Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Перечислите, какие молитвы женщина должна читать с самого пробуждения до завершения дня?

Темы: Женщина, Еврейская молитва, Рав Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Здравствуйте, помогите мне, пожалуйста, я нигде не могу найти самый верный порядок благословений и молитв утреннего пробуждения потому, что везде всё по-разному, все люди говорят свои варианты и никто не может мне дать правильный ответ. И в разных Сидурах я тоже смотрела и видела разный порядок. Скажите мне, пожалуйста, весь правильный порядок, что должен делать человек после того, как проснулся? Перечислите, пожалуйста, всё по порядку, с самого пробуждения человека после ночного сна и до завершения дня, что он должен делать, какие молитвы читать. Заранее большое спасибо. N.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемая N.,

Мудрейший из людей, царь Шломо, величайшим качеством женщины считал богобоязненность: «Богобоязненная женщина превознесена!» (Мишлей 31:30). А в чём заключается богобоязненность? Пишет великий Хазон Иш — «в исполнении законов Торы и мудрецов». В основном, законы, которые обязана выполнять еврейская женщина, не отличаются от тех, которые должны выполнять мужчины. То, что запрещено мужчинам, за редкими исключениями запрещено и женщинам. А предписывающие заповеди для мужчин и женщин в определенной мере различаются, что связанно с особенностью природы и задач тех и других. В отличие от мужчины женщина благословляет Творца за то, что Он создал её по воле Своей — вверил ей еврейский дом, поддержание мира в нём, воспитание детей. Поскольку работа по дому, забота о муже и детях, в основном, ложатся на плечи женщины, Тора и мудрецы освобождают её от выполнения ряда заповедей, обязательных для мужчин.
 
Вы спрашиваете о порядке молитв, которые читают еврейские женщины. В этой области также существуют некоторые «послабления» — речь идет о количестве молитв и о временных границах. То, что Вы до сих пор получали разные ответы, вполне объяснимо. Ведь по многим вопросам существуют различные точки зрения, иногда обычаи, принятые в разных общинах, могут различаться. Предлагаю Вашему вниманию определённый порядок, согласно которому молится большинство еврейских женщин. Возможно, если Вы продолжите выяснять этот вопрос, другие люди ответят Вам иначе. Но иногда при выяснении закона важно знать, где остановиться в поиске истины.
 
Начнём с пробуждения. Проснувшись, женщина произносит молитву Мода Ани («Благодарю Тебя…») и сразу вслед за этим омывает руки. После того, как она привела себя в порядок — умылась, оделась и так далее, — она читает по порядку благословения: на утреннее омовение рук, после посещения туалета, благодарность за возвращение души, благословения на изучение Торы и утренние благословения.
 
Женщины имеют право читать все молитвы, которые читают мужчины, но, когда речь идёт о том, какие из них она обязана произносить по закону, оказывается, что их гораздо меньше. Женщины обязаны читать главы о постоянных, очистительных жертвоприношениях, о жертве всесожжения и храмовых воскурениях так же, как мужчины (Маген Авраам, раздел Орах Хаим 47, 14; Беур Галаха, там же). Однако на практике сложилось так, что женщины этого не читают. Они обязаны читать Псукей де-Зимра, по крайней мере, Барух Ше-Амар («Благословен Тот, по слову Которого возник мир…»), Ашрэй («Счастливы пребывающие в доме Твоем…») и Иштабах — «Да будет вечно прославляемо…» (Ковец Тшувот 1, 14). От молитвы Шма, Исраэль женщины освобождены, но было бы правильно прочитать, по меньшей мере, первый стих из Шма, Исраэль, а также Барух Шем — «Благословенно имя славы царства Его…» (Шулхан Арух, Орах Хаим 70, 1). Но нет обязанности произносить это в течение временного отрезка, установленного для чтения Шма (Эшель Авраам, Орах Хаим 70). Если женщина читает Шма полностью, то ашкеназке следует предварить чтение фразой к-Эль Мелех Нээман («Б-г, Царь верный!»), а сефардка удваивает фразу Ад-ной Элой-хем Эмет («Господь, Б-г ваш, — истина»). Затем женщины читают благословения после Шма  и Шмонэ эсрэ (Шулхан Арух106, 1; Мишна Брура, там же, 4 и 70, 2). После этого читают Алейну («На нас возложено прославлять…»), и очень желательно прочитать также Эйн ке-Эло-йну («Нет никого, подобного Б-гу нашему…») и главу о воскурениях (Махазэ Элияу 20).
 
