Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли играть в ханукальный волчок на деньги? Ведь еврею запрещены азартные игры!

Темы: Ханука, Рав Зеев Гершензон, Азарт, Игра

Отложить Отложено

Здравствуйте! Может ли взрослый человек играть в севивон? И может ли, тем более, играть с детьми на деньги? Ведь еврею запрещено играть в азартные игры! Вообще, откуда происходит эта игра, что она символизирует? Упоминается ли она где-то в наших святых книгах? Благодарю заранее! R.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый R.!

Вы задаете очень интересный вопрос. Что такое севивон? Это волчок, обычно квадратный в верхней части, на четыре стороны которого нанесены буквы еврейского алфавита: נ — нун, ג — гимель, ה — hей, ש — шин. Считается, что эти буквы «намекают» на чудо Хануки, это начальные буквы слов нес гадоль hайа шам — «Великое чудо случилось там»[1].

Играть в ханукальный севивон (его еще называют дрейдл, на идиш) — древний еврейский обычай, он «намекает» на глубокие и возвышенные предметы и упоминается в книгах наших мудрецов[2].

Из книги Оцар Минhагей Йешурун следует, что обычай этот возник еще в период греческого владычества, когда евреям запрещалось изучать Тору и выполнять заповеди. Евреи делали это подпольно, а когда появлялись враги — делали вид, что собрались вместе не для изучения Торы, а чтобы играть в игру, подобную игре в наш ханукальный волчок.

Книга Сиах Сарфей Кодеш приводит еще одно объяснение этого обычая: чтобы маленькие дети не уснули и смогли присутствовать при зажигании ханукальных свечей и участвовать в общей радости, их занимают веселой игрой. Благодаря игре они обращают внимание также и на горящие свечи Хануки.

В четырех буквах, начертанных на севивоне, содержится намек на четыре силы, «замешанные» в человеке: נפשי (душа человека), גופני (сила тела), שכלי (сила разума) и הכל (Высшая сила, Включающая в себя всё, Управляющая всем миром). А также — намёк на Машиаха, ведь гематрия (числовое значение этого слова משיח = 358) равняется гематрии букв на севивоне (נ',ג',ה',ש' = 358)[3]. Именно Машиах способен привести эти силы к исторической реализации и вывести еврейский народ из рассеяния, начало которого было ознаменовано усилиями искоренить изучение Торы и выполнение заповедей в народе Израиля.

Шульхан Арух[4] действительно запрещает играть в азартные игры на деньги, сообщая нам следующее: «Люди, которые играют в кости или камешки и уславливаются между собой: кто победит в игре — получит такую-то сумму от остальных участников; а также те, которые устраивают соревнование животных или птиц и уславливается: чье животное победит в драке или пробежит быстрее других, получит от остальных такую-то сумму; и те, которые играют в прочие подобные игры, — нарушают запрет…»[5].

Но мудрецы говорят, что отец, который играет со своим ребенком в Хануку в севивон, этот запрет не нарушает[6]. Ведь причина запрета — сходство выигрыша в азартной игре с грабежом (см. прим. 5). А согласно еврейскому закону имущество ребенка, пропитание которого возложено на его отца, — принадлежит отцу. О каком же грабеже может идти речь?!

Можно отметить, что в хасидских общинах принято также «играть» в севивон следующим образом[7]: кидают севивон и по букве, которая выпадет, определяют, на какие благотворительные цели пойдут ханукальные пожертвования.

Известно, что Рав Хатам Софер выполнял этот древний еврейский обычай, и в один из вечеров Хануки играл в севивон из серебра, хранившийся у него[8].

С уважением, Зеев Гершензон


[1] В Стране Израиля можно найти и волчки с четвертой буквой פ — пэй, в таком случае переводят не «там», а «здесь» — на иврите по.

[2] См. 5-ю главу книги о еврейских обычаях Рава Хатам Софера, а также книгу Бней Иссахар, 2-ой маамар, п. 25.

[3] См. книгу Бней Иссахар, там же, а также Пискей Тшувот, симан 670:4.

[4] Хошен Мишпат, симан 370.

[5] Подробнее см. в первоисточнике, одна из причин запрета: такие действия напоминают грабеж.

[6] См. Пискей Тшувот, симан 670:4, прим. 25.

[7] Такая игра тоже, разумеется, не относится к категории «азартных игр, запрещенных в иудаизме».

[8] См. Пискей Тшувот там же.

Читайте также: Игры, азарт и азартные игры в иудаизме

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше