой всю ночь по очереди поднимались посмотреть «как учится Агра». Наутро раввин объявил, что Гаон, утомившись с дороги, проспал на пять минут больше обычного и уехал расстроенный. Все решили, что причиной его усталости был шум за окном. Поэтому, когда Гаон на обратном пути вновь остановился на ночлег в том же месте, его никто не беспокоил. Назавтра счастливые горожане передавали, что на этот раз великий гость спал на пять минут меньше. Так была спасена честь города.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»