Женщины обязаны читать Шмонэ эсрэ также и в Минху (Шулхан Арух 106, 1; Мишна Брура, там же, 4).
 
Читать Маарив женщины не обязаны, но те, которые читают Маарив, произносят Шма, Исраэль, благословения после Шма, Исраэль и Шмонэ эсрэ (Мишна Брура 70, 2).
 
Шма, Исраэль перед сном и благословение А-Мапиль («Смежающий сном глаза мои…») женщины читают (Мишна Брура 239, 16), а Кидуш Левана («Освящение Луны») — не читают (Мишна Брура 426, 1).
 
По вопросу, обязана ли женщина читать Мусаф, мнения поским (галахистов) разошлись. Но в Рош а-Шана и Йом-Кипур женщины читают и Маарив, и Мусаф, и Нэилу и произносят Видуй. В канун Йом-Кипура женщины благословляют детей (Матэ Эфраим 619, 2) и читают Тфила Зака.
 
Женщина, у которой умерли родители, читает молитву о возвышении их душ — Изкор — в те дни, когда это принято делать: Йом-Кипур, Шмини Ацерет, 7-ой, а в странах диаспоры —8-ой день Песаха,Шавуот (в странах диаспоры — во второй день), даже если она не идёт в синагогу, а молится дома. Женщины не обязаны присутствовать при общественном чтении Торы (Мишна Брура 282, 12). Они читают Алель во время пасхального сэдэра (Маген Авраам, Орах Хаим 422, 5; Мишна Брура, там же), а согласно некоторым мнениям — и в Хануку (Шевет а-Леви 1, 205).
 
Приведём несколько таблиц, в которых постараемся наглядно показать, какие молитвы следует предпочесть, когда нет достаточно времени, чтобы произнести все, а также — когда у женщины есть возможность прочесть даже больше, чем она обязана согласно букве закона.
 
Таблица 1. Молитва Шахарит когда время ограничено
 
Молитвы в порядке их расположения в Сидуре
Степень важности молитвы
  1. Благословения на изучение Торы
3
  1. Утренние благословения
2
  1. Первый стих из Шма, Исраэль и Барух Шем
4
  1. Благословения после Шма, Исраэль
5
  1. Шмонэ Эсрэ
1
 
Таблица 2. Молитва Шахарит, когда есть немного больше времени
 
Молитвы в порядке их расположения в Сидуре
Степень важности молитвы
  1. Благословения на изучение Торы
3
  1. Утренние благословения
2
  1. Лэ-олам ийе адам («Всегда следует человеку вести себя богобоязненно…»)
9
  1. Барух Ше-Амар, Ашрей, (в субботу — Нишмат — «Пусть душа всего живого восхваляет…») и Иштабах
6
  1. Первая фраза из Шма, Исраэль и Барух Шем
4
  1. Благословения после Шма, Исраэль
5
  1. Шмонэ эсрэ
1
  1. Алель в Хануку
8
  1. Мусаф (суббота, праздники, новомесячье)
7
 
Таблица 3. Молитва Шахарит, когда нет ограничений во времени и женщина хочет прочесть молитву целиком
 
