Темы: Завещание, Кремация, Еврейский закон, Похороны, Траур, Катастрофа, Виктория Ходосевич
Кремация всегда противоречила еврейским ценностям. Она умаляет ценность и святость жизни и «отрицает» существование души и высших миров.
Моя сестра, Кэрол Рут Райски, переехала во Флориду несколько лет назад. Теплый влажный климат оказался благоприятным для ее здоровья, и она купила небольшую квартиру в районе, где жили ее многочисленные друзья. Этот переезд также подтолкнул ее к постепенному переосмыслению своих духовных ценностей.
Кэрол давно решила, что после смерти ее тело должно быть кремировано, а прах развеян на пляже недалеко от дома. Я очень не одобрял эту идею, но, зная упрямый характер сестры и ее стремление всегда поступать по-своему, не спорил; это только обострило бы наши отношения.
Как-то раз, вскоре после установки плиты на могиле нашего отца, зашел разговор об организации наших собственных похорон, и я сказал, что еврей, который выбирает кремацию, фактически делает работу нацистов за них. Эти слова определенно вызвали у нее дискомфорт. Во время нашей следующей встречи она обмолвилась, что уже не так уверена в своем решении о кремации и обдумывает его плюсы и минусы. К тому времени она перенесла несколько госпитализаций и, очевидно, всерьез задумывалась об уходе.
Здоровье Кэрол продолжало ухудшаться. Однажды нам позвонили из госпиталя, куда ее привезли в бессознательном состоянии, чтобы мы дали соответствующие распоряжения и согласие на процедуры. В тот раз ей суждено было поправиться и после долгой госпитализации вернуться домой. Но именно в этот трудный период сестра окончательно решила, что хочет быть похороненной по еврейским законам, и изменила свое завещание, отдав нужные распоряжения.
27 апреля 2014 года Кэрол умерла в своем доме. В день ее похорон небо было серым и мрачным. Когда засыпали могилу, пошел дождь. Мы увидели в этом знак Свыше, и это дало нам некоторое утешение. Кэрол была похоронена по-еврейски.
Кремация всегда противоречила еврейским ценностям. Она умаляет ценность и святость жизни и «отрицает» существование души и высших миров. Преимущества же, которые рекламируют сторонники кремации (например, экономичность и экологичность), весьма сомнительны. Традиционные похороны дали семье и друзьям Кэрол чувство завершенности и утешения, а кремация только усугубила бы душевную травму.
Что было бы, если бы Кэрол не изменила свое завещание? Ее тело кремировали бы на следующий день, 28 апреля. По еврейскому календарю — это 28 Нисана, Йом ха-Шоа, День Памяти Жертв Холокоста. Какая злая ирония получилась бы, если бы Йорцайт Кэрол выпал на этот день!
Решение об организации похорон — не просто вопрос личных предпочтений. Оно влияет на наших близких и в каком-то смысле даже резонирует во всем мире. Это продолжение еврейской традиции, восходящей к временам, когда Авраам купил пещеру Махпела чтобы похоронить Сару.
Всевышний помогает тем, кто стремится исполнить Его волю. История Кэрол наглядно и убедительно это подтверждает.
Кеннет Райски, Aish.com
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»