Темы: Талмуд, Устная Тора, История, Моше Пантелят
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак мы можем знать, что Устная Традиция не дошла до нас в очень измененном виде?
Обратимся за помощью к археологам. В Массаде была найдена миква, устройство и размеры которой точно соответствуют талмудическому описанию и современной практике. А законы миквы даны в тексте Пятикнижия только намеком, подробное их изложение в Талмуде было записано через четыреста лет после разрушения Массады. Значит Талмуд не изобрел ничего нового, а только зафиксировал древнюю традицию. Еще один факт: в пещерах около Хирбет Кумран были найдены несколько пар тфилин — «по Раши», а в пещерах Вади Мурабаат (неподалеку от Массады) Йигаль Ядин нашел тфилин «по рабейну Там». Сама по себе находка указывает на древность и аутентичность Устной Торы. Ведь в Письменной Торе упомянуты только «знаки на руке и украшения между глаз», а то, что имеются в виду тфилин, говорит только Устная Тора, записанная в Мишне более чем через сто лет после того, как погибли последние обитатели этих мест. Но что самое интересное: получается, что известный нам спор между средневековыми комментаторами Талмуда (Раши и рабейну Там) о порядке отрывков в тфилин на самом уходит корнями в глубокую древность.
Это конечно не доказательство, скептик может сказать: «Вы привели 2 примера, удобных для Вас, а может быть есть сотни законов, претерпевших изменения в ходе истории. Верно, я привожу только иллюстрации, примеры. Но человеку искренне ищущему ответы на свои вопросы, достаточно и этих двух примеров для того, чтобы получить представление о сохранении Устной Торы на протяжении тысячелетий.
Редакция Толдот
Биография автора нашего сайта
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Овадья Климовский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Моше Ойербах
Рав Эльяким Залкинд
Рабейну Гершом добавил к Торе запрет многоженства?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его