Молитвы в порядке их расположения в Сидуре
Степень важности молитвы
  1. Благословения на изучение Торы
3
  1. Утренние благословения
2
  1. Лэ-олам ийе адам
9
  1. Барух Ше-Амар, Ашрэй, (в субботу — Нишмат) и Иштабах
6
5.      Остальные Псукей дэ-Зимра
13
6.      Благословения перед Шма, Исраэль
12
7.      Первый стих из Шма, Исраэль и Барух Шем
4
8.      Первая глава Шма, Исраэль
10
9.      Вторая и третья главы Шма, Исраэль
11
  1. Благословения после Шма, Исраэль
5
  1. Шмонэ Эсрэ
1
  1. Алель в Хануку
8
13. Алель (кроме ханукального)
14
  1. Мусаф (суббота, праздники, новомесячье)
7
15
16. Ашрэй, Ла-Менацеах («Для руководителя хора…» — Тэилим 20), У-ва лэ-Цион («И придет к Сиону избавитель…»)
17
17. Алейну
16
18. Остальные части молитвы
18
 
Таблица 4. Псукей дэ-Зимра в будние дни
 
Псукей дэ-Зимра будних дней в порядке
их расположения в Сидуре
Степень важности
  1. Барух Ше-Амар, Ашрэй и Иштабах
1
  1. Оду («Благодарите Господа…»), Ромэму («Превозносите…») до слов Вэ-У Рахум («И Он, Милосердный…»)
6
  1. Ромэму после слов Вэ-У Рахум
8
  1. Ийе Хвод со слов Вэ-У Рахум
7
  1. Алелу-ка, Алелу Эт Ад-ной (Тэилим 148)
3
  1. Алелу-ка, Алелу к-Эль бэ-Кадшо (Тэилим 150)
2
  1. Остальные главы Тэилим Алелука («Восхвалите Б-га!»)
4
  1. Ва-Йеварэх Давид («И благословил Давид…») до слов лэ-Шем Тифартэха «…славное Имя Твое»
5
  1. Остальные Псукей дэ-Зимра будних дней
9
 
Таблица 5. Псукей дэ-Зимра в субботу для Нусах Ашкеназ
 
Субботние Псукей дэ-Зимра в порядке
их расположения в Сидуре
Степень важности
  1. Барух Ше-Амар, Ашрэй, Нишмат и Иштабах
1
  1. Оду до слов Вэ-У Рахум
6
  1. Оду со слов Вэ-У Рахум
8
  1. Ла-Менацеах Мизмор лэ-Давид (Тэилим 19)
10
  1. Лэ-Давид бэ-Шаното (Тэилим 34)
11
  1. Тфила лэ-Моше (Тэилим 90)
12
  1. Оду ла-Ад-ной Ки Тов (Тэилим 136)
14
  1. Мизмор Шир лэ-Йом а-Шабат (Тэилим 92), а также Ад-ной Малах (Тэилим 93)
13
  1. Остальные Псукей дэ-Зимра, которые добавляют в субботу
15
  1. Ийе Хвод со слов Вэ-У Рахум
7
  1. Алелу-ка, Алелу Эт Ад-ной
3
  1. Алелу-ка, Алелу к-Эль бэ-Кодшо
2
  1. Остальные главы Тэилим Алелука
4
  1. Ва-Йеварэх Давид до слов лэ-Шем Тифартэха
5
  1. Остальные Псукей дэ-Зимра будних дней
9
 
