Из цикла «Великие раввины», темы: Виленский Гаон, Аскетизм, Изучение Торы, Праведник, Рав Реувен Пятигорский
Дер-Вильнер Гаон, Элияу бен Шломо Залман (1720-1797), знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства. Его необычные способности проявились уже в раннем детстве, когда ему не могли подыскать подходящего учителя. Отличался фантастическим трудолюбием и поразительной памятью, что на фоне мощного интеллекта быстро превратило его в выдающегося еврейского мудреца не только своей эпохи, но и последующих поколений. Гаоном (гением) его звали при жизни: Агаон раби Элия, сокращенно Агра.
Несмотря на крайнюю бедность, не соглашался занять раввинский пост, чтобы не отвлекаться от занятий Торы. С юности стяжал славу святого человека, за что уже в 20-летнем возрасте получил приставку к имени — Хасид, Благочестивый. Пользовался легендарной любовью среди всех сословий.
Никогда не публиковал своих произведений, но, поскольку состоял в переписке со всеми авторитетами в области Закона, считался среди них первым по уровню эрудиции и способности предельно ясно обосновать решение. Прекрасно владея светскими науками своего времени, оставил после себя до семи десятков рукописей с комментариями на Тору и оба Талмуда, в которых использовал свои феноменальные знания во всех областях. Но главной его чертой была безграничная преданность Торе. Он говорил: «Праведники стремятся не к приятному или полезному, а к тому, что только одно и является добром, — к исполнению заповедей Торы». Умер он в Суккот, сжимая в одной руке этрог с лулавом, в другой нити цицит.
Известно, что спал он час днем и час ночью. Как-то проезжая через один город, он остановился в доме местного раввина. Ученики ешивы приставили к окну его комнаты на втором этаже лестницу, по которой всю ночь по очереди поднимались посмотреть «как учится Агра». Наутро раввин объявил, что Гаон, утомившись с дороги, проспал на пять минут больше обычного и уехал расстроенный. Все решили, что причиной его усталости был шум за окном. Поэтому, когда Гаон на обратном пути вновь остановился на ночлег в том же месте, его никто не беспокоил. Назавтра счастливые горожане передавали, что на этот раз великий гость спал на пять минут меньше. Так была спасена честь города.
Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»
Тот факт, что жена мало его благодарит, не проистекает из ее злой натуры или из того, что она не ценит его личность или действия
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Жертвоприношения демонстрируют близость человека ко Всевышнему. Еврей, который подчиняет свои мысли Творцу, возвышается над физической природой.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Истории о праведниках, демонстрирующие их внимание к ближнему. Почему Хафец-Хаим говорил о еде?
Рав Шауль Вагшал
В целях получения ссуды нельзя льстить потенциальному заимодавцу. После ее получения запрещено оказывать заимодавцу дополнительные услуги, которые не оказывались в прошлом. Всё это может подпадать под запрет о взимании процентов.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Лейб-Нахман Злотник
На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
После выхода из Египта евреи обрели физическую свободу. Разум в наиболее глубоких духовных его проявлениях пришел к ним только после дарования Торы. Отсчитывая омер, мы идем по следам наших предков.