Таблица 6. Псукей дэ-Зимра в субботу для Нусах Сфарад и для сфарадим
 
Субботние Псукей дэ-Зимра в порядке
их расположения в Сидуре
Степень важности
1.       Оду до слов Вэ-У Рахум
9
2.       Оду со слов Вэ-У Рахум
10
3.       Ла-Менацэах Мизмор ле-Давид
11
4.       Лэ-Давид бэ-Шаното
12
5.       Тфила ле-Моше
13
6.       Оду ла-Ад-ной Ки Тов
14
7.       Барух Ше-Амар, Ашрэй, Нишмат и Иштабах
1
8.       Мизмор Шир лэ-Йом а-Шабат, а также Ад-ной Малах
8
9.       Остальные Псукей дэ-Зимра, которые прибавляют в субботу
15
10.   Ийе Хвод со слов Вэ-У Рахум
6
11.   Алелу-ка, Алелу Эт Ад-ной
3
12.   Алелу-ка, Алелу к-Эль бэ-Кодшо
2
13.   Остальные главы Тэилим Алелука
4
14.   Ва-Йеварэх Давид до слов лэ-Шем Тифартэха
5
Остальные Псукей дэ-Зимра будних дней
7
 
Таблица 7. Молитва Минха (когда совсем мало времени, женщина в Минху может прочесть только Шмонэ Эсрэ)
 
Молитвы в порядке их расположения в Сидуре
Степень важности
1.       Ашрэй
3
2.       Шмонэ Эсрэ
1
3.       Таханун
2
4.       Алейну
4
 
Таблица 8. Молитва Маарив (когда мало времени, женщина Маарив может не читать вообще)
 
Молитвы в порядке их расположения в Сидуре
Степень важности
1.       Благословения перед Шма, Исраэль
7
2.       Первый стих из Шма, Исраэль и Барух Шем
3
3.       Первая глава из Шма, Исраэль
5
4.       Вторая и третья главы из Шма, Исраэль
6
5.       Первое благословение после Шма, Исраэль
1
6.       Второе благословение после Шма, Исраэль
2
7.       Шмонэ Эсрэ
4
8.       Алейну и другие молитвы в конце Маарива (Лэ-Давид — Тэилим 27, Шир а-Маалот — Тэилим 130)
8
 
Добавим несколько важных замечаний, касающихся молитвы.
 
1.      Если утром сначала прочли Шмонэ Эсрэ, после уже нельзя произносить благословение на омовение рук, Элокай, нэшама («Б-г мой! Душа, которую Ты дал мне…»); Мекадэш эт Шимха бэ-Рабим («…Освящающий Имя Свое среди многих» — благословение в память о принявших смерть за веру, начинается словами «Ты был Таким же до сотворения мира…»), Барух Ше-Амар и Иштабах. Поэтому все эти благословения нужно прочесть перед Шмонэ Эсрэ.
2.      Следует установить постоянное место для молитвы и не менять его без серьезной необходимости. «Местом» считается не строго определенная точка, а пространство вокруг такой точки радиусом два метра (Шулхан Арух, Орах Хаим 90, 19; Мишна Брура, там же, 59 и 60).
3.      Перед началом молитвы следует омыть руки без благословения, помимо утреннего благословения на омовение рук (Шулхан Арух, там же, 92, 5; Мишна Брура, там же, 25).
4.      Перед началом молитвы необходимо одеться так, чтобы «не стыдно было предстать перед важной персоной» (Шулхан Арух 91, 5; Мишна Брура, там же, 11 и 12).
5.      При произнесении благословений и молитв запрещено заниматься посторонними делами (Шулхан Арух, там же, 89; 3, 7).
6.      При чтении Шмонэ Эсрэ запрещено держать в руках любую постороннюю вещь (Мишна Брура 96, 4).
7.      Если что-то мешает сосредоточиться на молитве, например, плач ребенка, разрешено решить проблему, не прерываясь на разговоры (Шулхан Арух, там же, 90, 27; Мишна Брура, там же, 84, а также 104, 1).
 
Завершить этот краткий ответ хотелось бы цитатой из книги Мишна Брура (47, 10): «Отец и мать должны постоянно молиться о том, чтобы их дети удостоились изучать Тору, были праведниками и обладали прекрасными человеческими качествами».
 
С большим уважением, Лейб-Нахман Злотник

Читайте: обзор по теме Еврейская молитва и благословения"

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше